Малышева, О. Двойной таран летчика Терехина / Ольга Малышева // Веснік Магілёва. — 2024. — 24 июля. — С. 10.
Наша страна первой приняла на себя страшный удар в июне 1941 года и спутала все планы фашистов на скорую победу. 23 дня советские войска сдерживали наступление врага под Могилевом. Константин Симонов писал о защитниках города: «Я увидел, что есть люди, которые остановят врага». Одним из таких героев, стоявших насмерть, был летчик Николай Терехин. Слава об этом отважном пилоте гремела в 1941 году по всей стране. О его подвигах писали центральные газеты, о нем ходили легенды. В Могилеве, небо над которым защищал Николай Терехин, его именем названа улица.
Влюбленный в авиацию
Николай Васильевич Терехин родился в 1916 году в селе Чардым Лопатинского района Пензенской области. По окончании 7-летней школы в 1932 году Николай поступил в Саратовский автодорожный техникум. И, как многие из его сверстников, «заболел авиацией». Уже на втором курсе он подал документы и был зачислен в 14-ю Военную школу летчиков в городе Энгельсе. Курсант Терехин отличался исключительным упорством и трудолюбием, к самостоятельным полетам был допущен намного раньше своих однокурсников. Авиация оказалась его призванием. Летали курсанты на учебных самолетах У-2 и Р-1.
После окончания школы с отличием лейтенант Николай Терехин был направлен для прохождения службы в Бобруйск. Там он продолжил совершенствовать свое летное мастерство – овладел приемами высшего пилотажа, освоил ночные полеты, стал воздушным снайпером, получил дополнительно специальность авиационного штурмана, первым освоил полеты на высоте более 5000 метров без кислородной маски. В апреле 1938 года лейтенант Терехин был назначен командиром звена в 35-й истребительный авиаполк, а еще через четыре месяца – заместителем командира эскадрильи. В октябре он досрочно получил звание старшего лейтенанта.
Приближалась Вторая мировая война. В марте 1939 года Терехин вступил в ВКП(б) и вскоре был назначен комиссаром эскадрильи. В том же году он получил свой первый боевой опыт в составе 70-го истребительного авиаполка в боях на реке Халхин-Гол. А в сентябре, после возвращения в свою часть, принял участие в походе Красной армии в Западную Беларусь.
Таран – оружие героев
Во время войны и в Испании, и на Халхин-Голе советские летчики совершили первые воздушные тараны. Это всегда считалось особенным подвигом. На таран летчики шли, рискуя собственной жизнью, и, как правило, не выживали. Об этом крайне отчаянном и рискованном способе воздушного боя стал задумываться и Николай Терехин. Это была единственная возможность продолжить борьбу, когда закончились патроны или заклинило пулеметы, или твоя машина уже горит. Хорошо владея математическим аппаратом, летчик рассчитывал маневр и траекторию, оптимальные для тарана. Он знал, что при столкновении самолет получает такой сильный удар, что пилоты иногда теряют сознание, как при нокауте. Николай Терехин решил усложнить свои физические тренировки, в частности, разработал упражнение на вестибулярный аппарат – прыгал на землю с большой высоты и старался мгновенно восстановить равновесие.
15 июня 1941 года, ровно за неделю до начала войны, Николая Терехина назначают командиром эскадрильи в 161-й истребительный авиаполк.
Великая Отечественная
Великую Отечественную войну Николай Терехин встретил в Беларуси. Уже с первых дней войны он принимает активное участие в боевых действиях, прикрывая небо над Могилевом.
Как и большинство летчиков, Терехин воевал на истребителях И-16, которые пилоты в шутку называли «ишачками». И-16 оставался на тот момент самой массовой моделью во всех авиаподразделениях, даже с появлением новых типов самолетов. Но и на этих машинах Николай умудрялся сбивать более совершенные скоростные немецкие самолеты . К началу июля на его личном счету были уже три воздушные победы. 8 июля Указом Президиума Верховного Совета СССР старшего лейтенанта Терехина наградили орденом Ленина.
Защищая Могилев
10 июля 1941года в небе над Могилевом произошел удивительный воздушный бой, о котором впоследствии писали все газеты. В тот день на аэродром налетели немецкие бомбардировщики. В это время там находились только три звена истребителей. Шестерка наших самолетов сразу поднялась в воздух и вступила в бой с вражескими истребителями прикрытия. Последнее звено, только что вернувшееся из боя, заканчивало заправку горючим и боезапасом и взлетело тогда, когда бомбардировщики находились уже над самым аэродромом. Командир звена, старший лейтенант Терехин повел своих ведомых прямо на головное звено бомбардировщиков и пулеметным огнем сбил самолет противника «Хейнкель-111», (по некоторым источникам, это были «Юнкерсы-88»). Но вражеские самолеты продолжали бомбить аэродром. Израсходовав боезапас, Николай понял, что выход остается один – идти на таран. Он приблизился сзади ко второму «Хейнкелю» и сбил его, ударив крылом по хвосту. Но третий самолет был все еще в воздухе. С большим усилием удержав машину на лету, летчик винтом мотора таранил врага. Оба самолета от удара развалились. Раненый Терехин пришел в себя только на критической высоте и успел вырвать кольцо парашюта. Спускавшиеся рядом на парашютах немцы открыли по нему огонь, Николай отстреливался. Затем бой продолжился на земле. К счастью, подоспевшие местные жители помогли обезоружить и связать расстрелявших патроны фашистов одной веревкой, конец которой вручили Николаю. Так он и появился на КП дивизии с пистолетом в одной руке и веревкой, которой были связаны пленные, в другой. Конечно, восстановить подробности этого боя очень трудно, некоторые детали могут не совпадать, но факт остается фактом – в одном бою в небе над Могилевом Николай Терехин совершил два тарана! До него этого сделать никому не удавалось. Фронтовой корреспондент Константин Симонов, побывавший на Западном фронте во второй половине июля, в начале августа 1941 года опубликовал в газете «Красная звезда» балладу «Секрет победы», в которой в стихах описал подвиг Терехина. Несмотря на полученное ранение, уже через неделю Николай продолжил летать. И вскоре снова отличился: 18 июля, на исходе воздушного боя, не имея боеприпасов, умелым таранным маневром вогнал в землю самолет противника «Дорнье-17».
Командир полка
В августе 1941 года двадцатипятилетний капитан Николай Терехин был назначен командиром вновь формируемого 10-го истребительного авиационного полка. Терехин и его подчиненные успели повоевать на трех фронтах – Западном, Калининском и Волховском. 1 декабря 1942 года авиаполк Терехина был включен в состав Северо-Западного фронта и перебазировался на аэродром Едрово – в районе современной границы Новгородской и Тверской областей. А 9 декабря 1941 года ему было присвоено звание майора.
К июню 1942 года полк имел на своем счету уже 31 сбитый самолет противника. В то время «Золотую Звезду» давали летчикам, сбившим десять вражеских самолетов, а на счету командира полка их было уже 15! 1 июня 1942 года командующий ВВС 52-й армии полковник П.Брайко подписал наградной лист на майора Терехина, представив его сразу к двум правительственным наградам: званию Героя Советского Союза и ордену Отечественной войны I степени. Но 5 декабря того же года был подписан приказ о награждении Николая Терехина только орденом Отечественной войны I степени. Сейчас трудно судить, почему отважному летчику не присвоили звание Героя.
Бессмертие
30 декабря 1942 года семь самолетов под командованием Терехина направились в район станции Пола Новгородской области прикрывать наши штурмовики. И вдруг из-за облаков на «ИЛы» обрушились немецкие истребители. В завязавшемся неравном бою 26-летний майор Терехин погиб. Его похоронили в деревне Добывалово Новгородской области. А после войны прах летчика перенесли в сквер Героев в центре города Валдай. На могиле установили мраморную плиту с надписью: «Майор Терехин Николай Васильевич геройски погиб в воздушном бою с немецко-фашистскими захватчиками над городом Валдай в 1942 году».
К моменту гибели на счету Терехина числилось 250 вылетов и 17 сбитых самолетов противника. Он стал одним из двух советских летчиков, трижды совершивших воздушный таран, причем два тарана – в одном бою.
По установленному во время войны порядку награждения летного состава за такие результаты своей боевой деятельности Терехин должен был иметь не менее пяти боевых орденов и Золотую Звезду Героя. Но Николай Терехин, как и тысячи советских людей, воевал не за награды, а за свою Родину. И лучшей наградой для отважного летчика будет наша память.