Возвращение к истокам – потребность души и сердца

Хитрикова, Г. Возвращение к истокам – потребность души и сердца : [в Могилевском областном художественном музее им. П. Масленикова работает выставка живописи «С любовью из России» художника М. Кугача] / Г. Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 14 июля. — С. 8.

С 1 июля в областном художественном музее имени Павла Масленикова работает выставка живописи под названием «С любовью из России» одного из ярких представителей современного реализма классической русской школы живописи Михаила Кугача. Совместный проект посвящен 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлено более 40 живописных произведений, созданных автором в разные годы.

Михаил Кугач работает в нескольких жанрах – пейзаже, портрете, жанровой картине. Основные темы творчества – русская природа, окружающие художника люди и Великая Отечественная война. Коллеги по цеху и искусствоведы отличительной чертой живописи его называют глубокую проникновенность изображаемых образов и сыновью любовь, с которой выполнено каждое полотно живописца.

На торжественной церемонии открытия выставки, которая состоялась в преддверии Дня Независимости Республики Беларусь, присутствовал и сам автор картин, что и дало возможность поговорить с ним о творчестве, дружбе народов, о сотрудничестве с Могилевщиной и родственных корнях.

Михаил Кугач – известный московский живописец, автор картин, пейзажей, натюрмортов, обладающих высокой живописной культурой. Его произведения проникнуты сыновними чувствами к природе русской земли, к людям, живущим и творящим на ней. Большую часть времени художник живет и работает в тверской области в деревне на реке Мсте вблизи «Академической дачи» имени Ильи Репина. Михаил Юрьевич – член-корреспондент Российской академии художеств, председатель художественного объединения «Москворечье», народный художник Российской Федерации.

С любовью из России

Персональная выставка художника впервые проходит на могилевской земле, но знакомство его творчества с белорусским зрителем состоялось 10 лет тому. Ко Дню Победы в стенах художественного музея имени Павла Масленикова был реализован проект, который представлял собой выставку работ отца и сына Кугачей. Экспозиция имела положительные отзывы и оставила самые приятные впечатления у организаторов и у авторов картин. После этого Михаил Кугач в Могилев приезжал для проведения мастер-классов молодым художникам.

— А есть какое-то объяснение такой продолжительной и плодотворной дружбе? – с этого вопроса и началась беседа.

Пути господни неисповедимы

— Несмотря на то, что я считаю себя русским художником, в жилах моих течет кровь нескольких национальностей. Я на четверть украинец, еще на четверть белорус. Мой прадед жил и служил в Гродно на железной дороге, оттуда родом была его жена. На белорусской земле родился мой дед. Мамино родовое древо взросло на суздальской земле. Имея такую наследственность, мне сегодня очень больно смотреть на происходящие разборки по выяснению «кто есть кто». Я формировался в несколько иной атмосфере, когда вопрос национальной принадлежности отходил на второй план, главным было то, что каждый из себя представляет. Например, когда я учился в институте, только спустя три года дружбы с парнем узнал, что он чуваш. Тогда на тему национальности мы могли пошутить, но не более того, наверное, потому что это все-таки не приобретенная особенность человека, а получаемая от рождения. О людях надо судить по поступкам и чертам характера, а национальность на них никакого влияния не оказывает.

«Не рисовать я не мог»

— Михаил Юрьевич, Вы оканчивали школу, будучи жителем Москвы, что предоставляло невероятные по тем временам возможности, а Вы пошли по родительским стопам. Почему?

— Я не рисовать не мог, потому что живопись уже с момента рождения была частью моей жизни, а иначе и не бывает у детей художников. Я ездил с родителями на «Академическую дачу» в Тверскую область, где они днями стояли за мольбертом. Я тоже стоял рядом и что-то рисовал. Через несколько лет мы построили там собственный дом, который для родителей был еще и мастерской, а для меня одной из отправных жизненных точек. В такой обстановке рисование для меня стало острой необходимостью.

— А как начинающий художник выбирает тему, через которую будет всю жизнь рассказывать о своих переживаниях, сомнениях, терзаниях, радостях?

— Для меня и в этом вопросе было многое предопределено. Наверное, моя рука и потянулась за кистью, когда я рассматривал картины отца. Он был признанным художником, очень востребованным. Все свое творчество Кугач-старший посвятил жизни в селе. Герои его картин – простые труженики. На своих полотнах он рассказывал о том, как они трудятся, отдыхают, чем живут. Все это изображалось с большой любовью к окружающей жизни и глубинной выразительностью.

Однажды художник Виктор Иванов, чуть младше отца по возрасту, рассматривая его работы, сказал: «Глядя на картины Кугача-старшего, я понял, что нужно искать свою малую родину». Спустя какое-то время он осел в Рязани и все его дальнейшее творчество, а это десятки лет, было посвящено жизни рязанских людей.

Для меня эта история – показатель того, как творчество, если в нем есть душа, может влиять на мировоззрение людей, на их важные жизненные решения. Я тоже любовался и восхищался картинами отца, и по сегодняшний день считаю, что художник может и должен писать только то, что чувствует. Я не просто жил в деревне и переносил на полотно окружающий мир, мне было близко и интересно все, чем жили и живут там люди. Это любопытство, наверное, мне тоже досталось по наследству, поэтому мое творчество стало прямым продолжением творчества отца.

— А трудно быть сыном признанного художника?

— Влияние его на меня было огромнейшим, но это не потому, что я был такой безропотный кролик, которому можно диктовать все и вся. Я бунтовал, противоречил, не соглашался. Его терпению можно было только позавидовать. И на этом фоне отец был абсолютной ровней со мной в вопросах быта: мы вместе ловили рыбу, охотились, столярничали – в нашей дружбе не было признанного и начинающего художника.

Да, я нередко слышал в свой адрес: «Ему легко, потому что знаешь, кто у него отец?» На такие речи я просто пожимал плечами, потому что никогда папа не использовал свое положение, чтобы меня куда-то пристроить. После окончания института я перестал сидеть у него на шее, то есть стал финансово независимым. Со мной, как с художником, заключали договора, в том числе и Министерство культуры. Мне и в голову не приходило просить у него что-то там уладить, наверное, потому что необходимости в этом никогда не было.

— Несмотря на то, что даже Вы свое творчество считаете продолжением творчества отца, у Вас есть свой почерк, собственная манера. Что является для Вас вдохновением, откуда черпаете настроение, сюжеты, задумки?

— Из жизни, которая окружает. Это неиссякаемый источник, но при этом он же, а точнее, собственный жизненный опыт, часто является причиной невозможности раскрытия темы или образа. Таким примером в моем творчестве стала картина «Уходящая дорога», она, кстати, тоже в составе выставки в Могилеве. Это незавершенная задумка. Все началось с того, что я решил продолжить тему картины «В пути» – она рассказывала о девушке, которая ехала в город учиться. Я взялся за работу, но когда перешел к образу юного и робкого создания, которое стоит на пороге новой жизни, понял, что писать дальше не могу, что придумываю историю. Много лет назад я изображал на полотне конкретную девушку. Тогда очень много деревенских выпускниц школ ехали поступать в столичные вузы, поэтому рисовал свое отношение к этому явлению, историю судеб этих девушек. Спустя годы я захотел вернуться к интересной мне теме, но когда стал писать, понял, что я другой, мой жизненный багаж уже не давал мне изобразить чистое, ранимое, чувственное, переполненное различными ожиданиями и сомнениями создание, наверное, потому что в окружающей жизни я уже таких не встречал. Картина осталась пейзажем, но с присутствием, как мне кажется, человека.

Сеять разумное, доброе, вечное

— Что бы Вы посоветовали тем молодым людям, которые сегодня мечтают стать художником?

— Когда за изобразительное искусство берутся те, кто желает хорошо на этом зарабатывать, мне нечего сказать, потому что это коммерция, а я в этом деле совсем не разбираюсь. Это неплохо, но, по-моему, это не творчество. Ведь, если есть спрос, как, например, на современных авангардистов, это же вовсе не означает, что предложенное ими является произведением искусства. К нему чаще всего такие работы никакого отношения не имеют. Я даже спорить на эту тему не буду.

А вот тем, кто живопись выбирает для себя смыслом жизни, я сочувствую. Я бы им посоветовал написать коллективное письмо к властям страны, в которой они живут, с просьбой определиться, наконец, с приоритетами в искусстве, потому что сегодня такие художники, выражаясь современным языком, «не формат». Но каким бы ни был полученный ответ, и если решение стать художником окончательное, надо быть готовым к тому, что придется много работать. Во все времена реализму был присущ высочайший профессионализм. И, изображая на своих полотнах жизнь такой, какая она есть, художники этого направления работают на одну идею – добра, справедливости и сострадания.

Истоки сотрудничества

«Выставка Михаила Кугача – настоящий подарок могилевчанам и гостям города, – подвел итог беседы директор Могилевского областного художественного музея имени Павла Масленикова Александр Хохряков. – Мы очень признательны художнику за согласие реализовать совместный проект. Ценим это доброе к нам отношение и дорожим им, потому что его работы – высочайший уровень мастерства. Михаил Юрьевич – яркий представитель русской культуры – богатейшей в мире, знакомство с ней, изучение ее – внутренняя потребность любого остро чувствующего и мыслящего человека.

Нашей дружбе уже много лет. Все началось в конце 90-х, когда музей наладил сотрудничество с «Академической дачей» Союза художников России с подачи художников Павла Васильевича Масленикова и Валентина Михайловича Сидорова. Первым этапом стало пленэрное движение. Встречи художников посвящались знаменательным датам, известным живописцам. Во время одного из таких визитов на «Академическую дачу» в Тверскую область мы познакомились с Михаилом Юрьевичем Кугачом. Беседуя, а это было в преддверии 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мы предложили ему сделать выставку в Могилеве. Он посоветовался с отцом – Юрием Петровичем Кугачом, который ответил приблизительно следующее: «Коль приглашают белорусы, надо обязательно ехать». Это была их совместная выставка.

После ее завершения Михаил Юрьевич подарил музею одну из своих самых знаменитых работ – «Возвращение», написана которая была в 1969 году.

Так начались наши отношения, мы их никогда не прерывали. Прошло 10 лет. И в этом году, когда я позвонил Михаилу Юрьевичу, он вновь любезно согласился привезти в Могилев свою персональную выставку. Безусловно, приятно отметить, что и он, и его жена Любовь Ивановна – близкие Могилеву и Беларуси люди. И выставка носит такое символичное название «С любовью из России». Это не придумано, это от всей души».

Справка МВ

Михаил Кугач родился 2 января 1939 года в селе Спасе Московской области. Учился в Московской средней художественной школе, в 1962 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, тогда же защитил диплом в мастерской профессора П. Д. Покаржевского картиной «1924 год. Гудки». В Союзе художников СССР с 1965 года. Больше года работал в творческой мастерской Академии художеств СССР у профессора Б. В. Иогансона. С 1987 по 1989 год работал художественным руководителем Московского художественного училища имени 1905 года.

С 1963 года участвует во всех регулярных выставках Союза художников.

Самые известные работы: «Вечером» (1974), «Проводили» (1983), «После войны» (1980), «После победы» (1980), «Во время войны» (1982), «Дед и внук» (1984), «Жизнь продолжается» (1991), триптих «Осень» (1994-1995), «Московские будни» (1994), «Новая баня» (1994), «Весна» (1996), «Утро» (1996), «В пути» (1997), «После заката» (1997), «Завтрак» (1997), «Ветреный день» (1997).