Льдова, Е. Стабильный подъем / Екатерина Льдова // Веснік Магілёва. — 2024. — 22 мая. — С. 12–13.
Как вы думаете, какой самый популярный и безопасный вид транспорта в Могилеве? Лифт! За год могилевские лифты перевозят больше пассажиров, чем другие виды транспорта. Причем не только в нашем городе, но и во всей Беларуси и даже России! Сегодня лифт для любого горожанина – привычный механизм и атрибут комфортной жизни: мы нажимаем на кнопку и через несколько секунд оказываемся на головокружительной высоте.
А какая работа стоит за этим легким нажатием, мы узнали в ОАО «Могилевлифтмаш», где под одной крышей в нескольких цехах расположен весь цикл производства тех самых лифтов.
Немного истории
В особой презентации могилевские лифты, пожалуй, не нуждаются. Более 80% производимой продукции ОАО «Могилевлифтмаш» идет на экспорт. Основной рынок сбыта – Российская Федерация. Продукцию могилевчан знают от Калининграда до Владивостока.
Для успешной деятельности на рынке России «Могилевлифтмаш» создает и развивает совместные сборочные предприятия. К примеру, основные такие производства – в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге.
После введения санкций странами Западной Европы завод сумел быстро перестроить логистику, выработав четкую модель развития.
История предприятия уходит корнями в 1966 год, когда в Советском Союзе стали активно строить многоэтажные дома, которые необходимо было оборудовать лифтами. И если в начале 1990-х изготавливалось только две модели, практически не отличающихся друг от друга, то сегодня в широкой номенклатуре предприятия их более 180: грузовые, панорамные, больничные, коттеджные…
Ну, за работу!
Могилевский лифт – это несколько тысяч деталей. Сначала они существуют только в компьютерах проектировщиков, а затем обретают воплощение в цехе металлоконструкций. Это один из самых крупных цехов «Могилевлифтмаша» – там работает около 270 человек. Представьте огромное пространство со множеством линий, которые разрезают металл на детали, придают им нужную форму, сваривают части. Работа здесь кипит в три смены. Начальник цеха металлоконструкций Александр Федуненко проводит для нас экскурсию.
– Цех металлоконструкций – один из основных заготовительных цехов, с которого начинается производство лифтов и не только, – объясняет он.
Металл из огромных рулонов весом 7-8 тонн подается на станок, который производит его обработку. Тонкий металл в рулонах необходим для производства дверей и стен кабин. Из толстых листов делают пол и другие элементы. Процесс максимально автоматизирован. Крановщики ловко подхватывают рулоны и перемещают их на станки, где происходит дальнейшая размотка и нарезка.
В обработке металлопроката задействовано много оборудования: лазерные установки, координатно-револьверные установки, гильотинные ножницы и другое. Порезанный металл попадает на листогибочный станок, где ему придают форму. На другом автоматическом станке пробиваются отверстия.
Обращаем внимание на новые линии: по словам Александра Федуненко, модернизация производства идет постоянно.
– Последнее оборудование, которое к нам приехало, – 2 лазерных установки. Производительность – в зависимости от деталей, их размера. За смену в цеху выпускается в среднем около 800 штук, то есть в сутки – 2000-2400 единиц.
На любой вкус и цвет!
Затем деталь или узел идут на покрытие, какое – зависит от специфики. Чтобы увеличить срок службы металлических элементов лифта, на них наносят защитно-декоративное покрытие. Большинство же элементов лифта покрывается порошковой краской. Длина трех автоматических линий порошковой окраски на «Могилевлифтмаше» – более 1000 метров.
Перед окраской все детали моются, затем сушатся в печи и только потом, остывая по дороге, отправляются на покраску.
– Детали поступают к нам на площадку, и мы подаем их на 3 автоматические линии, в зависимости от цвета. Окраска проводится 16-ю роботами с двух сторон, – вводит нас в курс дела мастер цеха сборки и окраски Антон Глушанков. – Процесс контролируют маляры, которые докрашивают то, что не под силу роботам.
Палитра цветов широкая – более 100 разновидностей. Помимо серийных, могут окрасить даже в оранжевый цвет, например, велопарковку. Все зависит от вкуса и пожеланий клиентов.
– Кстати, сама краска антивандальная. Чтобы сделать царапину, надо постараться. Времена, когда испортить стену можно было ногтем, уже в прошлом.
Финальный этап
Мы находимся на участке сборки кабин. Здесь производится сборка основного узла безопасности – верхняя и нижняя балки, которые отвечают за безопасное использование кабины лифта.
– Такая конструкция позволяет избежать несчастных случаев. Эти механизмы работают совместно. При превышении номинальной скорости ограничитель срабатывает, приводя в действие ловители, и их тормозные колодки плотно прижимаются к направляющим, вдоль которых движется кабина. Лифт замрет на месте даже в случае обрыва всех тросов кабины или противовеса, – опровергает кадры из «ужастиков» бригадир бригады сборки специальных кабин, слесарь механосборочных работ Андрей Баранов. – Когда все детали и механизмы готовы, их упаковывают с сопроводительной документацией и отправляют заказчику. Сборкой и монтажом лифта на объекте занимается уже монтажная организация.
Вы не поверите, но один готовый лифт может занять 11-17 огромных коробов – зависит от модели.
Товар лицом
Раньше на «Могилевлифтмаше» выпускали подъемники, которые двигались со скоростью 1,6 метра в секунду, сейчас она увеличена до 2,5 метра в секунду! Новая разработка предназначена для использования при строительстве высотных зданий – до 45 этажей. Грузоподъемность этой линейки составляет 1400 килограммов.
В выставочном павильоне предприятия – самые последние разработки: панорамные лифты для торговых центров, кабины с декоративными панелями в космическом стиле. Такой образец доставляет пассажиров с этажа на этаж в Могилевской областной детской больнице. По соседству – эксклюзивный вариант с декором из натурального камня.
Конструкторы могут воплотить самые необычные решения заказчиков. К примеру, лифты для коттеджей, которые отличает компактность.
В 2023 году на ОАО «Могилевлифтмаш» произвели 13 тыс. лифтов для внутреннего и внешнего рынков, темп роста производительности труда составил 104,1%. Основные рынки сбыта продукции холдинга – Российская Федерация и страны-партнеры по Евразийскому экономическому союзу.
Эргономичность — на высоте
Немногие знают, что из Могилева в разные города и страны отправляют не только пассажирские лифты, но и эскалаторы, и траволаторы. Так что во многих торговых центрах вы с комфортом поднимаетесь на этажи именно благодаря продукции «Могилевлифтмаша». К слову, первые девять наших траволаторов работают на новой, 3-й ветке минского метро.
В списке передовых разработок предприятия также роторные и лифтовые парковки. Простая с виду, но оригинальная по своей сути конструкция позволяет решить одну из самых острых проблем мегаполисов — перегруженность стоянок. Подобная конструкция рассчитана на 12 и более машин, а занимает площадь парковки для двух автомобилей. Такая продукция пользуется спросом.
— На городском велопробеге мы презентовали и роторную велопарковку. Она удобна тем, что на небольшой площади можно разместить 6 велосипедов. Велосипед будет крепиться на площадке ремнями, — говорит начальник отдела непрофильной продукции Максим Коваленко. — Пользователи смогут сами запускать и останавливать вращение колеса. Конструкция оснащена датчиками безопасности, которые в любой момент позволят остановить движение. К тому же это привлекательный городской арт-объект!
К слову, велопробег стал отличной рекламой для велопарковки — в коммерческий отдел стали поступать звонки от разных белорусских организаций.
Значительный процент среди выпускаемой продукции холдинга занимают товары народного потребления. Не так давно сошли с конвейера новые модели деревообрабатывающих станков, сельскохозяйственных лебедок, фрезерных станков.
Свет в твоем окне
ОАО «Зенит» — главный поставщик электротехники для комплектации лифтов. В 2024 году «Зенит» отмечает 45-летие. Номенклатура изделий огромна: от кнопок и табло до устройств управления лифтами.
— Для предприятий лифтостроения у нас ежедневно производится более 50 устройств управления лифтом, а также более тысячи разнообразных узлов и деталей, — говорит заместитель главного инженера по подготовке производства Алексей Чех. — Еще одно важное и передовое оборудование, которое производит коллектив «Зенита», — энергосберегающая светодиодная продукция.
Красочная подсветка Могилева — тоже заслуга работников завода. Грамотно подчеркнув архитектурные особенности старинных домов, они сделали все, чтобы яркий свет не мешал живущим в них людям. С прошедшей зимы огнями засияли и городские мосты.
Уникальное направление выпускаемой в Могилеве светодиодной продукции — разработка и производство светодиодных фар и фонарей для тяжелых условий эксплуатации. «Зенит» комплектует своей светотехникой продукцию БЕЛАЗа, горнодобывающую технику МоА-За, комбайны «Ростсельмаша» и «Гомсельмаша», тракторы МТЗ…
Импортозамещающая транспортная светотехника успешно конкурирует с аналогами ведущих западных производителей, а некоторые белорусские модели — единственные в своем роде. Их отличает высочайшая стойкость к механическим и климатическим воздействиям. И пользуются этой техникой везде: от Крайнего Севера до экваториальных лесов Индонезии.
В начале пандемии коронавируса предприятие приняло стратегически верное решение — обеспечить максимальную безопасность нахождения людей в кабине Могилевского лифта. В результате в серийное производство запущена инновационная система дезинфекции кабины лифта от коронавирусной и других инфекций.
Сердце электрокара
В холдинге «Могилевлифтмаш» также изготавливают электродвигатели. Для этого функционирует собственное производство. Оно включает в себя как общепромышленные двигатели, так и двигатели специального назначения: для атомных станций, тяговые двигатели для электротранспорта, электродвигатели привода дверей кабины и дверей шахты лифта.
Как пояснил главный конструктор по электродвигателям ОАО «Могилевлифтмаш» Алексей Чайко, асинхронные двигатели выпускаются в базовом общепромышленном исполнении, а также в многочисленных модификациях. Такая продукция пользуется повышенным спросом в нефтегазовой отрасли, станкостроении, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельхозмашиностроении.
Могут найти нужную для себя продукцию и рядовые граждане: деревообрабатывающие машины, сельскохозяйственные лебедки, измельчители кормов, соковыжималки «Журавинка» — далеко не весь список.
Производство не стоит на месте. Закуплено и введено в эксплуатацию новое оборудование. Учитывая тенденции развития колесного транспорта с электрической и гибридной трансмиссией, ведутся разработка и освоение производства тяговых асинхронных двигателей.
Екатерина ЛЬДОВА