Гришанова, Л. Духовные скрепы иерея Георгия / Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 2025. — 14 лютага. — С. 10.
Есть нечто промыслительное в том, что бывший воин-интернационалист Юрий Бяличев, ныне иерей Георгий, служит настоятелем Свято-Михайловского прихода в агрогородке Езеры Чериковского района. Ведь архангел Михаил возглавляет небесное воинство. В этом же храме служит псаломщиком тоже воин-интернационалист Андрей Степных.
Путь в Афганистан
На момент отправки в Афганистан в жизненном багаже Юрия были беззаботное детство с каникулами у любимых дедушки и бабушки в д. Бординичи Чаусского района, которым он вместе с братьями помогал по хозяйству. Мать Юрия, Любовь Афанасьевна, на всю жизнь запомнившая ужасы немецко-фашистской оккупации, выросла в семье верующих. Молитва служила ей поддержкой и в тягостные минуты отчаяния — когда душа болела от неизвестности по поводу судьбы сына, угодившего в афганское пекло. Близкие не принуждали мальчишку к вере. Он рос обычным шаловливым ребенком. Только иногда задумывался о житейской несправедливости. Пищу для раздумий давала судьба отца, который вырос в детском доме. Его родители были репрессированы и, конечно же, позже реабилитированы за отсутствием вины. Но людей было не вернуть…
Среднюю школу № 2 в Чаусах офицерский внук окончил без троек в аттестате. В школьные годы занимался легкой атлетикой и гимнастикой. Перед службой в армии обучался в Могилевской автошколе ДОСААФ, получил специальность водителя-автомеханика. После призыва Юрия направили в учебную часть в Туркменистане. К этому времени в Афганистане шел третий год войны.
— В сентябре 1982 года я ушел в армию, а в декабре 1984 года вернулся, — довольно скупо делится о. Георгий сведениями о своей прошлой жизни. — В Афганистане попал в Кандагарскую бригаду.
Официально бригада, дислоцировавшаяся в провинции Кандагар, носила название «70-я отдельная гвардейская мотострелковая». В ее задачи входила ликвидация перевалочных баз, складов вооружения и боеприпасов моджахедов. Воинское звание Юрия Бяличева — гвардии старший сержант. Юрий Анатольевич во время службы в Афганистане получил три ранения, был контужен. 0. Георгий не хочет вспоминать об обстоятельствах, при которых был ранен, и вообще о службе в чужой стране.
В окопах атеистов не бывает
Окольными путями довелось узнать некоторые подробности о службе будущего священника. Юрий был зачислен во второй засадный батальон — пулеметно-гранатометный взвод, занимавшийся, в частности, охраной штаба батальона от нападений моджахедов. Во время военных операций взвод прикрепляли для усиления других воинских подразделений. «Первое боевое крещение Ю. Бяличев принял недалеко от пакистанской границы, — писал В. Седнев в заметке «Два осколка и память», опубликованной в конце 1980-х гг. в районной газете «Искра».
— На пункт дислокации государственных афганских войск советские воины везли оружие, продукты питания, деньги. Туда же ехал советский советник. В группу прикрытия попал и Юрий. По дороге советские воины столкнулись с душманами, которые ехали из Пакистана на «Тойотах». Завязалась перестрелка». Неприятели подбили снарядом из гранатомета БМП (боевую машину пехоты), в которой находился советник, получивший ранение. Солдаты помогли ему выбраться из пылающей машины. Душманы пытались окружить и взять в плен советских воинов, несколько из которых были ранены и убиты. В этом бою погиб и первый боевой друг Юрия Бяличева, за которого батюшка молится до сих пор.
В афганском пекле Юрий Анатольевич стал задумываться о том, есть ли загробная жизнь у погибших боевых товарищей. Ведь несправедливо: молодой человек жил, строил планы — в один момент его жизнь оборвали пуля или осколок, а при взрыве мины и вовсе тело разметало в клочья. Есть ли у человека душа? Этот и другие вопросы волновали парня. Не случайно есть пословица о том, что в окопах атеистов не бывает.
— Душа по своей природе христианка, — говорил при нашей встрече о. Георгий. — Моя душа стала стремиться к божественным энергиям.
Незадолго до «дембеля», в ноябре 1984 г., Юрий Бяличев был ранен в бою под Кандагаром. Осколки разорвавшегося снаряда поразили живот, ноги, верхний плечевой пояс. Раненого доставили на самолете в военный госпиталь в Ташкенте. У старшего сержанта, долго лечившегося от ранений, было предостаточно времени для размышлений. По словам о. Георгия, после возвращения из армии он в поисках своего места под солнцем ездил к боевым друзьям в Тбилиси, Душанбе.
Поступил в Гродненский спортивный техникум, потом -Минский институт физкультуры.
— Работал учителем, подал документы в медицинский институт, — говорит священник. — Но вера в Бога привела меня в Жировичи.
Юрий Анатольевич поступил заочно в Минскую духовную семинарию, ездил по монастырям, где жил, трудился, молился. Полтора года был трудником в Псково-Печерском монастыре, где обрел своего духовного отца — архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Из семьи партизан
Духовной матерью для о. Георгия стала Ольга Макаревич. С Ольгой Петровной батюшка познакомился во время службы в Свято-Успенском Пустынском монастыре. Бывшая учительница вместе с мужем привозили монастырской братии продукты питания. 0. Георгий полюбил беседовать с мудрой женщиной: открыл ей свое сердце. Ольга Петровна, в девичестве Ломоносова, родилась в д. Пустынки, в которой до революции находилось имение ее деда. Василий Ломоносов занимался разведением лошадей. Когда у помещика все национализировали, он скончался от инфаркта. Его сын Петр женился на бедной крестьянской девушке Пелагее. У них родились четыре дочери.
— Петр Васильевич в первые дни Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт, вернулся с войны, но в 1947 году умер от ранений, -поясняет иерей Георгий. — Его семья, остававшаяся на оккупированной территории, стала партизанской.
На сайте «Партизаны Беларуси» выложены документы матери семейства и старшей дочери Зинаиды. Из них можно узнать, что Пелагея Ломоносова с 5 мая 1942 г. по 1 сентября 1943 г. систематически оказывала помощь партизанам, пекла хлеб, стирала белье, лечила и укрывала раненого партизана, состояла связной в отряде 13-й красноармейской бригады.
Ольга Петровна рассказывала о. Георгию о том, как в их дом пришли три полицейских с обыском. В это время на печи за занавеской лежал раненый. 12-летняя Оля находилась на печной лежанке. Девочка стала надрывно кашлять, чтобы отвлечь внимание полицаев. Те, опасаясь заразиться, не стали подходить к печи и ушли прочь.
К сожалению, в 1943 г. семью Ломоносовых немцы уличили в связи с партизанами: кто-то донес на сестру. В это время Зинаида уже была в партизанском отряде. Гестаповцы и полицейские требовали сообщить, где девушка. В этот день в Пустынках арестовали 15 человек. Пелагею Моисеевну запугивали, приставляя к груди пистолет, а потом полицейский стал избивать женщину. Оля с ужасом смотрела на мать, лежавшую на полу в луже крови. Враги, заметив ее страх, предложили вести их в лес, чтобы показать, где сестра. Оля ухитрилась оторваться от преследователей и убежать в лесную чащу. Позже девочка вернулась домой. В течение недели, пока мать держали в застенках, Оля ухаживала за коровой и жеребчиком из породы, разводимой дедом-помещиком. Пелагею Ломоносову отпустили после того, как за нее заступился староста, тоже связанный с партизанами. После Победы Пелагею Моисеевну наградили медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.
Зинаиду Ломоносову наградили такой же медалью I степени и орденом Красной Звезды. В документах о боевом подвиге Зинаиды написано, что она была одной из самых лучших связных по выполнению боевых заданий, ведению антифашистской пропаганды, распространению листовок. В результате ее пропаганды около 40 военнопленных ушли в партизаны. Девушка собирала оружие и боеприпасы и передавала их в лес. Под ее руководством был убит помощник начальника Мстиславской полиции Сазонов. Из д. Пустынки Зинаида сдала в отряд 5 лошадей.
— Зинаида, чтобы беспрепятственно проходить полицейские посты, брала за руку и вела с собой младшую сестру Олю, — рассказывает о. Георгий. — В советское время о Ломоносовых старались не вспоминать из-за помещичьего происхождения.
Ольга Петровна прожила 90 лет. Священник похоронил ее в Чаусах рядом с родной матерью. Духовными скрепами иерея Георгия являются вера в Бога, любовь к Родине, память о судьбах и подвиге семьи Ломоносовых. В фотоальбоме батюшки лежит листок с молитвой:
«Дайте мне безмятежность, | чтобы принять неизбежное. Смелость, чтобы изменить, что может быть изменено.
И мудрость, чтобы знать эту разницу».
И в завершение беседы священник напутствует меня словами из Библии: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божья во Христе Иисусе».
Людмила ГРИШАНОВА.