Призвание генерала Ивана Гришина

Малышева, О. Призвание генерала Ивана Гришина / Ольга Малышева // Веснік Магілёва. — 2024. — 8 мая. — С. 21.

Среди талантливых советских военачальников, сыгравших значительную роль в успешном проведении Могилевской наступательной операции как части операции «Багратион», достойное место занимает Герои Советского Союза генерал-полковник Иван Тихонович Гришин. Его именем названа улица в Могилеве.

«Тяжело в ученье — легко в бою»

Иван Тихонович родился 16 декабря 1901 года в деревне Внуковичи Рославльского района Смоленской области в многодетной крестьянской семье. Мальчик с детства стремился к знаниям, но после того как отца мобилизовали на фронт Первой мировой войны, учебу пришлось оставить: надо было кормить семью.

В 1920 году с образованием в четыре класса сельской школы он вступает в ряды Красной армии. Здесь у Ивана появился шанс реализовать свои природные способности.

Он успешно оканчивает курсы младших командиров, в 1928 году — пехотную школу имени М.В. Фрунзе в Орле и одновременно сдает экстерном экзамены за семилетку. А в 1936 году с отличием оканчивает Военную академию имени М.В. Фрунзе.

Начался период штабной службы. На всех занимаемых должностях он проявлял высокую общую эрудицию. Но особенно полно его талант военачальника раскрылся в 1938 году, когда Гришин был назначен начальником отдела боевой подготовки Московского военного округа. Сослуживцы той поры вспоминали, что маршал Буденный называл полковника Гришина «главным стратегом штаба МВО» и все наиболее важные документы требовал визировать именно у него.

Для Ивана Тихоновича открываются новые перспективы: в 1940 году его назначают командиром 137-й стрелковой Дивизии и поручают подготовить на ее базе показательные учения с целью проверить на практике новые положения тактики Красной армии. За отличную организацию учений полковник Гришин был награжден орденом Красной Звезды и золотыми именными часами. А 137-я стрелковая дивизия в скором времени была удостоена переходящего Красного Знамени и признана лучшей в Красной армии.
Великая Отечественная

Началась Великая Отечественная война. Дивизия Гришина была в спешном порядке переброшена в район Шклова, где 8 июля 1941 года получила боевое крещение, вступив в бой с 4-й немецкой танковой дивизией.

С тех первых боев началась ратная слава Ивана Гришина. Спокойный и уравновешенный в жизни, в бою он был ярким примером мужества и отваги. В течение недели подразделения Ивана Гришина удерживали переправы через Днепр, затем героически сражались под Чаусами.

В этот драматический период войны 137-ю стрелковую как наиболее мобильное и боеспособное соединение командование перебрасывало с одного участка фронта на другой. «Этой дивизии, — писал в своих мемуарах маршал Еременко, -поручались весьма важные задачи, и она всякий раз успешно их выполняла».

После завершения Московской битвы в марте 1942 года полковника Гришина назначили начальником штаба 50-й армии Западного фронта, а 3 мая ему присвоили звание генерал-майора. Со своей армией, действовавшей на Спас-Деменском направлении, он принимал участие в сражении за Ржевский плацдарм. Дважды — в январе и феврале 1943 года — был награжден орденом Красного Знамени.

С апреля 1943 года он — начальник штаба 11-й гвардейской армии, правда, всего лишь на месяц, а уже в июне 1943 года генерал Гришин становится командующим войсками 49-й армии и находится на этом посту до конца войны. Он был одним из тех военачальников, о которых М.И. Калинин говорил: «Известные полководцы не были только мастерами стратегии и тактики. Нет, они знали и дорогу к сердцу своих солдат, своей армии. Они были мастерами высокого духа войск, умели вселить в душу солдата прочное доверие к себе». Гришин пользовался безусловным авторитетом у своих подчиненных.

Месть оккупантов

25 сентября 1943 года войска 49-й армии совместно с войсками 10-й армии освободили Рославль — родину командарма. Судьба распорядилась так, что Ивану Тихоновичу довелось в 1941 году отступать через порог отчего дома, а затем в 1943 году вернуться сюда освободителем. Ему не терпелось обнять своих родных и близких, но в родной деревне Внуковичи его ждало страшное известие — фашисты зверски замучили его родителей и всех близких родственников.

Так подло фашисты мстили командарму за его фронтовые успехи. Они хотели сломить его волю, но просчитались. За освобождение Рославля воинам 49-й армии была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего, а Москва салютовала им двадцатью артиллерийскими залпами. Четырем дивизиям этой армии было присвоено почетное наименование Рославльских, а командарм награжден орденом Суворова 1-й степени.

Освобождение Беларуси

Войска 49-й армии, действуя с апреля 1944 года в составе 2-го Белорусского фронта, отличились и в операции «Багратион», в ходе которой еще раз блистательно проявились полководческие качества командарма Гришина, его твердая воля, стратегическое мышление и личное мужество.

Они должны были нанести решающий удар на Могилевском направлении. За 6 дней армия прорвала глубоко эшелонированную оборону противника, которая создавалась в течение 9 месяцев, форсировала реки Проню, Басю и Днепр, разгромила и рассеяла 4-ю немецкую армию и внесла решающий вклад в освобождение Могилева:

В ходе дальнейшего наступления в районе Минска была окружена крупная вражеская группировка. С 9 июля всеми боевыми действиями по ее ликвидации руководил лично генерал-лейтенант Гришин. Войсками его армии в те дни было взято в плен более 35 тысяч вражеских солдат, офицеров и 12 генералов, которых 17 июля 1944 года провели по улицам Москвы.

Командующий фронтом приказывает 49-й армии настойчиво преследовать противника и захватить плацдарм на западном берегу реки Березины. «За всю войну, — вспоминал позже Иван Тихонович, — я не видел такого наступательного порыва у вверенных мне войск, как в те послемогилевские дни. Стояла несносная жара. Леса, болота, бездорожье сильно затрудняли продвижение войск. Машины застревали в непролазных топях, падали выбившиеся из сил лошади. Тогда впрягались люди и тащили на себе орудия, повозки, кухни. В этих неимоверно тяжелых условиях нам удавалось продвигаться по 30-50 километров в сутки. Войска буквально рвались вперед».

К Победе!

Наивысших стратегических успехов генерал Гришин достиг в ходе Восточно-Прусской наступательной операции, начавшейся 13 января 1945 года. В самый разгар решающих сражений — 10 марта — ему было присвоено звание генерал-полковника, а 10 апреля — звание Героя Советского Союза. 49-я армия продолжала громить врага, участвуя в Берлинской операции, и закончила свой славный боевой путь 5 мая 1945 года на Эльбе, встретившись с английскими войсками. Позади было 1600 огненных километров.

24 июня 1945 года в параде на Красной площади в числе командующих армиями 2-го Белорусского фронта принимал участие и генерал-полковник Иван Тихонович Гришин. После парада на приеме в Кремле Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин назвал имена выдающихся героев-полководцев Великой Отечественной войны. В этом коротком списке наряду с Жуковым, Рокоссовским, Коневым, Баграмяном было названо имя генерал-полковника И. Т. Гришина.

Мирное время

После Парада Победы 49-я армия была расформирована. И.Т. Гришин какое-то время командовал 6-й армией При-балтийского военного округа, в августе 1946 года был назначен начальником управления подготовки Сухопутных войск, а в феврале 1950 года стал начальником Главного управления боевой и физической подготовки Сухопутных войск. Эта должность стала последней в карьере военачальника. 20 июня 1951 года 49-летний Иван Тихонович Гришин скоропостижно скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Генерал-полковник Иван Гришин, Герой Советского Союза, помимо Золотой Звезды Героя, награжден двумя орденами Ленина, пятью — Красного Знамени, двумя — Суворова I степени, Кутузова I степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными наградами. Удостоен 30 благодарностей Верховного Главнокомандующего. Именем И. Т. Гришина названы улицы в Москве, Рославле, Могилеве, Смоленске. В Могилеве в его честь установлена мемориальная доска.

Иван Тихонович Гришин ушел из жизни в полном расцвете сил, не исчерпав своих богатых возможностей, но оставив в истории Отечества яркий неизгладимый след. Он писал: «Я понял, что военная служба — мое единственное призвание, и отдался ему всецело и безраздельно».