Кисляк, О. Путевка в жизнь / Ольга Кисляк // Рэспубліка. — 2025. — 6 чэрвеня. — С. 10.
Наладчик станков МоАЗ Сергей Козлов убежден: если бы время повернулось вспять, он снова пошел бы на завод
На Могилевском автозаводе имени Кирова Сергей Козлов освоил несколько специальностей, обрел единомышленников и любовь
На Могилевский автомобильный завод имени С. М. Кирова — филиал ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Козлов пришел 20‑летним парнем. И об этом осознанном выборе за минувшие 39 лет не пожалел ни разу: «Завод дал мне путевку в жизнь, стабильность, перспективу профессионального роста. Стоя у станка, я ощущаю всю мощь производства, чувствую, какое нужное дело делаю». В цеху железнодорожных узлов Сергей Иванович тот самый человек, который отвечает за бесперебойное управление сложных машин, он наладчик станков с программным управлением. А производят тут колесные пары для грузовых железнодорожных вагонов. Процесс ответственный, недопустима даже малейшая погрешность, точность высчитывается до микрона, что в будущем гарантирует надежность и безопасность движения.

Сергей Козлов.
Найти себя
Козлов не из потомственных заводчан. Уроженец деревни Королевки Чаусского района после школы подался в Мозырь.
— Мама — животновод, отец — столяр, плотник. И я с детства к труду приучен, в 14 лет управлял трактором, в школьном УПК выучился на тракториста-машиниста. Мог пойти в сельское хозяйство, но директор школы уговорил: «Ты способный, поступай в пединститут, вернешься к нам физиком-трудовиком». Потенциального трудовика он во мне разглядел, потому что я помогал с оформлением стендов — на деревообрабатывающем станке мастерил пособия для школы. А по физике у меня всегда была твердая четверка, — вспоминает Сергей Иванович. — До Мозыря доехал, но документы в вуз подавать передумал. Почувствовал: не стану педагогом.
Потом была армия — Козлов служил в Германии в ВДВ. А когда вернулся, грянул Чернобыль. Старшие брат с сестрой, что обосновались в Санкт-Петербурге, позвали к себе. Но перспективу служить в милиции Сергей отмел тоже. Ему хотелось что-то мастерить своими руками и при этом находиться ближе к родителям, нуждавшимся в его помощи.

В цеху железнодорожных узлов создают колесные пары для грузовых вагонов.
— О Могилевском автомобильном заводе имени Кирова был наслышан, но попасть туда в то время было нереально, все стремились! — уверяет Сергей Иванович. — Мощное производство, коллектив около 7 тысяч человек, внедрение современных технологий. Не работа — мечта!
И она сбылась. Сергей устроился в цех гидромеханических передач, где ему на выбор предложили стать водителем электрокара или оператором станков с программным управлением.
— По сути, это была инновационная площадка, где выпускали гидравлические коробки передач для погрузчиков, самосвалов. Мне несказанно повезло. Начальник цеха Михаил Концевой, которого уважали за профессионализм, справедливость и мудрость, мне, зеленому, после собеседования посоветовал: «Иди не водителем, осваивай новое перспективное направление, за которым будущее». Я и сам понимал, что человек, успешно прошедший обучение, хочет работать и развиваться, гарантированно будет обеспечен хорошим местом с конкурентной зарплатой, перспективой дальнейшего роста и развития, — рассуждает Козлов. — Учился в удовольствие, а делали мы это без отрыва от производства — на заводе была налажена система подготовки кадров. Так я стал оператором, обслуживал два-три станка, обрабатывал разные изделия, в том числе картеры коробки передач.

Судьбоносный Новый год
От завода молодому сотруднику выделили койко-место в общежитии. Комнату он делил с коллегой по цеху Николаем Гарлуковым, благодаря которому познакомился с будущей женой.
— Я был скромным, компаниям предпочитал уединение. Но завод наш всегда — и в ту пору, и ныне — славился чутким отношением к труженикам. Сегодня у нас отличный соцпакет, множество всевозможных доплат, бонусов, премий. Есть надбавки за стаж, подъемные для тех, кто отправляется в армию, завод оплачивает сессию заочникам, молодым мамам, находящимся в декретном отпуске, материально помогает уходящим на заслуженный отдых, ветеранам труда. В 1980‑е нас тоже всячески поощряли. Например, выделяли билеты на концерты, новогодние огоньки. Идти на тот огонек — наступал 1987 год — не планировал. Но Коля взял билет себе и мне. На празднике я и встретил свою Валю. Это было как с работой: увидел и сразу понял — мое!
К тому времени выпускница Рогачевского медучилища Валентина Сидоренко уже работала медсестрой на одном из заводских здравпунктов (а было их четыре). Но крепкий парень Сергей Козлов, не имевший проблем со здоровьем, на работе с ней не пересекался.

— На вечере мы танцевали, потом повстречались месяц, а в феврале меня призвали на военные сборы. Там и понял, что девушка эта не выходит у меня из головы. Вернувшись, сделал предложение. 30 мая этого года мы отметили 38‑летие совместной жизни, — улыбается Сергей Иванович. — Она душевная, надежная, прекрасная спутница жизни, мать, хозяйка. Когда расписались, получили комнату в малосемейке, когда родилась дочь Оля — однокомнатную квартиру в доме, который завод возводил хозспособом. То есть мы сами после основной работы строили пятиэтажный кирпичный 100‑квартирный дом. Очень признателен нашему руководству за то, что даже в самые сложные времена, в бытность развала Союза, когда иссякли заказы, а перспективы были туманными, оно берегло свои кадры, относилось ко всем по-человечески. Моя супруга, когда закрыли заводские здравпункты, перешла в поликлинику, где трудится и сейчас. Позднее, когда у нас появилась вторая дочь, Таня, мы, воспользовавшись льготным кредитом, построили трехкомнатную квартиру.

Растем и радуемся жизни
На заводе Козлов освоил несколько специальностей. Сначала, будучи оператором, смежную — стропальщика. На кране сам цеплял-подвозил нужные крупные детали, устанавливал на станок, обрабатывал. Картеров за месяц выпускал до 30 штук.
Через два года мастер и начальник цеха, оценив, что парень перспективный, предложили ему выучиться на наладчика. Он им стал. За непродолжительное время вырос от наладчика четвертого разряда до высшего — седьмого.

— Когда 11 лет назад перешел в цех железнодорожных узлов, он только создавался. Было волнующе и интересно пробовать что-то новое. Интерес с годами не иссяк, ведь
мы как конструкторы-технологи регулярно внедряем на производстве новые детали, создаем более совершенные инструменты. Свою работу не променял бы ни на какую другую. Эта проходная, люди, оборудование, даже стены для меня стали родными.
К слову, дочь Оля тоже сюда устроиться хотела, в столовую, — после Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий. Но тогда не было места, а сегодня она в отпуске по уходу за ребенком. Дочери подарили нам с женой троих внуков. Чтобы мы могли с комфортом отдыхать вместе, я восстановил родительский дом в деревне. Был за каменщика, плотника, сантехника, электрика. Чтобы жить хорошо, надо быть дисциплинированным, основательно и добросовестно трудиться.
Сергей Козлов, который называет себя счастливым человеком, мечтает о мирном небе над головой и чтобы не подводило здоровье. Ведь пока есть силы, он еще многое успеет сделать для любимых: семьи, завода, страны.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Людмила Константинова, специалист по связям с общественностью группы идеологической работы Могилевского автозавода имени С. М. Кирова:
— Сергей Козлов — один из лучших наших работников. Его имя занесено в Книгу почета завода, его фото не раз украшало Аллею Трудовой Славы. В Могилеве его признавали лучшим по профессии, от облисполкома он получил грамоту и наручные часы. За многолетний добросовестный труд и заслуги перед предприятием удостоен звания «Ветеран труда БЕЛАЗа». МоАЗ регулярно поощряет его грамотами, премиями. На таких, как он, как наши трудовые династии, воспитавшие уже не одно поколение молодежи, и держится завод.

В ТЕМУ
Хобби Сергея Козлова — охота. Но он не столько добывает дичь, сколько помогает ей выживать. Председатель заводской первичной организации Белорусского общества охотников и рыболовов, он с егерями заготавливает в лесу корма для диких животных, расставляет кормушки.