Он меняется, но не изменяет себе

Щудло, М. Он меняется, но не изменяет себе : [беседа с Мироном Щудло – профессиональным художником] / Мирон Щудло; беседовала Г. Хитрикова // Могилевские ведомости. — 2011. — 5 ноября. — С. 16.

Мирон Щудло — профессиональный художник, лауреат премии молодых художников СССР. Фотографией занимается с 1990 года. Член Белорусского общественного объединения «Фотоискусство» (аналог Союза фотохудожников), заслуженный художник PSA (Американская фотографическая ассоциация), заслуженный и почетный художник ассоциаций фотоискусства Европы и Азии; обладатель множества Гран-при, золотых, серебряных и бронзовых медалей, иных почетных наград FIAP, PSA и других. Участник более 400 международных фотосалонов. Работы автора экспонируются в музеях фотографии Испании, Австрии, США, Японии, Кореи, Китая, Англии, Франции, Бельгии.

В 1994 году Мирон Щудло был назван австрийскими ценителями фотографии «Открытием года», а в 2003 году в Оклахоме (США) признан самым оригинальным художником по версии PSAJournal.

Участвовал в многочисленных коллективных международных выставках, в том числе «Мировом туре» (Австрия, Франция, Испания, Италия, Япония, Китай, Корея, США, ЮАР, Австралия и пр.), «100 лучших авторов мира» — Германия, «Лучших работах ХХ века» — Австрия. Провел ряд персональных выставок как в Беларуси, так и за ее пределами.

Руководитель фотостудии «3 plus»

С 2007 года занимается выставочной деятельностью. За это время был в числе организаторов таких крупных проектов, как «Ах. Одесса», «Молдова-Могилев» в двух частях по 120 работ, «Свадебный переполох-1», «Свадебный переполох-2», и других.

До 10 ноября в выставочном зале Могилева экспонируется выставка под названием «У света тени нет…» одного из самых титулованных фотохудожников города — Мирона Щудло. На ее открытии рассказали забавную историю. Более десяти лет тому во время поездки фотомастера в Словакию при пересечении границы один из таможенников поинтересовался содержимым планшета, входящего в состав багажа. Разъяснения о том, что это и есть экспонаты выставки, которую везет автор, не удовлетворили строгого инспектора. Тогда Мирон Васильевич, доставая по одной, начал демонстрировать фотокартины. Таможенник с интересом изучал каждую работу, расспрашивая о технике исполнения, особенностях постановки света, сюжете кадра…

К образовавшейся «пробке» начали собираться люди из очереди, но возмущение медленной работой таможенника быстро угасало, когда выясняли причину задержки.

…Много с тех пор воды утекло. А работы того «досмотра с пристрастием» по-прежнему вызывают интерес. Это подтверждает и проходящая выставка. О ее идее и концепции рассказывает сам автор.

— Мирон Васильевич, ваша выставка в основном состоит из работ, сделанных пленочным фотоаппаратом. Это своеобразный экскурс в прошлое?

— Экспозиция действительно состоит на 80% из работ прошлых лет. Большинство из них имеют награды различных фотоконкурсов и фотосалонов мира. Но отбирались снимки не по принципу признательности. Больше года я готовился к этой выставке. Прорабатывал и продумывал несколько вариантов ее содержания. А за несколько месяцев до ее открытия пришла идея подготовить совместный показ работ пленочного и цифрового фотоаппаратов, чтобы можно было не только созерцать, но и сравнивать. Желание сделать такую выставку у меня появлялось всякий раз, когда я рассказывал новому поколению фотографов, большинство из которых никогда сами не печатали свои фотографии, о том, что и без фотошопа можно добиваться различных спецэффектов в кадре. Но по глазам видел, что они плохо понимают, о чем я им говорю. Это же не раз подтверждали и мои коллеги-фотографы, когда обсуждали тему возможностей пленочной фотографии со своими учениками.

— Идея реализовалась в экспозицию-урок, в ходе которого зритель должен что-то усвоить, прочувствовать, понять, или это попытка доказать преимущества одного способа создания фотографии над другим?

— Никому ничего не хочу доказывать. Я прежде всего люблю то, чем занимаюсь. И как любая творческая личность стремлюсь вынести на обозрение сделанное. Я умею так. Вы можете лучше или иначе? Сделайте и покажите. Когда говорят о том, что нет такой возможности, так как не предоставляют площади выставочных залов, советую сделать это с помощью Интернета. Вас узнают, оценят и перед вами откроются двери всех выставочных залов мира.

Что же касается воздействия на внутренний мир зрителя посредствам фотокартин, я вообще не разделяю утверждение о том, что искусство в целом может что-то кардинально изменить в человеке. По-моему, максимум, на что оно способно, так это сделать несколько краше и интереснее его существование. Художник показывает, что «натворил», зритель, рассматривая, делает свое заключение. Главное, чтобы встреча состоялась и был предмет для обсуждения. Одному выставленное на обозрение понравится, другому – нет, третий возьмет в руки фотоаппарат, видеокамеру, кисть и т.д. и сделает что-то свое, что возможно, будет интересно не только ему. В этом, считаю, основная идея всех показов.

— Для ваших учеников эта выставка – мастер-класс, а для зрителей и поклонников творчества – это демонстрация экспериментов Мирона Щудло?

— На выставке действительно есть моя первая работа и снимки, отражающие определенные этапы поиска своего почерка, хоть они и не представлены в хронологическом порядке. Но я не вынашивал идею сделать отчет или анализ собственного творчества. Это случайные ассоциации.

— Как и мысль о том, что выставка – ностальгия по пленочной фотографии?

— Этого я не отрицаю. Более того, поработав с пленкой и цифровым фотоаппаратом достаточно времени, пришел к выводу, что фото с пленки, сделанное собственными руками, мне ближе и интереснее. И прежде всего потому, что предоставляется гораздо больше возможности для творчества и экспериментов в том числе. Не исключаю преимуществ цифровой камеры – превосходное качество, выразительность, насыщенность цвета, оперативность и т.д. Но все это достигается во многом благодаря аппаратуре для съемки и печати фотографий, а самого художника в таких работах немного.

— Надо понимать, что вы вновь берете в руки пленочный фотоаппарат?

— Да, такие планы есть. В мире да и в нашей стране немало фотографов, которые продолжают снимать на пленку. За последние годы значительно изменилось ее качество, совершенно в новом техническом решении представлены пленочные фотоаппараты. Уверен, эти изменения позволят делать работы того же качественного уровня, что и с цифрового фотоаппарата.

— Успехов вам. Ждем новых работ.