Булова, Е. Команды молодости нашей / Е. Булова // Магілёўскія ведамасці. — 2013. — 13 августа. — С. 3.
Поразив на службе армейское начальство своими зычными командами, он впоследствии не только достиг вершин дикторского искусства, но и снискал любовь и уважение тысяч радиослушателей.
В свое время одна западная радиостанция решила составить годовой рейтинг популярности исполнителей по суммарному времени звучания в своем эфире. Победил голос Джона Фогерти из «Криденсов». А второе место получил… ди-джей (т.е. диктор, ведущий), который имел страсть на своем рабочем месте то и дело подпевать музыкантам. При этом продолжительность эфирного вокала того и другого составляла что-то около двух с половиной часов. Если бы победители того рейтинга ознакомились с «тактико-техническими» показателями героя нашего повествования, Джону Фогерти оставалось бы только припасть на колено и, признав полное фиаско, застонать.
Кстати, все эти рейтинговые страсти происходили примерно в то время, когда Олег Хлыстов еще только заканчивал 27-ую могилевскую среднюю школу. А вчера мэтру могилевского радиоэфира исполнилось шестьдесят.
Автор этого текста намеренно ушел от категорий, квалификаций, должностей, которые за долгую творческую карьеру вставали перед вчерашним юбиляром. По одной простой причине — все это совсем не важно, ведь Олег Васильевич (да не обидятся его радионачальники) — это и есть само могилевское радио. Бест оф зе бест, как говорят англичане — лучший из лучших. И что самое забавное, в юности за Олегом действительно закрепилась кличка Бест, которая чуть позже трансформировалась в нечто более мифологическое.
— Если помнишь, — говорит юбиляр, обращаясь к вашему покорному слуге, — в семидесятые годы играл такой популярный футболист Джордж Бест. Его имя было на слуху, в том числе и у всех наших пацанов, с которыми мы играли в футбол на Втором микрорайоне. Я ведь там вырос. Не скажу, что моя игра отличалась особым изяществом, более того, хороший гитарист (Олег Хлыстов всегда увлекался этим инструментом — авт.) обычно слабый футболист.
Но почему-то кличка Бест ко мне прилипла. Без иронии, думаю, здесь не обошлось. Ну а когда я ушел в армию (служил в Германии), то мои друзья с Мир-2, естественно, писала письма, которые начинались: «Привет, Бест!» Нашему сержанту Галкину это не очень нравилось. «Почему Бест?: Пусть лучше будет Бес. Бес вроде как помягче». Вот так я стал Бесом, — улыбается Хлыстов.
— Олег Васильевич, а в какой момент в твоей судьбе появилось радио? — начинаю торопить собеседника, который настроился на продолжение армейской темы.
— Не гони. Будет радио, — снова берет ситуацию под свой контроль Хлыстов. — Так вот именно в армии была возможность с пользой для дела применить свои голосовые данные. Мне даже первое воинское звание дали за это. Помню, стоя «на тумбочке», как рявкнул: «Рота, смирно! Дежурный, на выход!!!», так висевший на стене портрет Брежнева аж слетел с одного гвоздя. Проверяющий, кто-то из высокого начальства, был просто сражен. «Вот как надо отдавать команду!» — говорит. Через неделю я — младший сержант. Много участвовал в разных музыкальных конкурсах, мы ведь у себя во дворе всегда собирались, пели под гитару. Первые аккорды, которые мне показали на шестиструнке, были аккорды битловской «Девушки». С того момента и пошло… Ну а в армии мною все дырки затыкали. Помнится, занял первое место на конкурсе солдатской песни, пел о Щорсе: «Э-э-гей! Красный командир!»
Этой небольшой вокальной строки было вполне достаточно для того, чтобы завибрировал теперь уже портрет Высоцкого (а мы беседовали в рабочем кабинете Олега Хлыстова). Наверное, чтобы он не упал, изображение барда предусмотрительно было снято со стены и покоилось на кресле.
— А потом я начал выпускать боевой листок, — продолжает Олег Васильевич, — и руководство воинской части, не нарадуясь качеству работы, дало мне рекомендацию для поступления в любой вуз Союза. Но так как у меня не было родственников и знакомых ни в Москве, ни в Минске, то я после армии поступил в наш Могилевский педагогический институт на филфак, после окончания которого распределился в политехникум.
— А когда же все-таки появится радио? — снова я тороплю рассказчика.
— Оно уже здесь, — улыбается Хлыстов. — Оказывается, в течение полугода давали объявление: «Требуется мужчина с хорошим радиофоничным голосом и знанием белорусского языка». Многие мои сокурсники уже попробовались, но не подошли. И тут мама, спасибо ей огромное, настояла: «Сходи, сынок, попробуй…» Я пошел. Мне там сразу дали в руки газету «Могилевская правда» — читай. Ну я начал: «У гэтым годзе на палі вобласці вывезена…» Они сразу заулыбались: «Это то, что нам надо. Отлично. Вот только про удобрения надо читать немного сдержаннее». Потом мое вступление записали на пленку, чтобы весь коллектив с ним ознакомился и дал оценку — достоин ли я представлять их материалы на областном радио? Приняли единогласно. Шел 1978-й год».
С тех пор жизнь Олега Хлыстова была полностью подчинена радио, которому он по сей день служит верой и правдой. Наверное, у нас осталось не много людей, в адрес которых от Олега Васильевича не прозвучало благодарственных слов в знаменитой передаче поздравлений. Ну ничего, все еще впереди.
Кстати, слова признательности имеют особенность возвращаться к автору, особенно если он вкладывал в них всю свою душу. Мы позволим себе привести лишь малую толику тех искренних откликов, которых был удостоен Олег Хлыстов. Думается, для действительно увлеченного своим делом работника радио слова благодарности слушателей имеют огромную ценность.
«Неизвестно, бывает ли предел совершенству, — пишет могилевчанка Алла Дедкова, — но вы, Олег Васильевич, достигли этого предела в рамках «Радио-Могилев». По мнению многих и многих слушателей, вы уже давно считаетесь Левитаном могилевского радио. Очень жаль, что судьба не забросила вас на мировую орбиту. Искренне благодарны вам за высочайший профессионализм и сверхдушевное отношение к своей работе и слушателям. Если бы когда-нибудь пришлось сидеть с Вами за одним столом, тост был бы неизменным: «За Ваш золотой голос и чистую душу!»
«Постоянно слушаю эти замечательные искренние мелодии жизни, — пишет быховчанка Т. Бобцова, — особенно когда передачу ведет Олег Васильевич. Один только его голос успокаивает, облагораживает. Такой изумительный тембр с оригинальными обертонами. Слушаешь и не наслушаешься».
— Олег Васильевич, ты уж извини, но мне почему-то всегда кажется, что супруга творческого человека обязательно входит в его жизнь каким-то особым, может быть, даже таинственным путем. В твоем случае подошел бы вариант, например, связанный с объявлением или поздравлением на радио.
— Мы познакомились в театре. Я был так впечатлен Ириной, что даже не помню о чем спектакль . И вот мы уже почти 30 лет вместе. У нас взрослая дочь, зовут Мария. Конечно, супруга с вниманием относится к моей работе, и к ее мнению я всегда прислушиваюсь.
— Радиожурналистика — это такой труд, который требует обязательной эмоциональной подпитки, восстановления…
— С того самого момента, как я в детстве увидел Сож, лучше рыбалки для меня ничего нет. Я ведь родился в Славгороде, и пока мама не закончила сельхозакадемию и не получила направление в Могилев, жил там. У меня практически нет периода безрыбья, я ловлю летом, осенью, зимой, весной. И в жару, и в холод.
— И в заключение — опять профессиональный вопрос: говорят, что работающий на мясокомбинате человек своеобразно относится к колбасе. А ты часто слушаешь радио?
— Люблю послушать, чтобы сравнить — насколько мы соответствуем времени. Но долго слушать не могу, мне сразу становится все понятно. Если это, что называется, мое, могу задержаться. Пользуясь случаем, хочу отметить, что сейчас у нас подобрался великолепный и в творческом и в человеческом отношении коллектив. Мы понимаем друг друга, мы помогаем друг другу, мы верим друг в друга и работаем так, чтобы слушатель был доволен. Хочется сказать огромное спасибо всем — и коллегам, и радиослушателям.
— А я в свою очередь, уважаемый Олег Васильевич, от имени читателей «МВ», среди которых немало поклонников твоего таланта, хочу поздравить тебя с юбилеем. Будь здоров и голосист. Мы все тебя любим! И знай, что если в Могилеве когда-нибудь появится предприятие по выпуску радиоприемников, то вопрос о названии изделия никогда не возникнет. Аппарат, я уверен, будет носить твое имя!