Наша школа — храм культуры

Аверков, А. Наша школа — храм культуры : [беседа с директором УПК детский сад-средняя школа № 42 А. Аверковым] / Александр Аверков  ; беседовала Валентина Соколовская// Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 31 мая. — С. 8.

В одном из крупнейших «спальных» микрорай­онов Могилева, объединяющем улицы Фатина, Мовчанского, Терехина, пр-т Димитрова… школ несколько. Тем не менее желающих учиться в расположенном в этом микрорайоне учебно­педагогическом комплексе детсад-СШ №42 значительно больше, чем это учебное заведение может принять. Причем стремятся определить сюда ребенка родители, проживающие не только в этой микрозоне. Хотя ни евроремонтом, ни осо­бой оснащенностью современными технически­ми средствами школа похвалиться не может. Да и, как правило, не стремятся родители отдавать своих чад в большой детский коллектив. А этот комплекс объединяет больше 1600 воспитанни­ков, 1370 из которых — школьники.

Директор УПК Александр АВЕРКОВ возглавил его недавно. Но за плечами — солидный педаго­гический стаж. Работал в свое время в отделе образования Могилевского горисполкома, кури­ровал и данное учебное заведение.

— Александр Николаевич, чем все же, по вашему мне­нию, привлекает это учреж­дение образования детей и их родителей?

— Школа не только обще­образовательная, но еще и с эстетическим уклоном. Здесь развивают музыкально-хорео­графические способности уча­щихся, склонность к изобра­зительному искусству. Наших ребят-вокалистов, музыкальные коллективы постоянно пригла­шают выступать на различных городских мероприятиях. Успеш­но участвуют они в областных, республиканских, даже междуна­родных конкурсах. Периодически проходят в школе и большие отчетные концерты наших юных артистов. Их с удовольствием посещают жители микрорайона. А в начале каждого учебного года школа организовывает концерт для родителей и первокласс­ников с тем, чтобы они могли определиться по виду творче­ства, которым будут заниматься. Ребята поют, танцуют, играют на различных инструментах (ду­ховых, фортепиано, цимбалах, баяне, скрипке…)

Проходят ли дети отбор для занятий определенным видом творчества? С какого возраста занимаются музы­кой, хореографией, ИЗО? И насколько профессионально преподают в школе предме­ты эстетической направлен­ности?

— Никакого тестового от­бора не практикуем. Дети с первого класса определяются с видом творчества, которым будут заниматься. Но если все же очевидно, что ребенок более склонен к рисованию, нежели к музицированию или наоборот, то педагоги тактично говорят об этом родителям.

О профессионализме пре­подавателей музыки, изобра­зительного искусства можно судить хотя бы по тому, что наши выпускники имеют право по­ступать (и многие поступают) в специализированные музыкаль­ные, художественные учебные заведения. Успешно участвуют в республиканских и междуна­родных музыкальных конкурсах, например, воспитанники Татьяны Алексеевны Миновой, Натальи Владимировны Харкевич (они же — руководители созданной при школе образцовой студии эстрадного вокала «НОН-СТОП»), Татьяны Петровны Громовой, других педагогов. В этом учебном году наша вокалистка — ученица 7-го класса Оля Коновалова была удостоена Диплома 1-й степени на про­ходившем в Чехии Международ­ном конкурсе исполнительского мастерства.

В апреле нынешнего года на базе нашей школы третий раз проходил ежегодный городской конкурс хореографического творчества «Магия танца», в котором участвовало около 400 учащихся. Все 110 представите­лей нашего учебного заведения были отмечены дипломами. Большая заслуга в их подго­товке талантливого креативного педагога Елены Викторовны Яцковской.

О художе­ственных способ­ностях ребят и их педагогов гово­рят даже инте­ресные рисунки, которые вы види­те в холлах, клас­сах УПК. Успешно участвуют наши юные художни­ки в престижных конкурсах. Более 30 выпускников школы связали свою жизнь с изобразительным искусством. Так, академию искусств окончила Ольга Недведская, в настоящее время работает дизайнером телеканала ОНТ.

И все же эта школа — общеобразовательная и в пер­вую очередь призвана давать на достойном уровне знания по обязательным предметам школьной программы…

— Большинство наших вы­пускников поступают в высшие учебные заведения. Есть среди них победители и призеры пред­метных районных, городских, областных олимпиад, есть меда­листы. И это закономерно. Ведь более 80% педагогов УПК имеют первую или высшую квалифика­ционную категорию. А всех учителей у нас более 130. Мы гор­димся такими преподавателями, как филолог Валентина Ивановна Нестеренко, занявшая в этом году в районе первое место, а в области — второе по проведению видеоурока. А сколько призеров математических олимпиад вос­питала Галина Владимировна Самусева! Учитель начальных классов Анжелика Эдуардовна Станкевич входила в нынешнем году в состав авторитетного жюри конкурса «Лучший будущий учитель», который проводился МГУ им.А.А.Кулешова.

Да и практически каждый преподава­тель заслуживает добрых слов. Кол­лектив сложивший­ся. В основном это люди от 40 до 50 лет — лучшем, счи­таю, для наставника возрасте. Все кре­ативны и стараются найти подход к каж­дому ученику.

Кстати, школа является фи­лиалом кафедры методики пре­подавания математики МГУ им.А.А.Кулешова. Наши педагоги дают студентам мастер-классы, проводят с ними лабораторные занятия, семинары-практикумы, «круглые столы». Нынешней весной на базе нашего УПК про­ходил один из этапов конкурса «Лучший будущий учитель», в котором участвовали старше­курсники МГУ им.А.А.Клешова. Такое доверие тоже характери­зует педагогический коллектив школы.

Сегодня особое внима­ние уделяется профориен­тации учащихся.

— Она разноплановая. Мно­гие выпускники, естественно, связывают свою судьбу с ис­кусством, с музыкой. Нередкие гости у нас преподаватели и мастера профессионально- технических учебных заведе­ний. Дети, которые желают

I более глубоко знать какой-то предмет, чтобы поступить в избранный вуз, имеют возмож­ность заниматься индивидуально с педагогом на платной основе. А со следующего учебного года в школе будут работать профиль­ные классы с повышенным уров­нем изучения языков русского и английского, а также химии и биологии. Этим предметам от­дают предпочтение учащиеся и их родители.

— Хорошо ли, что школа и детский сад объединены комплексом?

— Выпускники нашего детско­го сада в основном приходят в нашу школу. У нас общие задачи и общие проблемы. Проводятся совместные педсоветы и пе­дагогические консилиумы, где обсуждается адаптированность воспитанников детсада к шко­ле. Воспитатели дошкольного учреждения бывают на уроках в школе, а учителя начальных клас­сов посещают детский сад. По желанию родителей воспитанни­ки детсада могут заниматься до­полнительно с учителями школы на платной основе хореографи­ей, музыкой. Приходят детса- довцы в школьные библиотеку и музей Могилевской губернии. А школьники начальных классов имеют возможность посещать на платной основе бассейн детско­го сада. Дети, можно сказать, в одном коллективе, как в одной семье с трех лет и до совер­шеннолетия. Приемственность страхует малышей от стрессовых ситуаций. Так что плюсов такого объединения много.

Школа не может работать результативно без тесного взаимодействия с родителя­ми…

— Этому вопросу уделяем много внимания, а будем уделять еще больше как в воспитании детей, так и в укреплении ма­териально-технической базы учреждения. В нынешнем году, например, создали попечитель­ский совет, в состав которого вошли представители родитель­ских комитетов классов. На его собраниях рассматриваются различные актуальные вопросы, в том числе — направления раз­вития школы, принимаются ре­шения о материальной помощи ей. С этой целью попечительский совет открыл счет в банке. Роди­тели будут сами решать: сколько следует собрать денег и на что их направить.

— В чем сегодня нуждается это учреждение образования?

— Осенью школа отметит свое 25-летие. За эти годы ее материально-техническая база «поизносилась» существенно. Во-первых, окна требу­ют замены на современ­ные стеклопакеты. И мы очень надеемся попасть в республиканскую про- грамму следующего года по энергосбере­жению. Необходимо провести капитальный ремонт санузлов. На школу с таким количе­ством учащихся недо­статочно имеющихся двух интерактивных до­сок. Надеемся приоб­рести для организации учебного процесса два ЖК телевизора. Хотелось бы иметь больше ком­пьютеров.

У нас на достойном уровне физвоспитание. Школа посто­янно в числе лидеров в районе и городе по таким видам спорта, как, например, гандбол, баскет­бол, дзюдо, настольный теннис, женский футбол. Будем и дальше укреплять спортивную кафедру. Необходимо обновлять спорт­инвентарь, провести ремонт в спортзалах (их два).

Требует определенных средств и совершенствование базы кафедр эстетической направ­ленности.

Задачи, как видите, стоят непростые, но решаемые. Пла­нируем расширять пакет платных услуг, укреплять и развивать наш учебно-педагогический комплекс. Наша школа должна быть в данном микрорайоне еще и храмом культуры, где дети не только получают достойное об­разование, но где им комфорт­но, интересно и в свободное от уроков время, и куда охотно приходили бы также взрослые: посмотреть концерт, посовето­ваться, позаниматься на при­школьном стадионе. И я уверен, такому дружному, талантливому коллективу педагогов, как наш, эти задачи по плечу.