К новым вершинам

Толстая, О. К новым вершинам / Ольга Толстая // Веснiк Магiлёва. — 2009. — 24 апреля. — С. 6.

Могилевская государственная гимназия-колледж — предмет гордости не только нашего города, но и всей республики. Многочисленные дипломы, благодарственные письма, почетные грамоты, которыми отмечена деятельность учреждения, подтверждают его высокий статус. Но за всеми достижениями стоит кропотливый, многолетний труд.

Как все начиналось

Свою историю именитое учреждение отсчитывает с 1919 года. Именно в этом году в Могилеве начал свою деятельность духовой оркестр, основанный при активном участии белорусского композитора Н.Чуркмна. Но создание оркестра было лишь фундаментом. 19 апреля того же года открылась первая рабочая студия, которая спустя некоторое время была преобразована в детскую музыкальную школу №1 имени Н.А. Римского-Корсакова. И уже первый выпуск, который состоялся в 1923 году, дал миру искусства Л. Гинзбурга, будущего профессора Московской консерватории, талантливого пианиста Е, Брохеса…

Свою первую весомую награду школа получила в 1938 году: Тогда за заслуги в развитии музыкального образования она была удостоена Почетной грамоты Верховного Совета БССР.

Шли годы, школа продолжала воспитывать таланты. Из стен учреждения вышли такие известные в музыкальном мире личности, как Т. Талахадзе заслуженная артистка РСФСР, бывшая солистка Государственного академического Большого театра оперы и балета, В. Мазур — заслуженная артистка БССР, Н. Братенников — профессор Белорусской государственной академии музыки. Сегодня многие выпускники сами передают знания и делятся опытом. Среди них В.В. Будкевич, профессор, заслуженный артист РБ, декан оркестрового факультета БГАМ, С.М. Кофанов, доцент, декан факультета народных инструментов БГАМ, Л.Л. Иванов, заслуженный деятель искусств РБ, заслуженный учитель РБ, декан педагогического факультета БГАМ, и многие другие.

Второе дыхание, или Новый этап

В кабинете каждого руково­дителя традиционно существу­ет своеобразный уголок дости­жений. Не исключение и каби­нет Людмилы Мищенко, дирек­тора гимназии-колледжа ис­кусств, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь. Правда, уголком назвать мес­то, отведенное под награды учебного заведения, сложно, так как их очень много. На сте­нах кабинета — многочисленные дипломы, благодарственные письма, почетные грамоты.

Надо сказать, что именно с приходом Людмилы Алексеевны в 1980 году на должность дирек­тора начался совершенно новый этап жизни школы. Талантливый руководитель уже тогда понима­ла, что пришло время перемен и системе музыкального обра­зования необходимы реформы. По ее инициативе была собрана команда единомышленников, которая принялась за разработ­ку новой концепции непрерыв­ного образования одаренных детей в системе «начальная школа — лицей». Идею директо­ра поддержало руководство го­рода. Работа началась «с нуля». Необходимо было изменить подход к системе обучения. Не­малый вклад в это внесли кон­сультации со специалистами Белорусской государственной академии музыки.

Результат огромной много­летней работы дал о себе знать в 1991 году, когда на базе музы­кальной школы №1 был создан лицей музыки и хореографии. А спустя три года о лицее заговорили как об учреждении высокого уровня. Причиной тому – многочисленные победы воспи­танников учреждения на конкур­сах и фестивалях.

Спустя 13 лет идея Людмилы Мищенко по реформированию системы обучения полностью воплотилась в жизнь. В 2004 году решением Могилевского горис­полкома лицей преобразован в гимназию-колледж искусств.

В чем секрет успеха? Дирек­тору вместе с коллективом уда­лось создать учебное заведение нового типа, в котором ребята не только обучаются музыке и хо­реографии, но и могут получить базовое, общее среднее и среднее специальное образование. В гимназии ученики получают ба­зовое образование. В колледже осуществляется подготовка спе­циалистов со средним специаль­ным образованием по отдель­ным специальностям. Работают также начальные классы (1-4), в которых учащихся готовят по специальным учебным предме­там. Необходимо отметить, что обучение ведется по двадцати одной исполнительской специ­альности, так что каждый ребе­нок может найти себя.

Главные принципы работы уч­реждения — высокий уровень требований к учащимся и пре­подавателям и в то же время внимательное отношение к де­тям. И, как показывают резуль­таты, подобные принципы оправдывают себя. Год за годом количество побед воспитанни­ков гимназии-колледжа на раз­личных конкурсах и фестивалях растет и растет.

Одна из составляющих успеха — педагогический коллектив

Рассмотреть в человеке твор­ческие способности — это поло­вина дела. Многое зависит от степени мастерства и профес­сионализма педагогов, которые помогают раскрыть талант ре­бенка в полной мере. Воспита­ние всесторонне развитой лич­ности, помощь в освоении сек­ретов высокого искусства — за­дача настоящих профессиона­лов, к числу которых относятся и педагоги гимназии-колледжа.

К слову, педагоги­ческий коллектив отличается спло­ченностью и дру­желюбием. При том, что возраст­ной диапазон со­трудников доста­точно широк, в гимназии-коллед­же старший всегда поможет младше­му. Да и моло­дежь, как отмети­ла Людмила Ми­щенко, стремится перенять все са­мое светлое и доброе у опытных преподавателей, без которых таких высоких результатов про­сто не было бы.

О том, что целенаправленная деятельность педагогов дей­ствительно результативна и ус­пешна, говорят факты. Сегодня в стенах гимназии-колледжа обучаются тридцать три стипен­диата специального фонда Пре­зидента РБ по поддержке талан­тливой молодежи, причем де­вять учащихся были удостоены этого звания дважды, двое -трижды. В разные годы лауреа­тами международных и респуб­ликанских конкурсов и фестивалей стали двести девяносто вос­питанников гимназии-колледжа. Из последних творческих достижений — четыре диплома первой степени на Республиканском от­крытом конкурсе исполнителей на народных инструментах им. И. Жиновича.

На сегодняшний день концер­тная деятельность — одна из ос­новных форм работы по разви­тию творческого потенциала учащихся, их гражданской и со­циальной ответственности. Итог — восемьдесят-сто концертов за год на фестивалях городского, областного и республиканского уровня. Творческие коллективы, а их семнадцать, выезжают с гастрольными выступлениями и за пределы Беларуси. Давно завоевали любовь зрителя об­разцовый хореографический ансамбль «Веснушки» (руково­дитель И.Смирнова), оркестр баянистов и аккордеонистов (Г.Чибисов), образцовый ор­кестр народных инструментов (Д.Бердников), образцовый концертный хор (В.Галузо)… Высокое качество обучения, бережное отношение педаго­гов к творческой природе ре­бенка, дисциплинированность самих учеников дают положи­тельные результаты. Каждый учащийся имеет возможность реализовать свои творческие способности, добиться успехов в конкурсной деятельности. После окончания гимназии-колледжа практически все вы­пускники становятся студента­ми вузов, а многие из тех, кто в годы учебы был стипендиатом специального Фонда Прези­дента РБ, сегодня занимают ключевые позиции в ведущих оркестровых коллективах Бела­руси.

За почти вековую историю Могилевская гимназия-кол­ледж прошла огромный путь, на протяжении которого и адми­нистрация, и педагогический коллектив, несмотря ни на что, оставались верными благород­ной цели — воспитать цельную личность, обладающую бога­тым духовным миром, общече­ловеческими ценностями, спо­собную к плодотворной твор­ческой деятельности. А значи­мая юбилейная дата — еще один повод осмыслить прой­денное и с новыми силами дви­нуться вперед, к новым верши­нам.