Пятаков, А. На страже экономической безопасности страны / Александр Пятаков ; беседовал Александр Микулич // Магілёўскія ведамасці. — 2024. — 2 жніўня. — С. 6.
О том, как создавались органы финансовых расследований Республики Беларусь, выполняемых задачах и результативности оперативно-служебной деятельности накануне 32-летия со Дня образования органов финансовых расследований рассказал читателям «МВ» Александр ПЯТАКОВ, начальник управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Могилевской области, полковник финансовой милиции.
Александр Валерьевич, расскажите об этапах становления и проходивших более чем за тридцатилетний период структурных изменениях в системе органов финансовых расследований Могилевской области.
— Созданный в 1992 году отдел налоговых расследований Государственной налоговой инспекции Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области возглавил прикомандированный из органов внутренних дел Иван Михайлович Смольников.
Отдел налоговых расследований располагался на шестом этаже здания Могилевского областного исполнительного комитета и насчитывал всего 12 работников, также прикомандированных из органов внутренних дел и органов Комитета государственной безопасности. В 1994 году отдел был преобразован в управление налоговых расследований Государственной налоговой инспекции по Могилевской области.
В 1993-1995 годах была сформирована структура органов налоговых расследований Могилевской области, включавшая в себя управления и следующие подразделения: отделы налоговых расследований Государственной налоговой инспекции по г. Могилеву и по г.Бобруйску, а также Могилевский, Бобруйский, Горецкий, Костюковичский, Кричевский и Осиповичский межрайонные отделы налоговых расследований Государственной налоговой инспекции по Могилевской области.
В апреле 1998 года в связи с образованием Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь была проведена оптимизация межрайонных отделов. На базе отдела налоговых расследований по г. Могилеву и Могилевского межрайонного отдела налоговых расследований образован Могилевский межрайонных отдел финансовых расследований, а на базе отдела налоговых расследований по г. Бобруйску и Бобруйского межрайонного отдела налоговых расследований образован Бобруйский межрайонный отдел финансовых расследований. Также был создан Шкловский межрайонный отдел финансовых расследований.
С учетом оперативной обстановки на обслуживаемых территориях, а также в целях оптимизации численности работников были упразднены в 2002 году Костюковичский, в 2003 году Могилевский, в 2013 году Шкловский и в 2014 году — Горецкий и Осиповичский межрайонные отделы финансовых расследований.
В настоящее время финансовая милиция Могилевской области включает в себя аппарат управления, Бобруйский и Кричевский межрайонные отделы.
Какие задачи стояли перед органами финансовых расследований на различных этапах становления службы?
— На первоначальном этапе формирования подразделений финансовых (налоговых) расследований основными задачами являлись выявление и расследование правонарушений в сфере налогообложения, предпринимательской деятельности. Опыта работы в этом направлении не было, поэтому приходилось учиться, как говорят, не отрываясь от производства, изучать практику работы соседних стран. Наиболее криминогенными и подлежащими отработке являлись такие сферы, как ввоз, производство, хранение и реализация алкогольных и табачных изделий, банковская и страховая деятельность, транспортные услуги, оборот нефти и нефтепродуктов, игорный бизнес и туризм.
По мере накопления капитала предпринимателями, развития экономики страны появлялись и новые формы экономической преступности — возникновение лжепредпринимательских структур. Попутно зародился криминальный бизнес, связанный с их регистрацией, оказанием услуг по обналичиванию денежных средств и оформлением бестоварных сделок. Лжепредпринимательская деятельность долгое время являлась одной из основных составляющих теневого сектора экономики Беларуси и причиняла огромный ущерб добропорядочным предпринимателям и государству в формах недобросовестной конкуренции, уклонения от уплаты налогов и легализации преступных доходов. Принятые органами финансовых расследований совместно с иными государственными органами, в том числе и на законодательном уровне, меры по пресечению деятельности лжепредпринимательских структур и привлечению к ответственности их клиентов привели к улучшению криминогенной обстановки в экономике республики за счет отказа многих субъектов хозяйствования от совершения сделок с лжеструктурами.
По мере совершенствования и развития деятельности перед органами финансовых расследований были поставлены задачи по усилению контроля за расходованием бюджетных средств и государственной собственности, реализацией государственных программ и крупных инвестиционных проектов.
В настоящее время работа органов финансовых расследований сосредоточена на выполнении основных задач, стоящих перед Комитетом государственного контроля. В зоне ответственности находятся предприятия, обеспечивающие функционирование стратегически значимых отраслей экономики и иные важные государственные потребности, выполнение инвестиционных проектов, отраслевых республиканских и государственных программ, предусматривающих закупки современной техники и оборудования, контроль на валютном рынке и в сфере услуг.
Проводится комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступных схем дробления бизнеса и выплаты заработной платы без отражения по счетам бухгалтерского учета и отчетности (зарплата «в конвертах»).
Серьезное внимание уделяется вопросам создания и функционирования на территории республики и за ее пределами взаимосвязанных посреднических структур в целях незаконной минимизации налоговых обязательств, а также искажении реальной стоимости товаров поставляемых в государственный сектор экономики.
Приоритетными также остаются задачи по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям, причиняющим значительный ущерб государственным интересам.
За более чем тридцатилетний период сменилось несколько поколений работников, реформировалась структура и менялось название службы, но постоянными являлись основные задачи: защита интересов общества и государства от преступных и иных посягательств в экономической сфере, обеспечение экономической безопасности нашего государства.
Расскажите об основных достижениях управления за последнее время.
— За первое полугодие текущего года по результатам проведенных контрольных мероприятий обеспечено поступление в бюджет денежных средств в сумме 23 млн рублей, в бюджет возвращены (восстановлены) незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением бюджетного законодательства денежные средства в сумме 2 млн рублей. По результатам проведенных профилактических мероприятий предотвращены незаконный возврат (зачет) налогов и сборов, а также незаконное расходование бюджетных средств на общую сумму 1,2 млн рублей.
Выявлено 55 преступлений, в том числе 24 — по фактам уклонения от уплаты налогов и 8 — по фактам коррупционных проявлений со стороны должностных лиц субъектов хозяйствования. Большая половина выявленных преступлений относится к категории тяжких.
Подтверждением эффективной работы управления в сфере обеспечения экономической безопасности государства может служить ряд значимых примеров пресечения преступных проявлений в экономической сфере. Так, по результатам проведенных мероприятий пресечена преступная деятельность ряда крупных представителей бизнеса г.Могилева в сферах деятельности ресторанов и баров, сдачи в аренду недвижимого имущества, а также продажи и ремонта автотранспорта, уклонявшихся путем использования схемы «дробление бизнеса» от уплаты налогов на сумму более 2.5 млн рублей. Причиненный государству ущерб возмещен фигурантами по уголовным делам в полном объеме.
Александр Валерьевич, что бы вы сегодня хотели пожелать ветеранам и работникам органов финансовых расследований?
— Искренне поздравляю всех со знаменательным событием -32-летием со Дня образования органов финансовых расследований Беларуси!
Этот знаковый юбилейный рубеж — свидетельство того, что финансовая милиция за годы существования показала свою состоятельность профессионально и качественно выполнять ответвенные задачи по защите экономических интересов суверенной и независимой Беларуси. Пройдя непростой путь реформирования и преобразований, органы финансовых расследований законодательно закрепили свой статус правоохранительных органов системе обеспечения национальной безопасности государства.
Основу наших профессиональных достижений составляют ежедневный кропотливый труд каждого работника, опыт предыдущих поколений, бесценные наработки и традиции ветеранов, тесное взаимодействие с другими государственными органами.
Но самое важное — это человеческий потенциал. Многолетняя служба в рядах финансовой милиции показала, что здесь служат люди с особым складом характера. В каждом из вас — преданность профессии, глубокие знания, объективность и беспристрастность в служении закону, вера в справедливость своего дела.
Уверен, что, следуя этим ориентирам, мы сумеем успешно и в полном объеме выполнить задачи, поставленные Главой государства, и реализовать профессиональные планы, намеченные на последующие периоды.
Отдельные слова благодарности ветеранам органов финансовых расследований, которые создавали нашу службу и своим добросовестным трудом укрепляли ее авторитет.
Желаю всем работникам органов финансовых расследований крепкого здоровья, благополучия, творческого вдохновения, высоких достижений и плодотворных результатов на благо Отечества!
Александр МИКУЛИЧ.