Волшебная гитара Сергея Коноплева

Булова, Е. Волшебная гитара Сергея Коноплева / Евгений Булова // Магілёўскія ведамасці. — 2008. — 2 августа. — С. 9.

Могилевскому музыканту, гитаристу Сергею Коноплеву мы предоставили возможность предаться воспоминаниям. Публично. Почему такая привилегия? Во-первых, человек в этом году отмечает 35-летие творческой деятельности. Заметим, активной деятельности, практически без «перерывов на обед». Во-вторых, Сергей Коноплев на сегодня, наверное, один из самых, извините, старых действующих гитарных «стволов» областного центра. Это человек, который стоял у самых истоков могилевского вокально-инструментального жанра, позже ставшего благодатной средой для рок- и поп-музыки.

Имея два высших образования (техническое и спортивное), массу всевозможных навыков и положительных качеств (все-таки человеку уже 52), огромный опыт выступления во всевозможных коллективах, Коноплев, пожалуй, никогда бы не смог работать только в одном месте — в непосредственной близости от цеха по производству фанеры. От одного слова «фанера» музыканта буквально подбрасывает. Только живой звук! Именно приверженность к живому музыкальному творчеству стала причиной того, что недавно он приостановил свое участие в ресторанном ансамбле. А ведь там он играл и пел ой как давно!

«Экспресс», «Музыкi», «Спектр» и так далее

Начиналось все три с половиной десятилетия назад с вокально-инструментального ансамбля «Голубой экспресс», игравшего «танцы» в ДК железнодорожников. Где-то параллельно с Коноплевым оттачивал свое мастерство экс-«песняр» Александр Растопчин, ныне проживающий в США.

В железнодорожном клубе музыкантов «Экспресса» услышал Мамикон Киракозов, очень авторитетный в то время специалист в культурной жизни города, и предложил перебраться в ДК ЗИВ им.Куйбышева. И даже название придумал, очень модное по тем временам — «Музыкi». Коноплев и компания «лабали» на Челюскинцев и в городском парке до 1977 года от души. Естественно, овладевая душами своих многочисленных поклонников.

А потом был только что выстроенный ДК «Химволокно» и уже «Спектр», в который трансформировались «Музыкi».

Талантливого гитариста не могли не заметить профессионалы высокого уровня, и в конце 78-го Коноплеву предложили бас-гитару в эстрадно-симфоническом оркестре под руководством Михаила Солдатова. Этот коллектив аккомпанировал ведущим солистам города — Леонид Ковалев, Михаил Тягний, Людмила Васильченко, Марк Фарберов… В оркестре Коноплев играл без отрыва от «Спектра», чья биография благополучно завершилась в середине второй половины 80-х.

«В 1988 году, — рассказывает музыкант, — в Могилеве создается первая шоу-группа, которую возглавил Александр Шабалин, кстати, создатель знаменитых «Романтиков». Вновь созданный коллектив выступал в ресторане «Ясень», он тоже только что был построен.

Как-то играли мы на празднике города и нас заметили болгарские специалисты. Пригласили выступить у них с серией концертов. Наверное, это был первый выезд эстрадного коллектива из Могилева за «железный занавес». Выступали мы на лучших площадках Болгарии. В это время вместе с нами играл и пел Валерий Катков. Грешно было не завоевать публику».

«Кстати, в Болгарии, — продолжает Сергей Коноплев, — произошел показательный и даже забавный случай. Мы выступали на каком-то фестивале, и, когда объявили, что сейчас на сцену выйдет группа из бывшего Союза, послышались свист, улюлюканье. Мол, что эти «советы» могут толковое сыграть. Но после первой же композиции зал малость обалдел. А потом еще долго не отпускал нас со сцены. Следом должна была выступать какая-то молодежная болгарская группа, но они, послушав нас, просто отказались выходить. Мы потом с ними общались, парни в самом деле были шокированы нашим выступлением».

В стиле Revival

Сегодня в душе у 52-летнего музыканта, не поверите, бушуют эмоции в стиле Revival (возрождение — англ.). Именно это чувство собрало полтора года назад старых могилевских рокеров на концерт в клубе «Лига». Было здорово. Но без ожидаемого продолжения. Будет ли оно сейчас?

Кстати, если кому из молодежи творчество Сергея Коноплева совершенно неизвестно, то я попытаюсь его охарактеризовать так: он, наверное, всю жизнь жалеет, что у него фамилия не Джон Фогерти (лидер легендарных «Криденсов»).

Не так давно автор этих строк был свидетелем такой сцены. Уже солидного возраста супружеская пара, взирая на играющих на ресторанной сцене музыкантов, искренне недоумевала: «Так ведь это же кто? Неужели Коноплев? Тот самый? Пардон, но такого просто не может быть! Люди так долго не играют?»

Или эти последние слова отнюдь не пророческие? Скорее всего так и есть. «Travеling band» продолжается!