«Деревья возле реки» Моносзона

Хитрикова, Г. «Деревья возле реки» Моносзона : [Музей истории Могилева пополнил свои фонды картиной уроженца Могилева А. Моносзона] / Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасцi. — 2015. — 23 октября. — С. 12.

Музей истории Могилева пополнил свои фонды картиной зна­менитого художника — уроженца города Могилева Абрама Моно-сзона. Об этом рассказал директор музея Алексей Батюков.

Об Абраме Моносзоне известно, что он родился в Могилеве в 1914 году. Первоначальное образование получил «местечковое», служил в Красной Армии, учился в Московском текстильном институте. Писал пейзажи, натюрморты, однако главным делом его жизни были сюжетные композиции. Тематика их очень широкая сюжеты Библии, быт еврейской диаспоры, жизнь московских коммунальных квартир, старые улочки Могилева, холокост.

Уже во время учебы звучали лестные отзывы мэтров и прессы о работах Моносзона, то есть была надежда на признание. Начало расцвета творчества его пришлось на сороковые, к пятидесятым Моносзон — вполне сформировавшийся художник, со своей ни на кого не похожей манерой.

Но в конце пятидесятых выходит цикл картин Моносзона, посвященный Великой Отечественной войне. И — скандал! Ни одна из работ не попадает на выставку, прекращаются заказы. И все из-за того, что на работах художник изобразил своих мать и отца, братьев и соседей из Могилева, уничтоженных фашистами в 1942 году в могилевском гетто. Такая трактовка войны не устроила чиновников от культуры. В 1956 году за «неверное изображение образа вождя» на картине «Ле­нин и дети» Моносзона изгоняют из Союза ху­дожников. Наступило полное забвение. Но от творчества живописец не отказался.

На данный момент большая часть работ Абрама Моносзона находится в Рос­сии у ценителей его творчества, а также приобретена частной галереей Москвы, которая сегод­ня диктует достаточно высокий ценовой потолок работ художника. Но одну из них — «Деревья возле реки» — все же удалось приобре­сти Музею истории Могилева. В начале текущего года еще одна ра­бота Абрама Моносзона вернулась на родину живописца — картину из цикла «Коммунальная Москва» приобрел Белгазпромбанк.