Хусаинова, К. Жизнь как спектакль / Камиля Хусаинова ; беседовала Ольга Кисляк // СБ. Беларусь сегодня. — 2025. — 31 мая. — С. 22—23.
Главный режиссер Могилевского драмтеатра — о театре, любимой классике и собственном несовершенстве
Поступала на актерский, сменила несколько профессий, вдохновляется Чеховым: откровенный разговор с главным режиссером Могилевского драмтеатра Камилей Хусаиновой
Ее постановки всегда проходят с аншлагом. Интригующие, неординарные, как сама Камиля Хусаинова — главный режиссер и режиссер‑постановщик Могилевского областного драматического театра. Родившаяся в Казахстане, окончившая Российский государственный институт сценических искусств, несколько лет назад она переехала из Питера в Могилев, оживив театральную сцену провинциального белорусского города. Вместе с ней в областной драмтеатр пришли оригинальные проекты и громкие премьеры. На Камилю едут даже из других городов, потому что она узнаваема, у нее свой стиль.

«Увлекаюсь так, что могу не спать»
— Камиля, этой весной вы порадовали публику новой премьерой — «Чайкой». Пьесы Чехова считают сложным материалом для постановок. Предвосхищая премьеру, вы цитировали высказывания Антона Павловича о «Чайке»: «…много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви»…
— Это моя первая постановка по произведениям этого автора. Чехова я люблю, он дает возможность дофантазировать чувства. У него внутри их заложено много, но они не высказаны. Придумать, как их вскрыть, сделать более концентрированными — непростой, но очень увлекательный процесс. Мне нравится решать такие головоломки. Я бы сказала, Чехов растит режиссера. После взаимодействия с ним становишься немножко другой.
— Премьеру публика приняла тепло, как и все ваши спектакли. Вы тяготеете к классике, и она у вас всегда в современном прочтении — неожиданная, захватывающая. «Старосветские помещики» по Гоголю, «Плутни Скапена» по Мольеру, «Лиличка» по произведениям Владимира Маяковского и Лилии Брик, «Бешеные деньги» по мотивам одноименной пьесы Островского… Как выбираете темы, как рождается постановка?
— Когда ко мне в руки попадает материал, начиная с ним взаимодействовать, прислушиваюсь, насколько мое «я» на это откликается. Если слышу «да» — рождаются идеи, включается фантазия, возникают картинки.
Когда надо придумать спектакль, я люблю садиться в зале и, глядя на пустую сцену, медитировать, представляя, как все случится. Само здание театра, атмосфера, акустика к этому располагают.

Дальше набираю актеров на спектакль: это как театр внутри театра. Начинаем репетировать. Это самое прекрасное время, ты не можешь дождаться очередного прогона, чтобы воплотить задуманное, попробовать что‑то еще. Настолько увлекаюсь, что могу не спать ночами, не есть. Здесь отличная труппа, могилевским актерам интересно служить в театре. Они открытые, живые, поэтому вместе у нас и получается создавать живое.
— Сколько занимает работа над одним проектом?
— Минимальный срок, я бы даже сказала, экстремальный — две недели. За это время мы создали детскую постановку «Карлик Нос». Хотя в идеале для сказки требуется месяц‑два: начиная с подготовительного периода — встречи с художниками, композиторами — до репетиций с актерами. Так что мы проделали очень серьезную работу, ведь этот спектакль — почти мюзикл. Песни для него написала наша актриса, ведущий мастер сцены Елена Кривонос. С ней мы выпустили еще инсценировку «Иван Царевич и Серый Волк». Взрослые постановки рождаются по‑разному: «Бешеные деньги» поставили за месяц, над «Чайкой» работали больше трех.

Есть контакт
Каждую весну Могилев становится центром притяжения театрального искусства, здесь с 2006 года проходит Международный молодежный театральный форум «М.@ rt. контакт». За это время зрители увидели около 300 спектаклей театров более чем из 20 стран. Репертуар фестиваля формирует Камиля Хусаинова.
— Чем хорош форум и его формат?
— Для зрителя это возможность увидеть постановки ведущих театров из разных стран с их особым подходом к работе, насладиться разнообразием жанров. Судя по тому, что билеты на форум раскупаются в первые дни начала продаж, «М.@rt.контакт» давно стал любимым и ожидаемым событием. Для актеров и режиссеров это шанс получить новый опыт: форум, помимо спектаклей, еще и творческие встречи, мастер‑классы педагогов, драматургов, известных мастеров сцены. Молодые актеры в театре в лабораториях создают эскизы будущих постановок.

В мастерской театра.
— Форум в Могилеве стал площадкой для творчества, дружбы и культурного диалога между театрами разных городов и стран. С Федотовым — основателем и худруком Пермского театра «У Моста» — вы плотно сотрудничаете, он приезжает в Могилев уже не только в рамках форума. Как, впрочем, и другие режиссеры и актеры из Беларуси, России…
— Это дает нам возможность выйти за границы привычных образов, попробовать себя в новом амплуа. А зрителю — увидеть как можно больше спектаклей. Наш театр не может так часто выпускать премьеры, как хотелось бы городу. Гастроли — хороший вид развития, благодаря им репертуар регулярно обновляется.

На работу в театр Кама часто приезжает на велосипеде.
— Кто из белорусских режиссеров вам симпатичен?
— Евгений Корняг. Меня поразил, по‑хорошему шокировал его дипломный спектакль «Не Танцы», то, что со сцены можно передавать в зал такие эмоции. С тех пор Евгений мне интересен. Еще Игорь Казаков с его тонким сплетением жанров, легкой ироничностью. Гродненский кукольный театр: у Олега Жюгжды офигенные куклы, свой стиль.
— Культуру, искусство, в том числе и театр, называют фундаментом нации. Они формируют сознание, нравственность, поэтому их поддерживает государство…
— Со сцены мы говорим о самых разных актуальных вещах. И публика реагирует: в Могилеве она очень отзывчивая, переживающая. Судя по отзывам, некоторые спектакли цепляют так, что люди потом долго еще размышляют над увиденным, обсуждают…
Театр должен затрагивать темы, которые выше, чем бытовые, стремиться к проникновенности, высокой эстетике, чтобы постановки были разговором о чем‑то духовном…
В Беларуси много внимания уделяется культуре, сохранению наследия, национального достояния, это касается всего — от ремесел до дворцово‑парковых ансамблей.
Источник вдохновения
— Камиля, ваш первый спектакль на могилевской сцене «Жоўты пясочак» — по Быкову. Читаете белорусских классиков?
— Хоть я и родилась в Казахстане, ощущаю себя белоруской, так что творчество наших классиков мне близко. «Облава» и «Журавлиный крик» Быкова меня зацепили еще в юности, Максима Богдановича считаю белорусским Байроном.

— В Могилеве вам выделили арендную квартиру. Кто‑то ведь там вас ждет?
— Если относиться к семье не как к набору стандартных клише, то она у меня есть. Есть человек, с которым тепло, понятно и вдохновляюще. А еще собака, помесь пуделя и дворняги — Банзай, которую отдавали в добрые руки, я ее приняла. Щенком она съела дома мебель, обои. Сейчас ей пять лет, мы сравнялись характером и графиками. На работу она меня отпускает, но с ней надо ночевать.
— Для интеллигентного человека отдушина — театр. Вы в театре постоянно, где же тогда перезагружаетесь, черпаете эмоции?
— На природе. Главное, чтобы там был водоем. И уютный домик — я человек не туристический, палатке предпочитаю комфорт. Как человеку творческому и интроверту, мне жизненно необходимо личное пространство. Порой прихожу из театра и понимаю, что хотела бы день‑два ни с кем не разговаривать. Аутист — мой самодиагноз. В то же время путешествовать люблю: Минск, Питер… Когда посещаешь разные города, меняется ритм жизни, это мотивирует.
Камо грядеши, Кама?
Есть люди, претендующие на индивидуальность. А есть такие, как Камиля, — которые не выпячивают то, чем наполнены до краев. Вся ее жизнь как спектакль‑эксперимент, только она не играет на публику. Закрытая, избирательная, она не для всех. Но стоит ей открыться, понимаешь, сколько всего интересного там внутри.

— Камиля, расскажите о своих родителях, о детстве?
— Мама Венера и папа Айрат не воспитывали меня в строгости, у меня была какая‑то внутренняя дисциплина. Хотя в школе учиться не хотела, правила знала интуитивно. Но пишу с ошибками, меняя буквы местами, — я дислексик. С ранних лет у меня было повышенное чувство справедливости, всегда заступалась за тех, кого обижали. Наверное, потому, что выращена на сказках. Теперь в театре их с актерами ставим, формируя детское мышление.
![]() |
![]() |
С мамой Венерой.
|
Камиля (справа) с соседскими ребятами.
|
— Что означает имя Камиля?
— «Совершенство».
— Ответственное имя.
— Я об этом узнала недавно, до этого жила безответственно. (Смеется.) На свет появилась в Казахстане, в Кызылорде, куда мама поехала рожать, потому что там жили ее родные. По возвращении в Беларусь мама вышла на работу. А меня, которой и двух лет не исполнилось, определила в ясли на пятидневку. Может, оттуда моя тревожность? Хотя вспоминаются и солнечные дни. Когда мама забеременела второй раз, моим братом, я снова уехала в Казахстан к ее родителям. Помню наш двор, как мы однажды ехали с дедушкой на мотоцикле ИЖ с коляской на дачу и за нами погнался верблюд. Страшно не было, скорее удивительно. О том периоде у меня самые теплые воспоминания: солнце, дыни, бабушка Флюра и дед Гисматулла, у которых я была первой внучкой, купали меня во внимании. Когда исполнилось 12 лет, я, уже живя с родителями, снова переехала в Казахстан. Захотела пожить у бабушки с дедушкой.
— А кем мечтали стать в детстве? Думаю, точно не режиссером.
— Ветеринаром. Романтизировала эту профессию, не убирая из нее то, что мне придется усыплять животных. Но мечты изменились. Я свободолюбивая, в 16 лет уехала из дома поступать «на актрису».

— В вашей семье не было творческих людей. Откуда тяга к искусству?
— Родители работали на кожзаводе в Гатово под Минском: папа — наладчиком, мама — химиком‑технологом. Но мама в свое время мечтала стать актрисой, поступала в провинциальный вуз, где ей предложили поехать в Москву, дескать, там как раз востребованы национальные типажи. Она не поехала, а я упрямо пыталась поступить четыре года подряд. У моего младшего брата Рафаиля актерский потенциал больше, он с детства артистичный, но стал айтишником. А я в итоге выбрала режиссерский факультет. Белорусскую государственную академию искусств не окончила: на последнем курсе забрала документы и подалась в Питер, где пришлось начинать с первого курса. Большой удачей стало, что попала в мастерскую к Геннадию Троснянецкому. Меня с моим бунтарским характером трудно чему‑то обучить против воли, а у него я получила образование играючи.

С младшим братом Рафаилем.
— А как все это время зарабатывали на жизнь?
— Первая запись в моей трудовой — уборщица. Потом была няней в детском саду, продавцом в зоомагазине, консультантом в компании, торговавшей оптикой. В оптике задержалась на несколько лет, это была единственная профессия, не доставлявшая мне агонии. Была возможность развиваться, менять локации — у фирмы было восемь филиалов, я периодически путешествовала.
— В Советском Союзе были популярны квартирники, где собиралась творческая элита. Хочется чего‑то подобного?
— Даже я, которой периодически надо побыть одной, по проценту вылазок, совершенных в Питере, понимаю, насколько он вызывает тебя на эмоции. Мы ходили на концерты, в театры, играли в настолки. У каждого города свой менталитет. Могилев, на мой взгляд, домашний, не тусовочный. Но мы ищем новые форматы для театра, подумаем над этим запросом — чтобы организовать подобное творческое пространство.
— Чего бы еще хотелось?
— Поставить спектакль по белорусским мифам и легендам. Обзавестись собственным домом — жить на природе, чтобы всегда была возможность релакснуть.
Корни значат многое
— Бабушка Флюра еще жива, — рассказывает главный режиссер Могилевского драмтеатра Камиля Хусаинова. — Когда к ней приезжаю, внутри начинает что‑то вибрировать. Ты как будто слышишь землю, где появилась на свет. Помню вкус курута, который очень любила. Это такая казахская, кыргызская история: спрессованные сырно‑творожные соленые шарики. Их обычно мужики к пиву берут, а я просто так лопала.
Долгожданная Кама
— Мои родители ждали меня четыре года, а я никак не случалась, — говорит Камиля Хусаинова. — Мама делала радоновые ванны, чтобы забеременеть. И узнав, что носит меня под сердцем, хотела назвать Радой. Но назвали Камилей — в честь прабабушки. Коллеги в театре зовут Камой.