Дорошков, М. Поэта зоркий взгляд / Михаил Дорошков // Магілёўскія ведамасці. — 2008. — 26 лiпеня. — С. 11.
Рецензия на новый сборник
Патриотическое начало, любовь к Отчизне в творчестве члена Союза писателей Беларуси Ивана Пехтерева проявились еще в его ранних юношеских произведениях. С годами этот ручеек превратился в звонкий ручей, голос которого не спутаешь с другими. Этот голос крепчает с каждой изданной книгой Ивана Егоровича. Свидетельство тому — новый сборник стихов и поэм в 230 страниц «Окно во все времена», вышедший в конце прошлого года в областной типографии им.С.Соболя.
Название сборника взято не для красоты, не для броскости и привлекательности. Из «Окна» хорошо видно все, что волнует автора. И в первую очередь — Родина, ее героическое прошлое, красота природы. Таковы поэмы «Мать Полтавской победы», «Подвиг Могилева», о которых более подробно будет сказано ниже, таковы стихи «Могилеву — воину и труженику», «Русский генерал Мороз», «Дом Павлова», «Сталинград», «Еще гроза висела над страной», «Перед Парадом Победы», «Последняя ночь», «Руки матери» и другие.
Вот как рисует Иван Пехтерев ночь перед Парадом Победы в наше время в Москве:
Чутко дремлют знамена в чехлах,
Может, снится им снова атака,
И средь них самый главный наш стяг,
Вознесенный на купол рейхстага.
Никогда наша память не спит:
Слава дедов — наследие внуков.
По Москве слышен цокот копыт —
Это едет по городу Жуков.
А на улицах строем стоят,
Четким строем и внуки, и деды…
Принимать будет вечно парад,
Наш парад славный маршал Победы.
Автор — один из тех, которых называют детьми войны. Он видел огненное лихолетье своими глазами. И уже не художественное воображение, а воспоминание о пережитом рисует войну, тот день, когда четверо ребят из родной деревни подорвались на снаряде, оставленном войной:
…Я помню: хоронили четверых,
Им по четырнадцать, не боле было.
Снаряд взорвался — их война убила,
Деревня вся оплакивала их.
И до сих пор во мне та горечь слез,
И предо мной ребят погибших лица,
И плачет, плачет синяя синица
Среди ветвей кладбищенских берез.
Зато как приятно видеть лирическому герою стихотворения «Жатва» уборочную страду в сегодняшнем поле, где дозором проходит агроном — внук солдата, погибшего на поле брани:
По нивам, щедро солнцем позолоченным,
Плывут комбайны,
Пахнет даль дымком.
И, как всегда, дозором озабоченным
Рабочий стан обходит агроном.
——————————————-
Сияют очи агронома молодо,
И он, довольный жатвой, говорит,
Набрав в ладонь зерна:
«Горит, как золото,
А то и ярче, чем оно, горит!..».
Да, не металл является критерием,
А хлеб богатства нашего давно.
Как будто кровь от сердца по артериям
Идет с полей по всем путям зерно.
С гордостью смотрит лирический герой стихотворения «Наше Знамя» на Государственный штандарт Республики Беларусь. Он видит в его двух цветах свет молодого утра и молодой нивы — озими:
От хлеба и неба пошло наше Знамя,
От щедрой земли и рассветного дня,
На нем молодая заря над полями,
Где зерна взошли, где шумят зеленя.
Из света пунцового утро родится:
Так было и есть, и так будет всегда.
Поднимутся всходы — и рожь всколосится,
Созреют хлеба — и приспеет страда.
И снова мы землю заботливо вспашем,
Посеем с надеждою в почву зерно…
И поле, и небо на знамени нашем,
И это соседство Всевышним дано.
Иван Пехтерев — сын крестьян. Так определились главные ипостаси в его поэзии. Он выступает как крестьянский поэт, певец полей, лугов, лесов… И не случайно, готовя к изданию книгу избранных стихов и поэм, предисловие к которой написал я, тогдашний начальник управления культуры Могилевского облисполкома, Иван Пехтерев назвал ее «Святыни сердца моего». Разделы этого сборника: Родина. Вера. Любовь. «Святыни» вышли в 2004 году. После нее появились повесть «Мертвые сраму не имут», затем сборник стихов и поэм «Васильковое слово полей» и вот — «Окно во все времена». В них Иван Пехтерев продолжает разрабатывать глубинные пласты своего творчества.
В мире есть уголок лишь единственный,
Тот, что родиной счастлив я звать,
Льется силою светлой, таинственной
Прямо в душу его благодать.
Льется песнею иволги плачущей
И ручьем, что хохочет до слез,
И на старом прадедовском кладбище
Шумом сосен и верб, и берез.
Льется запахом терпким смородины,
Ароматом цветов на лугу —
Благодать моей матушки-родины,
Нет, ни с чем я сравнить не могу.
Выше лишь благодать одна — Божия,
Но и в ней, несравненной, и в ней
Есть и родины небо погожее,
И дыханье лесов и полей.
(Стихотворение «Благодать родины»).
Обратим внимание на выражение: «Выше лишь благодать одна — Божия (подчеркнуто мною — М.Д.). о чем оно говорит? О том, что автор стихотворения — человек верующий. Православную веру он получил от своей матери Евгении Федоровны. Дом Пехтеревых в д.Недведь стоял у большака, и в нем всегда находили приют запоздалые путники, возвращавшиеся из Климович.
Евгения Федоровна знала очень много духовных песнопений. Из них Ваня Пехтерев зачерпнул живую воду Веры.
В книге «Окно во все времена» много духовных стихов. Запоминаются: «Над вечным покоем», «Ночь плыла в подлунном мире», «Не думай, что к кресту прибитый…», «Когда я вижу мысленно Христа», «Меж материнских песен и молитв…», «Простит ли Бог преступным душам?» и другие. Среди них и это — «Из воды и духа человек».
В нашем теле в основном вода,
Без нее — три шага до беды,
Не случайно просим мы всегда,
Если очень плохо нам, воды.
Это значит: телом человек —
Брат морей больших и малых рек.
Но не стоил он бы ничего
Без души, без духа своего…
Вот так поэтично и ясно сказано о таинственном. Трудно не поверить сказанному. Удачно переложил Иван Пехтерев на поэтический язык молитвенные прошения святого Иоанна Златоуста. Очень многие, а верующие все, знают эти 24 молитвы, написанные великим духовным писателем. Иван Пехтерев от их сути не отклонился. Особенного анализа требуют поэма «Сотворение мира» и драматическая поэма «Познания добра и зла».
Третья ипостась творчества Ивана Пехтерева — Любовь. Чувство к женщине в стихах «Окна» не безоблачны, как и в предыдущих сборниках, но всегда чисты, искренни, если можно так сказать, по своей строчечной сути.
…Своею песней златоустой
Вернула мне былые дни,
Ты разбудила в сердце чувства —
И выше волн встают они.
Они бегут, бегут в безбрежность,
И в них не соль, а радость слез,
Но рок их бьет о безнадежность,
Как ветер волны об утес.
(Стихотворение «Волны»).
Казалось бы, безнадежность, но лирический герой стихотворения ощущает не горькую соль, а сладость слез. Воистину, как сказал другой поэт, «нет любви несчастной, если любишь ты». Любовная лирика в книге представлена широко. Стихи самые разные по своим настроениям: со светлой грустью — «К морю», с безграничной радостью — «Мы с тобой под копной. Солнце село…», с лукавым озорством — «Пастушка», с трепетной нежностью — «Прильнешь к груди моей — и в упоенье…».
Теперь о поэмах «Окна». В книге их шесть. Первая, «Сотворение мира», написана на канонической основе. Автор поэтическим языком показывает, как был сотворен мир, в том числе и человек. Ее главный и единственный герой — Творец. Мы не видим его, но чувствуем:
Бог — Дух живой, и он везде:
В огромном кедре и в травинке,
В непредставляемой звезде
И в очень крохотной росинке.
В другом духовном произведении, в драматической поэме «Познание добра и зла», в которой тоже использован канонический сюжет, есть действующие лица: Творец, видимый как сноп ярких лучей, Иисус Христос — сын Божий, верховный ангел Денница, превращающийся в дьявола из-за своих тяжких грехов, Адам и Ева и другие. В поэме немало драматических по своему настроению мест. Это и падение Денницы, и совращение змием-дьяволом первых людей Адама и Евы, и казнь Христа, хотя мы не видим, но представляем ее по тем возгласам, которые несутся с Галгофы. Казнь комментирует дьявол, потрясенный тем, как можно отдавать жизнь за падших людей.
Две другие поэмы — на исторические темы. К героической обороне Могилева Иван Пехтерев обращался ранее в стихах и в мини-поэме «За друзей своих». Поэма «Подвиг Могилева», напечатанная в сборнике «Окно во все времена», созвучна своей предшественнице и тематикой, и настроением. Но у нее другой масштаб. Если в первой показан бой на Буйничском поле, то в другой, кроме него, мы видим подвиг батареи Хигрина, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Бой с танками врага на дальних подступах к Могилеву. Автор показывает и бой батальона милиции под командованием капитана Владимирова у деревни Гаи. Почти весь батальон погиб:
За гранью, за чертой войны,
Среди глубокой тишины
Поднимется мемориал,
Чтоб людям всем напоминал
И в праздники, и в будни он,
Как милицейский батальон
Неколебимо тут стоял.
Мы знаем, что такой памятник героям-милиционерам поставлен. А высоту, на которой он воздвигнут, называют милицейской.
На военно-историческую тему написана поэма «Мать Полтавской победы». Само заглавие произведения говорит о том, что это повествование о баталии под деревней Лесная, что находится в Славгородском районе, которая произошла между летучим отрядом во главе с Петром Первым и шведским корпусом Левенгаупта.
И в «Подвиге Могилева», и в «Матери Полтавской победы» звучит слава России, которая не дала поработить наши земли иностранным захватчикам.
Две поэмы, «Хлеб и песня» и «Второе обретение земли», посвящены деревне, сельским труженикам. Первая — рассказ о трудной судьбе послевоенной деревни:
Тогда Мордасовой частушки звонко
На всю страну звучали про Алтай,
Куда поедет к милому девчонка
Сбирать с ним стопудовый урожай.
Шестнадцать центнеров.
Сегодня поле
Куда щедрей подносит людям дар,
Сегодня тридцать, пятьдесят и боле
Дает трудом обласканный гектар.
Всего несколько строк — а перед нами предстает целая эпоха.
Есть пословица: «Будет хлеб — будет и песня». В нашей Беларуси уже есть славный хлеб. И появились достойные песни о нем. Одна из них — поэма «Хлеб и песня».
Поэма «Второе обретение земли» посвящена перестройке белорусской деревни, рождению в нашей республике агрогородков, где преображаются и жизнь, и труд сельчан. И чувствуется, что действие в поэме происходит на нашей могилевской земле. Автор показывает агрогородок с символическим названием «Восход»:
«Восход», конечно, — это образ,
Прекрасный символ восхожденья,
Но знаю я: любая область
Представить может подтвержденье,
Что не красивые словечки
Тут написал, а правду я.
Вот, например, деревня Речки,
Где агрокомбинат «Заря»,
Он большим чудом удивил,
В нем Моисеев Леонид — Директор или председатель,
Давнишний добрый мой приятель.
Это реальная картина. Действительно, есть в Могилевском районе д.Речки, центральная усадьба известного агрокомбината «Заря», который возглавляет Леонид Сергеевич Моисеев. Его очень хорошо знает автор. А «Заря» известна всей республике.
Песнь о Родине. Песнь о Вере. Песнь о Любви. Потому и можно, и нужно назвать книгу Ивана Пехтерева «Окно во все времена» Песнею Песен. Определение библейское. Но оно очень подходит к новому сборнику стихов и поэм моего земляка. Я убежден в этом, перечитав собранные в нем произведения по нескольку раз.