Марговцев, В. Мы были друзьями родом из детства / Владимир Марговцев // Веснiк Магiлёва. — 2015. — 15 июля. — С. 9.
Недавно с супругой в который раз с большим интересом посмотрели по ТВ советский фильм «Родом из детства» нашего земляка, моего давнего друга, выдающегося кинорежиссера, народного артиста БССР и СССР Виктора Тимофеевича Турова. И я вспомнил, что ровно 50 лет назад, в 1965 году, его первый полнометражный фильм «Через кладбище» вышел на экраны. Это была его дипломная работа во ВГИКе, получившая на защите отличную оценку. Этот фильм открыл ему дорогу в большую жизнь, сделал его одним из талантливых корифеев белорусского кино.
А мне судьба подарила не просто встречу с этим интересным, выдающимся человеком, а многолетнюю дружбу. И я этим подарком дорожу до сих пор, хотя Виктора уже нет среди нас около 20 лет. Наши общение и дружба с Виктором начались благодаря нашим родителям. Моя мама, Феня Васильевна, о которой вы тепло писали, была директором трикотажной фабрики им.Крупской и депутатом горсовета еще до войны. А мать Вити — Мария Исаевна работала на той же фабрике начальником цеха. Отец Виктора погиб в начале войны при обороне Могилева — попал в плен и был расстрелян. Когда началась война, немцы уже на второй день бомбили Могилев, и надо было срочно эвакуироваться. Мама дала команду своим рабочим закопать фабричное оборудование, а сами, в чем были, и часть коллектива выехали на трех грузовиках в сторону Смоленска. А Виктор с мамой почему-то не успели. И их потом немцы угнали в концлагерь в Германию. Потом свое пребывание на фашистской территории и переживания Виктор отразил в фильме «Я родом из детства» по совместному сценарию с Г. Шпаликовым. После победы над врагом в 1945-м они и мы вернулись, слава Богу, целехонькими в Могилев. Марии Исаевне, матери Виктора, невозможно было устроиться на работу, так как к бывшим узникам относились, по еще сталинской идеологии, как к «врагам народа». Жили они тяжело, голодали. Моя мама, узнав об этом, на свой страх и4 риск (КГБ — не разрешало) взяла М.И.Турову на работу на фабрику, но только по приказу простой рабочей, а по внутреннему распоряжению — начальником цеха, и этим дала их семье кусок хлеба. Благодаря сохранившемуся оборудованию фабрика уже через 4 месяца стала выпускать продукцию — детский трикотаж. Бывший тогда наркомом легкой промышленности А.Н.Косыгин поздравил коллектив с успехом и наградил отличившихся, в том числе и мою маму, орденом «Знак Почета» и др. А после смерти Сталина и хрущевской «оттепели» маму В. Турова официально перевели начальником цеха. Мы с Витей стали дружить, по возрасту он был моложе меня на 2 года, но это не мешало. Ходили семьями друг к другу в гости, купались в Днепре, посещали кинотеатры, играли в футбол, рыбачили, а если надо было, защищали друг друга. Учились мы в разных школах, он — рядом с вокзалом, а я в знаменитой СШ № 3 в центре. Но его больше тянуло к искусству. Он уже с 8-го класса создал драмкружок и пробовал себя как режиссер. Не удивительно, что уже после окончания школы обком комсомола дал ему направление для поступления в московский ВГИК. Ему сразу повезло, так как он попал в школу величайшего мастера киноискусства Александра Петровича Довженко, родом из Украины, которого Туров считал своим крестным отцом. Он формировал мировоззрение будущих художников. Среди его учеников были и Георгий Шенгелая, Остер Иоселиани, Лариса Шепитько, Джемма Фирсова, Маргарита Касымо-ва, Александр Косачев, Виктор Туров. В голосах своих учеников разных национальностей А. Довженко искал неповторимое звучание, стремясь развить и сохранить его.
«О матерях можно рассказывать бесконечно», — писал М.Горький, и Туров следовал этому примеру, рассказывал о них в каждом фильме. А иногда материнский подвиг ложился в основу всего фильма, как в к/ф «Война под крышами», а также других, таких как «Через кладбище» по повести П.Нилина, «Я родом из детства», «Сыновья уходят в бой!» Его детство, обожженное войной, и мысль, подсказанная Сент-Экзюпери, глубоко отозвались в памяти о собственном, опаленном войной детстве, и звучало на экране в к/ф «Я родом из детства». Одну их ролей отменно играл дебютирующий в кино Владимир Высоцкий. Этот фильм считается одним из лучших фильмов белорусского кино с его песнями. В.Туров стал работать на киностудии «Беларусь-фильм» уже с 1959 г. и параллельно учился во ВГИКе. Вышедший на экраны в 1966 г. к/ф «Я родом из детства» получил диплом за лучшую режиссуру на кинофестивале республик Союза. И это так.
Жена моя, также узник нацизма, в 8 лет угнанная в Германию без матери, отмечает этот фильм как удивительно тонкую лирическую киноповесть о детстве тех, кто провел его в фашистских застенках, и при просмотре всегда плачет. В 1977 г. Виктор со своей делегацией кинематографистов в целях пропаганды белорусского кино побывал у нас, на Украине: в Днепропетровске, Новомосковии, Кривом Роге. Посещал меня и я его в гостинице ОККПУ. На одной из подаренных мне книг о белорусском кино оставил такую надпись: «Володя! Не я и не ты сказали, что «мы родом из детства». В детстве было детство, и наши мамы, и наш Могилев над Днепром». До 1969 г., когда я еще работал в Минске, был комсоргом и конструктором завода дорожных машин «Ударник», часто виделся с Виктором. Он однажды даже пригласил меня и снял в массовке. Он работал плодотворно. Кроме указанных выше фильмов снял «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Горя бояться — счастья не видать», «Воскресная ночь», «Время ее сыновей», «Точка отсчета», «Люди на болоте», «Меньший среди братьев», «Красный цвет папоротника», «Высокая кровь», «Черный аист» и ряд документальных. Кроме того, он в 1989-96 гг. вел режиссерскую мастерскую в Белорусской академии искусств. Он уважал мою мать и чтил ее помощь, оказанную семье, когда они в 1945-м вернулись из Германии. Всегда при встрече передавал Фене Васильевне коробку конфет или, зная, что она курила, передавал с благодарностью любимые ее папиросы «Беломорканал». Сам же он ради искусства не щадил своего здоровья, мог сутками в поле снимать не евши, много курил, мало спал. И это, возможно, стало причиной развившегося рака. Когда я по семейным обстоятельствам (болезни дочки) переехал на родину жены в Днепропетровск, мы с Виктором не переставали общаться, звонили, виделись в командировке, когда я бывал в Минске или Могилеве. Общался с его матерью, а когда он ушел из жизни, я ее поддерживал, часто писал, звонил. Она с моей мамой дружила до конца, каждое воскресенье при хорошей погоде ходили в лес собирать грибы и ягоды, встречались на ж/д вокзале, рядом с которым жили. Я, часто бывая в Минске, навещаю могилу Виктора на Московском кладбище. Он похоронен рядом с Петром Машеровым. Там всегда бывают люди, чтят их память, приносят цветы. И я также моему другу детства и руководителю республики, при котором жизнь была прекрасной. Остались у него две дочери и жена.
В Могилеве теперь одна из улиц носит имя Виктора Турова.