Толстая, О. К новым вершинам / Ольга Толстая // Веснiк Магiлёва. — 2009. — 24 апреля. — С. 6.
Могилевская государственная гимназия-колледж — предмет гордости не только нашего города, но и всей республики. Многочисленные дипломы, благодарственные письма, почетные грамоты, которыми отмечена деятельность учреждения, подтверждают его высокий статус. Но за всеми достижениями стоит кропотливый, многолетний труд.
Как все начиналось
Свою историю именитое учреждение отсчитывает с 1919 года. Именно в этом году в Могилеве начал свою деятельность духовой оркестр, основанный при активном участии белорусского композитора Н.Чуркмна. Но создание оркестра было лишь фундаментом. 19 апреля того же года открылась первая рабочая студия, которая спустя некоторое время была преобразована в детскую музыкальную школу №1 имени Н.А. Римского-Корсакова. И уже первый выпуск, который состоялся в 1923 году, дал миру искусства Л. Гинзбурга, будущего профессора Московской консерватории, талантливого пианиста Е, Брохеса…
Свою первую весомую награду школа получила в 1938 году: Тогда за заслуги в развитии музыкального образования она была удостоена Почетной грамоты Верховного Совета БССР.
Шли годы, школа продолжала воспитывать таланты. Из стен учреждения вышли такие известные в музыкальном мире личности, как Т. Талахадзе заслуженная артистка РСФСР, бывшая солистка Государственного академического Большого театра оперы и балета, В. Мазур — заслуженная артистка БССР, Н. Братенников — профессор Белорусской государственной академии музыки. Сегодня многие выпускники сами передают знания и делятся опытом. Среди них В.В. Будкевич, профессор, заслуженный артист РБ, декан оркестрового факультета БГАМ, С.М. Кофанов, доцент, декан факультета народных инструментов БГАМ, Л.Л. Иванов, заслуженный деятель искусств РБ, заслуженный учитель РБ, декан педагогического факультета БГАМ, и многие другие.
Второе дыхание, или Новый этап
В кабинете каждого руководителя традиционно существует своеобразный уголок достижений. Не исключение и кабинет Людмилы Мищенко, директора гимназии-колледжа искусств, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь. Правда, уголком назвать место, отведенное под награды учебного заведения, сложно, так как их очень много. На стенах кабинета — многочисленные дипломы, благодарственные письма, почетные грамоты.
Надо сказать, что именно с приходом Людмилы Алексеевны в 1980 году на должность директора начался совершенно новый этап жизни школы. Талантливый руководитель уже тогда понимала, что пришло время перемен и системе музыкального образования необходимы реформы. По ее инициативе была собрана команда единомышленников, которая принялась за разработку новой концепции непрерывного образования одаренных детей в системе «начальная школа — лицей». Идею директора поддержало руководство города. Работа началась «с нуля». Необходимо было изменить подход к системе обучения. Немалый вклад в это внесли консультации со специалистами Белорусской государственной академии музыки.
Результат огромной многолетней работы дал о себе знать в 1991 году, когда на базе музыкальной школы №1 был создан лицей музыки и хореографии. А спустя три года о лицее заговорили как об учреждении высокого уровня. Причиной тому – многочисленные победы воспитанников учреждения на конкурсах и фестивалях.
Спустя 13 лет идея Людмилы Мищенко по реформированию системы обучения полностью воплотилась в жизнь. В 2004 году решением Могилевского горисполкома лицей преобразован в гимназию-колледж искусств.
В чем секрет успеха? Директору вместе с коллективом удалось создать учебное заведение нового типа, в котором ребята не только обучаются музыке и хореографии, но и могут получить базовое, общее среднее и среднее специальное образование. В гимназии ученики получают базовое образование. В колледже осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям. Работают также начальные классы (1-4), в которых учащихся готовят по специальным учебным предметам. Необходимо отметить, что обучение ведется по двадцати одной исполнительской специальности, так что каждый ребенок может найти себя.
Главные принципы работы учреждения — высокий уровень требований к учащимся и преподавателям и в то же время внимательное отношение к детям. И, как показывают результаты, подобные принципы оправдывают себя. Год за годом количество побед воспитанников гимназии-колледжа на различных конкурсах и фестивалях растет и растет.
Одна из составляющих успеха — педагогический коллектив
Рассмотреть в человеке творческие способности — это половина дела. Многое зависит от степени мастерства и профессионализма педагогов, которые помогают раскрыть талант ребенка в полной мере. Воспитание всесторонне развитой личности, помощь в освоении секретов высокого искусства — задача настоящих профессионалов, к числу которых относятся и педагоги гимназии-колледжа.
К слову, педагогический коллектив отличается сплоченностью и дружелюбием. При том, что возрастной диапазон сотрудников достаточно широк, в гимназии-колледже старший всегда поможет младшему. Да и молодежь, как отметила Людмила Мищенко, стремится перенять все самое светлое и доброе у опытных преподавателей, без которых таких высоких результатов просто не было бы.
О том, что целенаправленная деятельность педагогов действительно результативна и успешна, говорят факты. Сегодня в стенах гимназии-колледжа обучаются тридцать три стипендиата специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи, причем девять учащихся были удостоены этого звания дважды, двое -трижды. В разные годы лауреатами международных и республиканских конкурсов и фестивалей стали двести девяносто воспитанников гимназии-колледжа. Из последних творческих достижений — четыре диплома первой степени на Республиканском открытом конкурсе исполнителей на народных инструментах им. И. Жиновича.
На сегодняшний день концертная деятельность — одна из основных форм работы по развитию творческого потенциала учащихся, их гражданской и социальной ответственности. Итог — восемьдесят-сто концертов за год на фестивалях городского, областного и республиканского уровня. Творческие коллективы, а их семнадцать, выезжают с гастрольными выступлениями и за пределы Беларуси. Давно завоевали любовь зрителя образцовый хореографический ансамбль «Веснушки» (руководитель И.Смирнова), оркестр баянистов и аккордеонистов (Г.Чибисов), образцовый оркестр народных инструментов (Д.Бердников), образцовый концертный хор (В.Галузо)… Высокое качество обучения, бережное отношение педагогов к творческой природе ребенка, дисциплинированность самих учеников дают положительные результаты. Каждый учащийся имеет возможность реализовать свои творческие способности, добиться успехов в конкурсной деятельности. После окончания гимназии-колледжа практически все выпускники становятся студентами вузов, а многие из тех, кто в годы учебы был стипендиатом специального Фонда Президента РБ, сегодня занимают ключевые позиции в ведущих оркестровых коллективах Беларуси.
За почти вековую историю Могилевская гимназия-колледж прошла огромный путь, на протяжении которого и администрация, и педагогический коллектив, несмотря ни на что, оставались верными благородной цели — воспитать цельную личность, обладающую богатым духовным миром, общечеловеческими ценностями, способную к плодотворной творческой деятельности. А значимая юбилейная дата — еще один повод осмыслить пройденное и с новыми силами двинуться вперед, к новым вершинам.