Аверков, А. Наша школа — храм культуры : [беседа с директором УПК детский сад-средняя школа № 42 А. Аверковым] / Александр Аверков ; беседовала Валентина Соколовская// Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 31 мая. — С. 8.
В одном из крупнейших «спальных» микрорайонов Могилева, объединяющем улицы Фатина, Мовчанского, Терехина, пр-т Димитрова… школ несколько. Тем не менее желающих учиться в расположенном в этом микрорайоне учебнопедагогическом комплексе детсад-СШ №42 значительно больше, чем это учебное заведение может принять. Причем стремятся определить сюда ребенка родители, проживающие не только в этой микрозоне. Хотя ни евроремонтом, ни особой оснащенностью современными техническими средствами школа похвалиться не может. Да и, как правило, не стремятся родители отдавать своих чад в большой детский коллектив. А этот комплекс объединяет больше 1600 воспитанников, 1370 из которых — школьники.
Директор УПК Александр АВЕРКОВ возглавил его недавно. Но за плечами — солидный педагогический стаж. Работал в свое время в отделе образования Могилевского горисполкома, курировал и данное учебное заведение.
— Александр Николаевич, чем все же, по вашему мнению, привлекает это учреждение образования детей и их родителей?
— Школа не только общеобразовательная, но еще и с эстетическим уклоном. Здесь развивают музыкально-хореографические способности учащихся, склонность к изобразительному искусству. Наших ребят-вокалистов, музыкальные коллективы постоянно приглашают выступать на различных городских мероприятиях. Успешно участвуют они в областных, республиканских, даже международных конкурсах. Периодически проходят в школе и большие отчетные концерты наших юных артистов. Их с удовольствием посещают жители микрорайона. А в начале каждого учебного года школа организовывает концерт для родителей и первоклассников с тем, чтобы они могли определиться по виду творчества, которым будут заниматься. Ребята поют, танцуют, играют на различных инструментах (духовых, фортепиано, цимбалах, баяне, скрипке…)
— Проходят ли дети отбор для занятий определенным видом творчества? С какого возраста занимаются музыкой, хореографией, ИЗО? И насколько профессионально преподают в школе предметы эстетической направленности?
— Никакого тестового отбора не практикуем. Дети с первого класса определяются с видом творчества, которым будут заниматься. Но если все же очевидно, что ребенок более склонен к рисованию, нежели к музицированию или наоборот, то педагоги тактично говорят об этом родителям.
О профессионализме преподавателей музыки, изобразительного искусства можно судить хотя бы по тому, что наши выпускники имеют право поступать (и многие поступают) в специализированные музыкальные, художественные учебные заведения. Успешно участвуют в республиканских и международных музыкальных конкурсах, например, воспитанники Татьяны Алексеевны Миновой, Натальи Владимировны Харкевич (они же — руководители созданной при школе образцовой студии эстрадного вокала «НОН-СТОП»), Татьяны Петровны Громовой, других педагогов. В этом учебном году наша вокалистка — ученица 7-го класса Оля Коновалова была удостоена Диплома 1-й степени на проходившем в Чехии Международном конкурсе исполнительского мастерства.
В апреле нынешнего года на базе нашей школы третий раз проходил ежегодный городской конкурс хореографического творчества «Магия танца», в котором участвовало около 400 учащихся. Все 110 представителей нашего учебного заведения были отмечены дипломами. Большая заслуга в их подготовке талантливого креативного педагога Елены Викторовны Яцковской.
О художественных способностях ребят и их педагогов говорят даже интересные рисунки, которые вы видите в холлах, классах УПК. Успешно участвуют наши юные художники в престижных конкурсах. Более 30 выпускников школы связали свою жизнь с изобразительным искусством. Так, академию искусств окончила Ольга Недведская, в настоящее время работает дизайнером телеканала ОНТ.
— И все же эта школа — общеобразовательная и в первую очередь призвана давать на достойном уровне знания по обязательным предметам школьной программы…
— Большинство наших выпускников поступают в высшие учебные заведения. Есть среди них победители и призеры предметных районных, городских, областных олимпиад, есть медалисты. И это закономерно. Ведь более 80% педагогов УПК имеют первую или высшую квалификационную категорию. А всех учителей у нас более 130. Мы гордимся такими преподавателями, как филолог Валентина Ивановна Нестеренко, занявшая в этом году в районе первое место, а в области — второе по проведению видеоурока. А сколько призеров математических олимпиад воспитала Галина Владимировна Самусева! Учитель начальных классов Анжелика Эдуардовна Станкевич входила в нынешнем году в состав авторитетного жюри конкурса «Лучший будущий учитель», который проводился МГУ им.А.А.Кулешова.
Да и практически каждый преподаватель заслуживает добрых слов. Коллектив сложившийся. В основном это люди от 40 до 50 лет — лучшем, считаю, для наставника возрасте. Все креативны и стараются найти подход к каждому ученику.
Кстати, школа является филиалом кафедры методики преподавания математики МГУ им.А.А.Кулешова. Наши педагоги дают студентам мастер-классы, проводят с ними лабораторные занятия, семинары-практикумы, «круглые столы». Нынешней весной на базе нашего УПК проходил один из этапов конкурса «Лучший будущий учитель», в котором участвовали старшекурсники МГУ им.А.А.Клешова. Такое доверие тоже характеризует педагогический коллектив школы.
— Сегодня особое внимание уделяется профориентации учащихся.
— Она разноплановая. Многие выпускники, естественно, связывают свою судьбу с искусством, с музыкой. Нередкие гости у нас преподаватели и мастера профессионально- технических учебных заведений. Дети, которые желают
I более глубоко знать какой-то предмет, чтобы поступить в избранный вуз, имеют возможность заниматься индивидуально с педагогом на платной основе. А со следующего учебного года в школе будут работать профильные классы с повышенным уровнем изучения языков русского и английского, а также химии и биологии. Этим предметам отдают предпочтение учащиеся и их родители.
— Хорошо ли, что школа и детский сад объединены комплексом?
— Выпускники нашего детского сада в основном приходят в нашу школу. У нас общие задачи и общие проблемы. Проводятся совместные педсоветы и педагогические консилиумы, где обсуждается адаптированность воспитанников детсада к школе. Воспитатели дошкольного учреждения бывают на уроках в школе, а учителя начальных классов посещают детский сад. По желанию родителей воспитанники детсада могут заниматься дополнительно с учителями школы на платной основе хореографией, музыкой. Приходят детса- довцы в школьные библиотеку и музей Могилевской губернии. А школьники начальных классов имеют возможность посещать на платной основе бассейн детского сада. Дети, можно сказать, в одном коллективе, как в одной семье с трех лет и до совершеннолетия. Приемственность страхует малышей от стрессовых ситуаций. Так что плюсов такого объединения много.
— Школа не может работать результативно без тесного взаимодействия с родителями…
— Этому вопросу уделяем много внимания, а будем уделять еще больше как в воспитании детей, так и в укреплении материально-технической базы учреждения. В нынешнем году, например, создали попечительский совет, в состав которого вошли представители родительских комитетов классов. На его собраниях рассматриваются различные актуальные вопросы, в том числе — направления развития школы, принимаются решения о материальной помощи ей. С этой целью попечительский совет открыл счет в банке. Родители будут сами решать: сколько следует собрать денег и на что их направить.
— В чем сегодня нуждается это учреждение образования?
— Осенью школа отметит свое 25-летие. За эти годы ее материально-техническая база «поизносилась» существенно. Во-первых, окна требуют замены на современные стеклопакеты. И мы очень надеемся попасть в республиканскую про- грамму следующего года по энергосбережению. Необходимо провести капитальный ремонт санузлов. На школу с таким количеством учащихся недостаточно имеющихся двух интерактивных досок. Надеемся приобрести для организации учебного процесса два ЖК телевизора. Хотелось бы иметь больше компьютеров.
У нас на достойном уровне физвоспитание. Школа постоянно в числе лидеров в районе и городе по таким видам спорта, как, например, гандбол, баскетбол, дзюдо, настольный теннис, женский футбол. Будем и дальше укреплять спортивную кафедру. Необходимо обновлять спортинвентарь, провести ремонт в спортзалах (их два).
Требует определенных средств и совершенствование базы кафедр эстетической направленности.
Задачи, как видите, стоят непростые, но решаемые. Планируем расширять пакет платных услуг, укреплять и развивать наш учебно-педагогический комплекс. Наша школа должна быть в данном микрорайоне еще и храмом культуры, где дети не только получают достойное образование, но где им комфортно, интересно и в свободное от уроков время, и куда охотно приходили бы также взрослые: посмотреть концерт, посоветоваться, позаниматься на пришкольном стадионе. И я уверен, такому дружному, талантливому коллективу педагогов, как наш, эти задачи по плечу.