Традиции начинаются сегодня

Корбут, В. Традиции начинаются сегодня / Виктор Корбут // СБ. Беларусь сегодня. — 2011. — 11 октября. — С. 3.

Акция «Культурная столица Беларуси» — большой и хоро­ший проект. Престижный — в нем претендуют участвовать многие города. За титул идет борьба каждый год. Сейчас высокий статус носит Гомель — главно­го центра духовности не только страны, но и СНГ. В 2012-м будем равняться на Несвиж, а тон культуре Содружества в 2013-м, возможно, если выберут, бу­дет задавать Могилев.

С Несвижем все понятно. Центр города внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и поэтому здесь вполне можно было бы разыграть не только белорусскую, но и европейскую столичную карту. Кроме памятников старины, Несвиж славится и музыкальными фестивалями, которые по очереди проводят оркестр маэстро Финбер-га и оперный театр.

На фестивалях делают акцент в Мини­стерстве культуры, рассматривая Могилев в качестве претендента на звание культур­ной столицы СНГ и Беларуси. Популярный «Золотой шлягер», духовный «Магутны Бо-жа», театральный «Мартконтакт» — все эти форумы делают честь городу. Однако фесты приходят и уходят. Культура ими не ис­черпывается. Копать надо глубже.

Конечно, проект «Культурная.столи­ца» начат совсем недавно и традиции еще только формируются. Приходит на ум аналогия с «Дажынкамі» и Днём беларускага пiсьменства — эти праздники краткосрочные, но к ним готовятся заранее, в рекорд­ные сроки целиком меняя инфра­структуру, облик городов. В «культурных столицах» пока что ограничивались гастролями, фес­тивалями, выставками. А стоило бы заду­маться: чем еще статусный город выделяет­ся на фоне других? Не только Ведь концерт­ными площадками. Пусть каждый житель ответит на вопрос: «Могу ли я пригласить человека из другого места, страны к себе в гости и с гордостью провести по улицам, показать достопримечательности, которые пусть несравнимы с Нотр-Дам де Пари, но все же способны удивить?»

В Несвиже такой вопрос не возникает. И не ставился даже в советские годы: там знают себе цену испокон веков. Полоцк так­же самодостаточен, а брэнд культурной столицы добавил в прошлом году ему 20 процентов туристов. Неплохо. Хотя почему 

не все 100? В Гомеле удивляет дворец Ру­мянцевых — Паскевичей, впечатляет старо­обрядческой культурой близлежащая Вет­ка. На этих объектах нужно было бы сде­лать еще больший акцент.

Претендуя — соответствуй — таков должен быть лозунг конкурса на звание «культурной столицы». Могилевские вла­сти уже сейчас изучают успехи и ошибки предшественников. Председатель горис­полкома Станислав Бородавко рассуждает: «Мы уже обсуждали вопрос о возрождении пленэра по монументальной скульптуре, который проводился несколько лет подряд и благодаря которому Могилев украсили новые произведения искусства из камня. Нужно продолжать восстанавливать памят­ники архитектуры, открывать новые му­зеи».

Пока же картина такова. Недавно буду­чи в командировке я вышел на проспект Мира и спросил у прохожих, как пройти к ратуше, Никольской церкви, костелу Свято­го Станислава… И с удивлением слышал: «Где это? Что это?» Ратушу, правда, многие знают, потому что она стоит на главной — Советской — площади. Но подлинные куль­турные реликвии хранятся в соборах, галереях. С них-то и нужно, на мой взгляд, начинать раскручивать имидж Могилева. Оглядываясь… на Несвиж, его опыт.

И вот почему. Тот, кто был в несвижском костеле Божьего Тела, не мог не восхититься его настенной живописью. Экс­курсовод специально подчеркнет: она уникальна, неповторима. Но это — своего рода рекламный трюк. На самом деле в могилевском костеле не менее величественные фрески. Но многие ли горожане их видели? С сожалением констатирую по опросу их знакомых: единицы.

О Никольской церкви немногие с-дают потому, что стоит она в низине, у самого бе­рега Днепра, заслоненная густыми зарослями деревьев. К ней еще нужно спуститься от ратуши с высокого холма — тоже груд. Уставшему горожанину после работы недо­суг отправляться в столь «далекое» путешествие. А зря. Могилевский храм укрідлает подлинный резной золоченый иконостас XVII века! Естественно, и само здание того же времени — один из немногих призеров православного белорусского барокко.

Мы часто говорим о поисках утроен­ного. Пора бы громче заявить о том, что имеем и, к счастью, храним. Сказат, так, чтобы житель каждого города, богатого художественным наследием, с младых ногтей знал причины, по которым его «роща кут» достоин быть культурной столицей и Бела­руси, и СНГ, и Европы.