Движение к новым горизонтам

Кукшинская, Е. Движение к новым горизонтам / Елена Кукшинская // СБ. Беларусь сегодня. — 2024. — 25 октября. — С. 18.

За 55‑летнюю историю на счету ОАО «Дорожно‑строительный трест № 3» тысячи километров дорог. Компания является флагманом в строительстве стратегических автомагистралей в Могилевской области.

Вдоль трассы Р-122 от Могилева до Чаусов на отрезке в 30 километров работает под полсотни единиц техники. Дорога из двухполосной превратится в четырехполоску. Движение здесь интенсивное, трасса ведет к девяти районам области и по направлению к России — этим и продиктована необходимость в ее расширении. Стоимость проекта 270 миллионов рублей. Это будет самая протяженная в области автомагистраль с цементобетонным покрытием. Генпод-рядчик объекта — ОАО «Дорожно-строительный трест № 3». Опыт строительства современных бетонок у организации уже есть: они выполняли реконструкцию участка этой дороги до тринадцатого километра, построили дорогу-дублер в Могилеве, приступили к строительству внутригородской кольцевой.

Руководителю проекта Р-122 Павлу Крачеву 33 года. По сути, он начальник всей этой масштабной стройки, в подчинении полторы сотни человек. Ему необходимо организовать логистику так, чтобы каждая единица техники работала с полной отдачей, никаких простоев и сбоев с поставками стройматериалов. Техника треста задействована и на песчаных карьерах, которые специально разрабатываются под большую стройку. Выпускник Белорусско-Российского университета пришел на предприятие дорожным мастером, это его второй объект в качестве руководителя проекта:

 Первым была дорога-дублер в Могилеве, которая должна снять нагрузку с городских дорог, снизить время в пути и повысить безопасность движения для пешеходов и водителей. В инфраструктуре объекта — кольцевая развязка, остановочные пункты, тротуары, велодорожки, площадки для отдыха, уличное освещение, система видеонаблюдения. Что касается Р-122, то ее безопасность и комфорт люди тоже оценят: транспортный тоннель, кольцевые развязки, пешеходные переходы, мосты и даже специальные переходы для лесных и домашних животных.

Павел Крачев.

Проектом предусмотрены ремонт и устройство железобетонных труб под дорожным полотном, под расширение трассы вырубают деревья, отсыпают земполотно. При этом работы надо организовать так, чтобы не мешать движению на автомагистрали. Конструкция дорожной одежды с цементобетонным покрытием представляет собой «слоеный пирог» высотой до полутора метров. Павел Крачев рассказал, что на каждом участке реконструкции своя технология, ведь если на существующем полотне необходимо срезать верхний слой и затем «нарастить» укрепление, то новая часть отсыпается с нуля. Заключительный этап — укладка тяжелого бетона — начнется в следующем году с наступлением оптимальных погодных условий.

Дорожная фреза с ювелирной точностью срезает ровно 20 сантиметров верхнего слоя старого асфальтобетонного покрытия. Машинист Дмитрий Фурсов отмечает, что компьютерные настройки помогают в работе, но только острый глаз и опыт гарантируют качество работ:

— Некоторые думают, мол, задал глубину и пошел фрезеровать, но это не так. Нужно корректировать движение машины, учитывать размер уже существующего основания. В ДСТ № 3 работаю 17 лет. Труд наш непростой. В прошлом году до 30 декабря работал на своей машине в Полоцке, только в сильные морозы делаем паузу. Да и лето было очень жарким, конечно, с нашей работой ощущаешь градус еще выше, но дорожники — люди особой закалки! Тем более что труд наш неплохо оплачивается, фронт работ по всей республике. Есть у нас медстраховка, премии к праздникам, материальная помощь.

Дмитрий Фурсов.

Рядом с дорожной фрезой работает автогрейдер. Машинист Валерий Лаппо шутит, что он всегда на связи с космосом:

— В машину встроена 3D-система регулирования уклона, позволяющая точно и быстро выравнивать земляное покрытие под дорогу. Пришел в трест еще до армии, 35 лет назад. Пережили не самые простые времена, когда не было работы. Но без дела не сидели, брались за объекты в России, у нас и сегодня есть строительные объекты в Краснодарском крае.

Валерий Лаппо.

А сейчас столько дорог строим, что тут только от каждого зависит, сколько он готов заработать. Когда еду с детьми, я с гордостью говорю: «Эту дорогу мы строили!»

Кстати, Валерий накануне демонстрировал свое виртуозное управление автогрейдером на конкурсе профмастерства среди работников холдинга «Белавтодор». Вместе с ним в команде настоящих асов своего дела были Андрей Елистратов, Иван Жигорев, Сергей Денисов. А Дмитрий Капорин в номинации «Лучший водитель погрузчика» взял серебро.

В этом году в ДСТ № 3 пришли 19 молодых специалистов. Выпускник архитектурно-строительного колледжа Михаил Шамро работает два месяца:

 Учился на архитектора, собираюсь получать высшее образование. Считаю дорожное строительство перспективной отраслью, где требуются квалифицированные кадры, внедряются инновации, да и зарплата даже у молодых специалистов солидная.

Валентин Садовский устроился в трест совсем недавно, в колледже получил права тракториста. Пока к нему присматриваются, дают возможность показать, на что способен, а сам он мечтает работать на бульдозере или экскаваторе:

 Мне нравится современная техника с компьютерным управлением. Сами видите, сколько дорог сейчас строится. Для меня в этом и заключается престиж профессии — насколько ты востребован.

Заместитель генерального директора по экономике ОАО «ДСТ № 3» Леонид Захаркевич отмечает важную тенденцию — за последние два года штат треста увеличился на 240 человек:

— Поставленная ­Президентом задача сохранить набранный темп развития инженерно-транспортной инфраструктуры, особое внимание местных властей к дорожной теме, стабильное финансирование для таких компаний, как мы, — мощный драйвер развития.

Леонид Захаркевич.

У нас амбициозные планы, поэтому только в этом году в развитие своей материально-технической базы планируем инвестировать около 25 миллионов рублей. Расширяем свои мощности, закупаем дорожно-строительную технику: самосвалы, погрузчики, экскаваторы, бульдозеры.

Тему цементобетона, считает Леонид Захаркевич, в отрасли нужно развивать:

 Основное преимущество автомобильных дорог с цементобетонным покрытием перед асфальтобетонными заключается в их большей прочности, а также устойчивости к негативному воздействию природных факторов. Срок службы бетонок до их капитального ремонта составляет 25 и более лет. Одновременно это позволит эффективно использовать мощности цементной промышленности и, безусловно, поспособствует повышению качества белорусских дорог. Осваивая новую для нас технологию, сотрудничали с коллегами из столицы, потому что до сих пор в республике бетоноукладчики были на вооружении только у нескольких организаций. Но мы уже провели тендер на приобретение бетонного завода и укладчика.

В ДСТ № 3 отмечают: за последние два года заметно выросло финансирование. В Могилеве после масштабной реконструкции открыты проспект Димитрова, улица Комсомольская, ведутся работы на Пушкинском проспекте, в новом микрорайоне Соломинка-2 строятся новые дороги. Важный для города и непростой в исполнении проект — внутригородская кольцевая магистраль, которая примет на себя значительную часть транспортной нагрузки, позволит направить поток автотранспорта в обход областного центра. Магистраль будет шестиполосной с современной инфраструктурой. Работы осложняются тем, что строительство ведется не в чистом поле, под снос идут дома в частном секторе, но все затраты окупятся комфортом для горожан: в центре города исчезнут пробки на дорогах, уменьшится количество вредных выбросов. Кстати, скажется на экологии и переработка строительных отходов от сноса построек на пути новой магистрали. В тресте решили приобрести дробильно-сортировочное оборудование: вторсырье будут применять в последующем под нижние слои новых дорог.

Свое подсобное производство уже не справляется с необходимыми объемами. Здесь делают все — от бордюров до остановочных павильонов. Начальник подсобного производства Юрий Садченко рассказывает, что областной центр в последние годы преображается, в проектах по реконструкции улиц больше интересных дизайнерских решений, поэтому в тренде плитка разных цветов. Трест участвует и в благо-устройстве Климовичей, которые в этом году станут столицей областных «Дажынак», строит дороги в Глусском, Кричевском, Горецком, Дрибинском и других районах области. Где бы ни жил человек, в мегаполисе или маленькой деревушке, он хочет иметь хороший подъезд к своему дому.

Генеральный директор ОАО «ДСТ № 3» Валерий Полякевич отмечает:

— Стратегическая цель предприятия — сохранение лидерских позиций в сфере строительства автомобильных дорог на рынке Республики Беларусь и рост конкурентоспособности за рубежом. 

Наш трест признан победителем республиканского конкурса «Строительный Олимп — 2024» в номинации «Организация года». Второй год подряд мы становимся победителями в номинации «Лучшая строительная организация города Могилева».

Наш главный ресурс — люди. В коллективе 1070 человек. На протяжении последних двух лет заработная плата в год растет примерно на треть. Глава государства постоянно акцентирует внимание, что инженерные и рабочие специальности необходимо поднимать на самый высокий уровень, потому что это стратегически важно для национальной экономики. И это действительно так. Нам нужны квалифицированные рабочие и грамотные специалисты. С этого года мы пошли на эксперимент: предложили своим работникам оплачивать обучение их детей по востребованным трестом специальностям. Нужно самим растить кадры, мотивировать их выполнять свою работу со знаком качества. За три десятилетия в Беларуси в два раза увеличили протяженность дорог, при этом в полтора раза вырос километраж трасс с твердым покрытием, связали скоростными дорогами столицу практически со всеми областными центрами. Уверен, что трудовой коллектив нашего треста гордится, что мы вносим вклад в такую важную составляющую экономического развития и процветания родной Беларуси. Ведь куда прокладывают дорогу, там закипает жизнь.

Хотелось бы поздравить коллектив ОАО «ДСТ № 3» с 55‑летним юбилеем и пожелать всем крепкого здоровья, семейного благополучия, мирного неба над головой и новых амбициозных проектов!