Долова, Е. Стальные симфонии: в гостях у металлургов / Елена Долова // Веснік Магілёва. — 2024. — 10 июля. — С. 9.
Проект «Лучшее — наше!», посвященный Году качества, продолжает шествие по предприятиям областной столицы. Во время подобных визитов журналисты «Весніка Магілёва» знакомятся с теми самыми людьми труда, которые создают продукцию, известную не только в родной Беларуси, но и далеко за ее пределами. На этот раз герои проекта — укротители металла, работающие на Могилевском металлургическом заводе.
Более 90 лет истории
ММЗ — одно из старейших промышленных предприятий Беларуси. Свой день рождения Могилевский — тогда труболитейный завод — праздновал 6 ноября 1932 года, когда был произведен пробный пуск труболитейного цеха и отлита первая чугунная водопроводная труба диаметром 150 мм. Позже здесь освоили промышленную установку по производству чугунных водонапорных труб полунепрерывным способом, а в 1961 труболитейный цех полностью перешел на отливку труб по новой технологии.
Поворотным этапом в истории предприятия было решение по организации на его площадях производства электро-сварных труб, которое воплотилось в жизнь в 1986 году, свое нынешнее название ОАО «Могилевский металлургический завод» получило в 1996 году.
Сегодня здесь выпускают большой перечень продукции: черновые оси для железнодорожного подвижного состава, трубы круглого и профильного сечения различного назначения, чугунную дробь техническую литую и колотую, люки и дождеприемники, целый ряд товаров народного потребления и малых архитектурных форм, которые можно встретить на улицах городов Беларуси и ближнего зарубежья, и многое другое.
Чтобы прикоснуться к сложной профессии, отправляемся в путешествие в город под названием «Могилевский металлургический завод».
Железнодорожные оси
Одно из основных направлений работы ММЗ сегодня — производство черновых осей для железнодорожного транспорта методом ковки. Этот тип продукции был освоен не так давно — цех запущен в 2016 году. Тогда же здесь выпустили первые оси. Производство было направлено на внутренний рынок, европейский и стран СНГ.
Если смотреть глазами обывателя, то на небольшой площади происходит буквально магия: автоматизированная установка захватывает стальную заготовку и отправляет в печь. После этого за работу берется многотонный пресс, благодаря которому раскаленный металл превращается в ось. Сам процесс автоматизирован, но операторы постоянно следят за каждым этапом, а отдел технического контроля -за соответствием осей стандарту. В сутки здесь появляется около 100 единиц продукции, которая в дальнейшем применяется для железнодорожного подвижного состава: вагонная ось — часть колесной пары.
За трубой — в стан
Еще одно крупное направление — производство стальных профильных труб, которые используются для металлоконструкций общего назначения, в строительстве, а также в мебельной промышленности. Водогазопроводные трубы — для газопроводов и водопроводов, систем отопления. Электросварные прямошовные — для трубопроводов и конструкций различного назначения. В линии стана осуществляются стопроцентный контроль сварного шва неразрушающим методом и порезка труб по длине от 4,5 до 12 метров.
Заместитель начальника по производству трубоэлектросварочного цеха Михаил Клепчуков подробно рассказывает о каждом этапе «рождения» трубы нужного диаметра, формы и длины — в зависимости от требования заказчика. Здесь мы узнаем, что какого бы сечения трубы ни изготавливали — круглого, квадратного или прямоугольного, — после формовки сначала выходит труба круглого сечения. Она проходит процесс сварки и охлаждения сварного шва. Далее калибровку в требуемый профиль и размер — вот и мы стали свидетелями создания квадратной трубы 40 на 40. К слову, за процессами здесь следит и дефектоскоп — устройство для обнаружения дефектов в изделиях.
Литейное производство
В литейном цеху металлурги предприятия работают в непосредственной близости от раскаленного металла, температура плавления которого — больше 1500°С! Металл разливают из печи в ковш и оттуда жидкий металл заливается в форму — кокиль, где происходит остывание чугуна различных форм. Каждая полученная часть — корпус, кольцо, крышка, решетка — формирует готовое изделие — люк или дождеприемник, которые потом появляются на дорогах всего мира.
Помните брендированные люки «Могилев — мой город!» на обновленной Комсомольской и вдоль «василькового» променада на Первомайской? Их по специальному заказу создавали здесь, в литейном цеху.
Уютный город
Могилевские металлурги уделяют внимание деталям и делают акцент на качестве. Если вам нужно украсить участок или придомовую территорию — ММЗ и здесь поможет. Сегодня на заводе создают скамейки, садово-парковое оборудование, стойки для цветов, урны, архитектурные формы. Лев около арки на въезде в Могилев с минского направления, корабль около «Н20», трехмерный герб города на пересечении улиц Каштановой-Крупской-Кулибина… Флагодержатели, секции ограждения, остановочные павильоны украшают многие могилевские улицы и проспекты. Их с нуля создают в ремонтно-механическом цеху предприятия.
Его начальник Дмитрий Шестаков рассказывает о процессах и показывает новые объекты, которые сделают наш город еще краше: например, уменьшенную копию купола городской ратуши — на архитектурной композиции на кольце мясокомбината. Здесь же после грунтовки ожидает каркас для одного из новых остановочных павильонов, уже полюбившихся могилевчанам за футуристический дизайн — цвет пока держат в секрете. Кстати, недавно в рамках Недели молодежи завод со своими друзьями посетил автор проекта Роман Кулажин — студент архитектурно-строительного колледжа Белорусско-Российского университета.
В ответе за качество
На Могилевском металлургическом заводе ведется постоянная работа по совершенствованию технологий и методов контроля качества, повышению квалификации персонала, внедрению научных разработок, направленных на повышение качества выпускаемой продукции.
Начальник лаборатории неразрушающего контроля Дмитрий Климович, который стал нашим проводником по производствам металлургического завода, рассказал о наградах по результатам участия предприятия в престижных республиканских конкурсах:
— По итогам конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» за 2023 год победителем в номинации признана черновая ось для железнодорожного подвижного состава РУ1Ш, а по итогам конкурса «Лидеры строительства. Строительный продукт года — 2023» в номинации «Лучший строительный продукт года» «Люк легкий Л(А15) -1-60, 1T-5525.00» заслужил диплом победителя первой степени.
В предыдущие годы выпускаемая продукция завода также признавалась лучшей в различных конкурсах и номинациях. Например, в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь за 2021 год» и «Лучший строительный продукт года — 2021» победителем в номинации «Водоснабжение и канализация» был признан «Дождеприемник ДМ1 (С250)-1-60».
Совсем скоро металлурги отметят свой профессиональный праздник. Высокопрофессиональный , мобильный, трудолюбивый, с четко обозначенной общественной позицией коллектив Могилевских металлургов и сегодня создает продукцию, качество и востребованность которой известны как в родном городе и по всей стране, так и далеко за пределами Беларуси. Качество — это про металлургов ОАО «ММЗ»!
Елена ДОЛОВА