Долова, Е. Бесконечные пути стальной магистрали / Елена Долова // Веснік Магілёва. — 2024. — 31 июля. — С. 12.
В первое воскресенье августа, которое в этом году выпадает на четвертое число, отметят свой профессиональный праздник труженики стальных магистралей Беларуси. День, связанный со строительством, развитием железных дорог, доставкой пассажиров и грузов в самые разные точки мира, объединяет в нашей стране тысячи человек. Многие из них представить себе не могут свой путь без стука колес и постоянного движения, ведь любовь к поездам стала для них главным направлением в жизни. Накануне праздника журналист «ВМ» пообщалась с работниками Могилевского отделения Белорусской железной дороги, чтобы в очередной раз подтвердить аксиому: когда человек любит свое дело – он делает его с удовольствием.
Трудовая династия
Ведущий инженер по организации и нормированию труда Елена Садовская пришла в профессию почти 30 лет назад. Елена училась в МГУ им. А.А. Кулешова и, несмотря на трудовую династию железнодорожников, планировала стать педагогом. Будучи студенткой, во время практики однажды попала в пионерский лагерь «Дубровенка» и… влюбилась во все, что связано с железной дорогой. После лагеря отправилась работать в спортивный комплекс «Локомотив», окончила Белорусский государственный университет транспорта и последние 26 лет трудится в вагонном депо. Пройдя долгий путь по карьерной лестнице, Елена 5 лет назад стала ведущим инженером и сегодня занимается всем, что связано с уровнем оплаты труда работников предприятия.
– Сейчас, как и 30 лет назад, меня восхищают дисциплинированность железнодорожников, красивая форма и, конечно, сама атмосфера вокзала, романтика стука колес. Наверняка мой путь был предопределен и тем, что у нас большая трудовая династия: прадед, Емельян Егорович Иванов работал на станции Могилев, дед, Егор Емельянович Иванов был машинистом тепловоза и прошел всю Великую Отечественную войну, мой отец, Алексей Афанасьевич Сухарев трудился слесарем по ремонту подвижного состава локомотивного депо, мать, Тоня Егоровна Сухарева – оператором технической конторы. Да и другие родственники и знакомые сейчас тоже работают на железной дороге.
Инженер по труду совмещает в себе знание специфики многих других профессий: бухгалтера, экономиста, технолога и даже психолога.
В этой профессии сочетаются все составляющие, ведь от нас зависит настроение сотрудников. Если заработная плата достойная, то человек идет на свою работу с удовольствием и хорошим настроением, – отмечает Елена Садовская.
В постоянном движении
Составитель поездов станции Могилев-1 Алексей Богомазов попал на железную дорогу 10 лет назад:
– О возможности работать на стальной магистрали я узнал от друга: его зовут Олег Демура, и он сейчас тоже работает составителем поездов, только на станции Могилев-2.
Поначалу Алексей работал помощником, а сейчас занимает должность составителя поездов и входит в число лучших работников предприятия по результатам работы за 2023 год. Мужчина занесен на Доску почета.
В обязанности человека с такой необычной для обывателя профессией входит маневренная работа – переставлять грузовые вагоны из парка в парк, отделять нужное количество, подавать их на подъездные пути предприятий. Если видите человека в ярком жилете и с рацией на переходной площадке или подножке, знайте: это составитель поездов!
На первом плане – пассажир
Чтобы передвижение было максимально комфортным и по расписанию, для пассажиров Белорусской железной дороги создан единый контактный центр. Территориально он располагается в Могилеве, но работающие в нем специалисты помогают пассажирам со всей Беларуси – и не только.
В режиме 24/7 здесь ждут от пассажира звонка или сообщения в мессенджерах с целью сделать его путешествие из точки А в точку Б комфортным, чтобы от поездки остались самые приятные впечатления.
Специалист контакт-центра Белорусской железной дороги Мария Таран занесена на Доску почета по результатам работы за 2023 год. Она общается с пассажирами с 2019 года:
– Мы оказываем помощь маломобильным гражданам, решаем конфликтные ситуации, которые могут возникнуть как на вокзальных комплексах, так и в пути следования в поездах. Также к нам обращаются пользователи за консультациями по оформлению электронных проездных документов, их возврату. Если пассажир забыл в поезде какую-то вещь, то тоже звонит нам – таких обращений достаточно много.
Я с детства любила атмосферу путешествий – стук колес поездов, постоянное движение, общение с людьми. Железная дорога всегда была показателем престижа – меня это привлекало. А когда ты слышишь отзывы, слова благодарности от пассажиров, то понимаешь: твоя работа приносит пользу другим, и это все не зря, – поделилась Мария.
В кабине машиниста
Машинист тепловоза локомотивного депо «Могилев» Александр Дашук в профессии уже 37-й год. Если вы когда-либо ездили в Кричев, Оршу, Витебск, Жлобин, Калинковичи, Гомель, Осиповичи, Минск, то вполне вероятно, что ваш поезд двигался под управлением именно этого опытного машиниста.
Александр – невероятно скромный человек. Потому не считает награды, которые получал и продолжает получать за свою работу на протяжении почти четырех десятилетий. А среди них в разные годы – знак «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км», знак «Выдатнік Беларускай чыгункі», Почетная грамота Совета Министров Республики Беларусь, знак «Почетный железнодорожник».
Александр Дашук делится детскими воспоминаниями, которые буквально предопределили его дальнейший путь:
– Раньше мы жили неподалеку с железной дорогой и во время школьных каникул ходили с ребятами на станцию Могилев-2, чтобы посмотреть на поезда. Меня это увлекло, помню, что тогда даже делал макеты тепловозов из картона – они, к сожалению, не сохранились.
Александр Николаевич закончил Могилевский технологический институт с отличием, и после армии отправился покорять стальную магистраль. Четыре года работал помощником машиниста, а с 1993 года он – машинист поезда. Той самой большой машины, благодаря которой тысячи пассажиров ежедневно совершают путешествия по стране и достигают точки Б под стук колес Белорусской железной дороги.
Елена Долова