Герой сталинградского неба

Микулич, А. Герой сталинградского неба / Александр Микулич // Магілёўскія ведамасці. — 2025. — 14 лютага. — С. 10.

В этом году мы отмечаем 80-летие Победы над немецким фашизмом. Наши земляки тоже внесли свой вклад в викторию над врагом, даже ценой своей жизни.

Среди них — летчик-истребитель Николай Александрович КАРНАЧЕНОК.

Он родился в 1922 году в деревне Борки ныне Шкловского района Могилевской области. Перед войной работал мастером на Оршанском мясоконсервном комбинате. А потом Николай «заболел» авиацией: в поселке Болбасово Оршанского района размещался истребительный авиаполк. В 1940 году он поступил в Одесскую военную авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. А потом началась война. Свою боевую деятельность Николай Карначенок начал в составе 521-го истребительного авиаполка на Калининском фронте. Вот что писал в мемуарах известный летчик-истребитель Герой Советского Союза Андрей Яковлевич Баклан:

«В 1941 году, да и в первые месяцы 1942-го, многие наши пилоты летали на менее скоростных самолетах, чем немецкие Me-109. Поэтому, как правило, воздушные бои вели по горизонтали, на виражах. И вот типичная картина того периода: два Me-109 ведут бой на вертикалях и сковывают целую группу наших И-16 или И-153, которые кружатся на виражах в общей карусели. Оторвался от группы — тут же тебя атакует «мессер». Порой нашему летчику трудно было даже выйти из боя.

Новые наши самолеты — «яки» и «лавочкины», поступившие позднее на вооружение, были маневренными и скоростными истребителями. Однако велика сила привычки! Первое время и на новых самолетах наши пилоты продолжали применять оборонительные виражи, не проявляя по-настоящему наступательной инициативы.

В нашем полку первым начал вести бой на вертикалях командир эскадрильи Иван Клещев. Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначенок и я. Постепенно создалась своеобразная группа пилотов-новаторов. Особенно успешно освоил новый для себя маневр Коля Карначенок. Он же первым и одержал победу в единоборстве с «мессером». Николай нагнал его на «горке», когда «Ме-109» потерял скорость и завис. Тут Коля его и поджег…»

В апреле 1942 года Николай Карначенок в составе пятерки лучших летчиков был переведен в 434-й авиаполк особого назначения. Этот полк состоял из трех эскадрилий и насчитывал 44 самолета «Як-1», поступивших прямо с завода. Командиром полка назначили Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещева. В июне полк отправился в район Сталинграда, где в ту пору разворачивались ожесточенные бои как на земле, так и в воздухе.

За три первые недели боев лейтенант Н.А.Карначенок сбил лично два и в группе один самолет противника. Воздушные бои в небе Сталинграда были тяжелейшими. Так, в течение дня 15 июля пилотами 434-го полка было сбито 32 вражеских самолета. Но несли потери и мы, и довольно ощутимые, — с заданий не вернулись семь наших летчиков.

К концу июля, когда полку приказали прикрывать советские войска, переправлявшиеся на левый берег Дона в районе Калача, борьба в воздухе достигла своего апогея. Особенно напряженным оказалось 26 июля. В этот день каждый летчик произвел по 6-7 боевых вылетов. А всего полк провел 11 групповых воздушных боев и уничтожил 34 немецких самолета. Свои потери — три машины, пилоты которых спаслись с парашютами.

При этом все бои принимали на редкость ожесточенный характер. Противник сражался яростно и упорно. Дело доходило до лобовых атак. Причем таким приемом пользовались даже немецкие пилоты. Но, как правило, они не доводили его до конца, в самый последний момент отворачивали.

Николай Карначенок по возвращении на аэродром поделился с товарищами впечатлением об одной из таких атак. Сначала, говорил, он даже растерялся: немец

— и вдруг атакует в лоб. В первое мгновение появилось желание отвернуть Но Николай взял себя в руки и не изменил курса. Секунды сближения самолетов растянулись казалось до бесконечности. Наконец противник шарахнулся вверх и в сторону. И тогда Карначенок точной очередью прошил «мессеру» фюзеляж. Это была седьмая победа Николая.

А уже вечером командир полка горячо поздравил главных героев этого боевого дня: капитанов Бабкова и Избинского, лейтенантов Карначенка и Савельева. Каждый из них сбил по 2-3 вражеских самолета.

К середине июля 1942 года командир звена 434-го истребительного авиационного полка лейтенант НА.Карначенок совершил 349 боевых вылетов, в воздушных боях сбил десять вражеских самолетов.

Но все меньше и меньше оставалось в полку исправных машин. В конце концов летчики вынуждены были передать их в другую часть а сами поехали в Саратов получать новые Як-7Б и пополнять личный состав. Вспоминает А.Я.Баклан:

«Вернувшись под Сталинград, мы расположились на одном из полевых аэродромов в 25-30 км от города и начали боевую работу. В сложнейших условиях проходил буквально каждый воздушный бой. Над Сталинградом носились стаи самолетов — наших и немецких. Тут и там закручивались карусели воздушных схваток. Самолет за самолетом поочередно начинали гоняться друг за другом, но сбить противника в такой обстановке было очень сложно. Ведь бесприцельный огонь с большой дистанции не дает эффекта, можно впустую расстрелять весь боекомплект. А на то, чтобы подойти на нужную дистанцию и точно прицелиться, не дает времени противник.

Только выберешь себе удобную цель, начнешь сближаться и прицеливаться, как к тебе самому уже тянется трасса противника. И сам не успеваешь открыть огонь Ведомый тебя подстраховывает — защищает твою заднюю полусферу, но ведь и его тоже атакуют. Продолжать начатую атаку становится невозможно, того и гляди самого собьют. Приходится делать разворот в ту сторону, где меньше самолетов, чтобы не столкнуться ненароком».

17 сентября 1942 года группа «яков», ведомая капитаном Избинским, вылетела на прикрытие наших наземных войск. Едва наши истребители достигли назначенного района, как с пункта наведения сообщили: с севера подходят немецкие бомбардировщики. Вскоре показался плотный строй «юнкерсов». Наши летчики с ходу атаковали их, и удачно: Избинский и Карначенок сбили по бомбардировщику.

В то же мгновение сверху, со стороны Солнца, на «яки» свалились несколько пар Me-109. В воздухе завертелась карусель, из которой вскоре один за другим выпали два горящих «мессера». Но понесла потерю и наша группа. Прикрывая капитана Избинского, попал под огонь противника один из «яков». Оставляя дымный след он стремительно пошел к земле.

Это был последний боевой вылет лейтенанта Клавдии Нечаевой — отважной летчицы, замечательной советской патриотки и очень милой девушки. Ей едва исполнилось 20 лет. Воздушные схватки с врагом продолжались…

Наряду с радостью воздушных побед переживали наши летчики и горечь поражений. Вспоминает А.Я.Баклан:

«Нередко наша группа возвращалась с задания не в полном составе. Кто-то в бою зазевался на мгновение или же излишне увлекся преследованием врага

— и был сбит. При таких вот обстоятельствах мы потеряли Колю Гарама, Володю Микояна и других летчиков.

22 сентября 1942 года шестерка истребителей во главе с капитаном Избинским перехватила немецкие бомбардировщики на подходе к линии фронта и заставила их сбросить бомбы на свои же войска. В непродолжительной, но жаркой схватке противник потерял три самолета. Их сбили Карначенок, Михаил Тарам и Шишкин. В этот же день в районе поселка Котлубань Дубовского района Волгоградской области старший лейтенант Н.А. Карначенок погиб…

Всем полком провожали товарищи Николая в последний путь За свою короткую жизнь — ему было только 20 — он успел много сделать для победы над врагом. На его счету — около 300 боевых вылетов, 12 вражеских самолетов, сбитых лично, и 11 — в группе с товарищами.

23 ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному летчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Мать Николая — Ксения Савельевна Карначенок — не узнала о гибели сына и о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Деревня Борки на Могилевщине с лета 1941 года находилась под оккупацией. Летом 1943 года Ксению Савельевну убили фашистские каратели. «За сына погибла — шептались между собой в деревне. — Выдал местный полицай…»

Николай Александрович Карначенок награжден орденами Ленина и Красного Знамени (дважды). Его имя носят Оршанский мясоконсервный комбинат, улицы в Орше и Шилове.

Александр МИКУЛИЧ.