Соловьева, Л. Классная работа Архипова / Любовь Соловьева // СБ. Беларусь сегодня. — 2024. — 5 октября. — С. 10.
«Чтобы зажечь других, надо гореть самому» — такому жизненному принципу следует молодой учитель из Могилева
Интересные уроки истории в свое время так впечатлили Сергея Архипова, что теперь он сам зажигает любовь к профессии педагога в юных сердцах. Молодой учитель одновременно военрук, историк и классный руководитель в средней школе № 15 Могилева. Что он успешен в каждом из направлений, подтверждают призовые места в различных конкурсах. Два года назад Сергей Алексеевич стал лучшим классным руководителем Могилева, а недавно победил в городском этапе республиканского конкурса молодых работников предприятий, организаций и учреждений «SuperПРОФИ-2024».
— Важны не столько дипломы, сколько приток творческого вдохновения, который эти конкурсы дают. Перенимаешь опыт у коллег, развиваешься семимильными шагами. Затем эти новинки и свежие подходы к детям приносишь в класс. Это очень важно, — рассуждает Сергей Архипов.
Сергей родился в Быхове. До девятого класса целенаправленно готовился к поступлению в медицинский — в роду многие носили белые халаты. Но потом в школу пришла Татьяна Волчкова — новый учитель истории, и ориентиры поменялись.
— Ее уроки всегда были разнообразными, наполненными. Меня история интересовала и раньше, но тут я буквально заболел предметом, — вспоминает педагог. — Когда после университета пришел на отработку в родную школу № 2 Быхова, именно Татьяна Исаковна помогла погрузиться в педагогическую деятельность. Благодаря такому опытному помощнику в первый же год победил в конкурсе лучших молодых специалистов «Призвание — педагог» и прошел отбор на область в «Учителе года». А еще мы вместе разработали музейное занятие, которое Министерство образования отметило грамотой.
Но главное — учительский тандем помог каждому привнести новшества в уроки истории. Сергей Архипов запустил собственный проект — видеоблогинг. Дети самостоятельно снимали ролики на разные темы, для этого переодевались, продумывали сценарий, подключая иногда всю семью. Так, например, была воссоздана городская жизнь на белорусских землях в XVI-XVII веках, креативили на тему «Хлеб всему голова!».
В учительском арсенале также разработанные вместе с педагогом-организатором велоэкскурсии, маршруты пеших прогулок, записанный аудиогид по достопримечательностям областного центра, перечисляет Сергей Алексеевич:
— Использую много интерактива и наглядности, к счастью, современные технологии позволяют в этом плане развернуться. Согласитесь, нам тоже было не сильно интересно читать большие текстовые блоки без картинок.
Нынешние дети, отмечает учитель, отличаются от предшественников — неусидчивостью, закрытостью, отстраненностью от реальности:
— Многим проще общаться онлайн, чем вживую, поэтому я всегда на связи в социальных сетях или мессенджерах.
Когда Сергей Архипов переехал из Быхова в Могилев, попросил у руководства школы попробовать себя в роли военрука, и теперь это его основное направление.
— Человек всему может научиться, главное — желание. Своеобразным экзаменом стала «Вахта Памяти». Нужно было не оплошать на этом ответственном мероприятии, и у нас получилось! Затем начались «Орленок», «Зарничка», в которых тоже себя хорошо показали.
Военно-патриотическое воспитание не означает, что мы должны только маршировать и стрелять. В первую очередь нужно научить детей думать как патриоты, чтобы они, произнося слова: «Я люблю Беларусь и хочу служить Отечеству!», чувствовали ответственность за свою страну.
Весной старшеклассники победили в областном конкурсе «Я патриот своей страны». Участник состязаний Александр Денисов, ученик Архипова, вспоминает:
— Сергей Алексеевич поддерживал нас эмоционально и вносил корректировки в выступление — это была «Визитка» и художественный номер. Он советовал все осмысливать через личные эмоции. Я, например, рассказывал про героического прапрадедушку, который был связистом, прошел всю войну и погиб на подступах к Берлину, не дожив до Победы всего несколько дней. Представлял, через что пришлось пройти ему и боевым товарищам, сколько испытаний выпало на их поколение. Получилось очень искренне — судьи были тронуты.
Как классный руководитель Сергей Архипов, помимо информационных часов, поездок и экскурсий, обязательно проводит индивидуальные беседы со своими семиклашками и их родителями.
— У нас доверительные отношения. Благодаря этому удалось помирить нескольких школьников и решить конфликт между их родителями. В другой ситуации, когда у ребенка пропало желание ходить в школу, вместе с семьей нашли источник и устранили проблему.
|
|
|
Сергей Алексеевич ученикам не только педагог, но и друг, говорит Сергей Иванчиков из 11 «А» класса:
— Уважаем его, слушаемся, но при этом не боимся подойти с любым вопросом, хоть по учебе, хоть с чем-то личным. Нам очень нравится, что он следит за трендами, на одной волне с нами!
Накануне профессионального праздника молодой педагог в приятном предвкушении — перенявшие у него креатив ученики умеют удивлять. Как-то на День учителя устроили ему поздравление в виде квеста.
— Но еще большим сюрпризом для меня стало то, что уже несколько учеников пошли учиться на историков по моему примеру, — с гордостью рассказывает Архипов. — Это самый большой комплимент и подарок учителю!