Беляев, В. «Лепшая зямля» : [беседа с В. Беляевым, российским композитором] / В. Беляев ; беседовала Н. Зигуля // Могилевская правда. — 2013. — 3 мая. — С. 1, 13.
Под таким названием профессор московской академии имени Гнесиных Владимир Беляев предложил организовать в Могилеве культурно-патриотическое движение. Этой идеей был проникнут и авторский концерт российского композитора, который прошел в сопровождении оркестра народных инструментов имени Леонида Иванова под управлением дирижера Николая Алданова в стенах Могилевского филиала академии музыки. Специально для этого выступления композитор написал кантату для детского хора и народного оркестра «Лепшая зямля», которая была навеяна его воспоминаниями о малой родине. Ведь мама композитора родом из быховской деревни Кузьковичи. Знакомство с могилевским коллективом у Владимира Беляева состоялось 2 года назад, когда оркестр выступал в академии Гнесиных на фестивале «Музыка России». Композитор вспоминает: выступление вызвало настоящий восторг — отточенное, изящное, музыкальное. И профессор знаменитой «Гнесинки» почувствовал, что нашел единомышленников, с которыми можно поднять народную музыку на более высокий уровень.
— А еще у нас с Николаем Михайловичем родилась очень интересная идея — создать в Могилеве культурно-патриотическое движение «Лепшая зямля», — поделился Владимир Беляев. — Все мы занимаемся одним и тем же — воспитываем детей, даем концерты, пытаемся сохранить традиции, но делаем все это в одиночку, незаметно для большинства. Если мы организуем фестиваль, мы соберем все силы, все концерты в одно большое мероприятие — это будет событие, явление.
С Николаем Алдановым мы побывали у владыки Софрония и предложили в рамках этого проекта провести 3-дневный «Рождественский фестиваль» под патронажем православной церкви. Он нас поддержал. К этому событию попробуем разучить мою святочную кантату «Матушка Мария», которая представляет собой обработки рождественских и святочных народных песен. Эти песни в 19 веке знали все и пели все. Сегодня, увы, их не поют, и молодежь даже не знает об их существовании. А ведь так быть не должно.
— Насколько сложно воплотить в жизнь такие проекты?
— В Беларуси теме патриотического воспитания детей и молодежи уделяется больше внимания, чем в России. У вас хорошо понимают, что без культуры, без сохранения национальных традиций не бывает страны, она исчезает. Я сюда привез диск «Живая музыка Победы». Это мой концерт на Красной площади, который состоялся в 2005 году в честь 60-летия Парада Победы. Я сделал обработки песен Великой Отечественной войны для оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, сводных хоров Москвы и ведущих солистов России. На нем присутствовало около 10 тысяч человек. Этот концерт выдвинут на премию Союзного государства. Я подарил диск с его записью Александру Лукашенко, и мне пришло от него благодарственное письмо за вклад в патриотическое воспитание.
— В Могилеве проходит много различных фестивалей, концертов, в том числе духовной музыки. Какую нишу займет этот проект?
— Хотелось поднять интерес к народному оркестру — это специфическое достижение национальной культуры. Симфонический оркестр пришел к нам с Запада. Это устоявшаяся музыка западного образца. Мы должны пользоваться всем ценным, что создало человечество, но у нас есть свое национальное, чего нигде нет. Те же цимбалы. Если их не будет — национальная культура что-то потеряет. Цимбалы, входящие в народный оркестр, — это специфика только белорусов. Иногда говорят: нам не нужна народная музыка, достаточно симфонической. Не достаточно. Всего должно быть в меру. У всего есть свои поклонники, почитатели. Одни любят симфонический оркестр, другие эстрадный. Должен быть выбор. Сейчас в школах не могут определиться, какую религию изучать. Была концепция, что дети должны знать основы всех, а потом выбирать. Так же и с искусством. В школах надо знакомить детей и с музыкой для народного оркестра, и с симфонической, и с рок-музыкой, и с джазовой. Они должны знать все. Чтобы не было, как в известном анекдоте про двух собачников. Один говорит: «А моя собака мясо не ест». «Ну, такого не бывает», — не верит другой. «Нет, бывает, — парирует первый. — Я просто ей не даю». Мы своим детям тоже не даем знакомиться с народным оркестром, симфоническим — они их и не знают. А знают лишь то, что в своих наушниках слушают. А народная музыка очень нам близка на генетическом уровне. Вот я сейчас в России работаю со звончатыми гуслями — самый старинный исконно славянский инструмент. Когда они играют, у людей на глазах появляются слезы. Неведомые струны тянутся к нам от наших предков. Точно так же, когда играют цимбалы, что-то откликается в душе белорусов. Их далекие предки, возможно, слушали эту музыку. А мы представляем точную копию всех наших поколений. Если они это любили, нам это тоже очень близко.
— Зачастую бывает так, что как только артист достиг определенных высот, уезжает. И никакие благие намерения, никакой патриотизм его не удержат. В той же Москве и возможностей больше, и зарплаты выше.
Москва — это определенная ступень. Как только наши певцы получают за рубежом лауреатский диплом, они действительно часто уезжают в Европу. Все зависит от позиции местных властей. Если в Могилеве любят искусство и создадут условия для его развития, то талантливые люди обязательно сюда вернутся. Та же Анна Нетребко имеет все в Европе, но построила квартиру в Питере рядом с Оперным театром. Для нее главное Питер, там стала певицей, там ее ценят — в этом смысл искусства. А сейчас — мир открыт. Главное, любить искусство, и тебя заметят. А разницы, где учиться — в Могилеве или Москве, — нет.
— В нынешнем вашем концерте много духовной музыки, созданной по мотивам народных произведений…
— Мне очень понравилось, как студентка Могилевского филиала академии музыки Татьяна Зузина исполнила «Аве Мария» и «Богородица Дева, радуйся». Она очень точно передала ту суть, которая была заложена в произведениях. Это два взгляда на Богородицу — европейский и православный. Я их сблизил. «Аве Мария» в Европе всегда преподносилась как музыка для концертного исполнения. А в России «Богородица Дева, радуйся» читалась в храме. Если она и пелась, то в традициях русской духовной музыки. А я попробовал ее написать в европейской стилистике. Чтобы это была русская «Аве Мария» с открытостью и эмоциональностью чувств, красивая по мелодике. Я доволен, что ее с удовольствием поют и взрослые, и дети. Мне однажды сказали: «А мы ее поем в ЖЭКе под гитару».
— Навестить родные места удалось?
— Наши родственники давно разъехались, но я обязательно как-нибудь побываю в деревне. Фамилия моего рода—Сафоновы. Предполагаю, что род Сафоновых произошел от сочетания двух слов: с Афона вы. Может, кто-то из моих предков был на Афоне? Знаю, что мой прадед в 83 года в 1943-м из Кузькович пешком пошел в Могилев, чтобы проведать находившегося в плену сына. Немцы сына выпустили – был день рождения Гитлера. А прадед не выдержал этого путешествия, вскоре умер.
— А откуда музыканты в семье?
— Моя мама обладала прекрасными вокальными данными, но не смогла посвятить себя музыке – был голод, страшная бедность. Дядя тоже имел музыкальный слух, но не на что было купить даже карандаши и бумагу. Мне повезло реализовать потенциал, который был заключен в нашем роду. И большое значение имела встреча с известным русским композитором Дмитрием Кобалевским. Я стал с ним заниматься, сотрудничать, переписываться. Потом поступил в Московскую консерваторию, закончил как композитор, началась моя творческая жизнь.
— Какие надежды возлагаете на проект «Лепшая зямля»?
— Очень хотелось бы, чтобы музыкальные школы, колледжи, академии вышли за рамки обычных учебных заведений. Показатель их мастерства – это, как правило, отчетный концерт. Пока это делается для себя, для педагогов. Но надо отчитываться не перед собой и учителями, а перед соседней общеобразовательной школой, горожанами. Традиционно сложилось, что зачет провел, галочку поставил – и успокоился. И не надо суетиться, придумывать, кого-то приглашать. Дополнительная деятельность напрягает, сейчас на энтузиазме мало что делается. Хочется, чтобы искусство все же было для народа.
Если у нас получится воплотить проект в Могилеве в течение года, тогда можно будет выходить на правительственный уровень с предложением, как распространить опыт по всей Беларуси. Я думаю, руководство страны нас поддержит. Здесь очень благоприятная обстановка, чтобы это сделать. Есть осознание на правительственном уровне того, что искусство – это сохранение народа, нации. Если традиции не сохранить, не будет и нации.