Василь Титов: «Могу фотографировать даже без камеры – в воображении»

Безрученко, А. Василь Титов: «Могу фотографировать даже без камеры – в воображении» / Анна Безрученко // Магілёўскія ведамасці. — 2014. — 17 июня. — С. 8.

— Когда еду в автобусе, люблю рассматривать людей, — рассказывает Василь Титов. — Встречаются такие лица, от которых невозможно оторвать взгляд. Например, сидит неподалеку какой-нибудь дедушка. Никто на него не обращает внимания, а я думаю: какой колоритный, какая фактура — вот это типаж. И так всю дорогу: едешь и тренируешь свой взгляд.

С камерой Василь Титов не расстается уже более сорока лет. Изначально же он и не мечтал стать фотографом. Впрочем, до демобилизации из армии никогда и не занимался этим делом: работал резчиком по дереву на фабрике художественных изделий. С детства его увлекала история, поэтому свое будущее он связывал с научной и преподавательской деятельностью.

— Меня, конечно, всегда восхищали талантливые, творческие люди. Я даже по-хорошему завидовал тем, кто мог видеть нечто прекрасное в обычных вещах, создавать настоящие произведения искусства. Но себя никогда не видел в роли художника, даже не подозревал, что у меня могут быть какие-то способности к этому, — рассказывает Василь Титов. — В то время, когда нужно было выбирать профессию, мои мысли вращались вокруг истории, я мечтал поступить в институт, был занят подготовкой к вступительным экзаменам.

Однако простой случай несколько подкорректировал планы молодого человека. После службы в армии он отправился получать военный билет. В те годы с демобилизовавшимися солдатами, пришедшими за долгожданным документом, параллельно проводили профориентационную работу. Представители различных организаций и учебных заведений всячески пытались сагитировать парней на получение той или иной специальности. Как раз на одно из таких предложений, в котором речь шла о возможности освоить профессию фотографа, и откликнулся Василь. На удивление, он достаточно быстро и легко принял это решение, хотя оно и шло вразрез с его ближайшими планами. К слову, институтский диплом у него все же имеется. Спустя некоторое время он поступил в Могилевский педагогический институт на дневное отделение исторического факультета.

Фотографии же Василь Титов учился при Доме быта. Хотя, по его признанию, обучение было скорее формальным. Молодому человеку не повезло с наставником.

— Мастер, который должен был ввести меня в дело, не прилагал никаких усилий для того, чтобы воспитать хорошего специалиста. Попросту он не был заинтересован в том, чтобы передать мне свои знания. Наверное, он видел во мне конкурента, ведь впоследствии мы должны были работать в одной студии. Но я на него не обижался, учился сам. Покупал специальные книжки, журналы, советовался с опытными друзьями, а потом и с коллегами.

В настоящее время Василь Титов — один из самых востребованных и уважа­емых специалистов, его работы знают и ценят не только в нашей стране, но и за рубежом. Он неоднократно участвовал в международных выставках, был членом жюри на различных престижных фотоконкурсах и сам не раз побеждал в них.

— Сейчас нет запретных тем. Можно снимать все, что угодно. И это прекрасно, ведь художник должен быть свободен в том, что он делает. Кроме того, раскрыть творческий потенциал здорово помогают современные технологии.

Сюжет для фото подскажет сама жизнь. Главное — умение уловить этот момент и успеть его запечатлеть. Здесь у каждого есть свои хитрости. По мнению Василя Титова, фотограф в первую очередь должен быть незаметным. Он, подобно хамелеону, должен уметь раствориться в окружающей среде. Особенно это важно для тех, кто снимает репортажи или занимается стрит-фотографией. Бывает, полезно сделать вид человека, совершенно непричастного к происходящему. Как правило, многих людей не радует перспектива стать героем какой-либо фотохроники. Изображая случайного прохожего, можно незаметно для персонажей будущих снимков делать прекрасные кадры без неприятных для себя последствий.

— Мы вместе с моими учениками недавно были на фотосеминаре в Польше. Вдруг во время пленарной съемки, проходившей на краковских улицах, я увидел, что мне навстречу идет монахиня. Шикарный образ! Я не сразу стал снимать ее, приловчился и исподтишка снял целую серию. Она явно раскусила меня. Думаю: «Сейчас всего обругает». Уже приготовился держать ответ. Но сообразив, что придется удалить такие удачные снимки, вмиг отвернулся от монахини и сделал безразличный вид, мол, я здесь ни при чем! А в это время с другой стороны меня снимала моя ученица Юля Мазько. Получился великолепный кадр, где я пытаюсь изобразить равнодушие к поравнявшейся со мной монашке. Кстати, она все же прошла мимо, а снимок вошел в итоговый фотокалендарь.

Фотографирует Василь Титов чаще всего на цифровую камеру, но больше любит пленочный аппарат. Пленка, по его мнению, непобедима. Это классика. В работе с ней больше творчества, да и качество у таких фото отличается в лучшую сторону. Они получаются более объемными, насыщенными и живыми. Большинство арт-снимков Василя Титова черно-белые. Здесь не стоит искать какой-то особой философии. Просто, по мнению фотохудожника, такая гамма придает романтичности, сокровенности его работам.

Каждое его фото — это отдельная новелла, автор которой, не проронив ни слова, может не менее красноре­чиво рассказать о любви, отчаянии, одиночестве…

Фотографии не должны молчать. Они должны рассказывать какую-то историю, будить воображение, вызывать желание искать в них какие-то тайные смыслы. Снимки Василя Титова бесспорно такие. Их хочется смотреть вглубь, додумывать, дорисовывать в фантазии.