Шлеенков, А. Славу тебе поем, Могилев! : [беседа с поэтом А. Шлеенковым и композитором Н. Яцковым] / Александр Шлеенков, Николай Яцков ; беседовала Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 29 июня. — С. 20.
Перед взором возникает на седом кургане многовековой город, величаво плывет прекрасный Днепр, над ним летят облака к площади Славы — и вырисовывается над ратушей облик святого Георгия Конисского … — такие небесные картины рисует воображение, когда звучит гимн Могилева. Могилев приобрел свой гимн 23 июня 2006 года решением городского Совета депутатов. Как раз в эти дни гимну Могилева исполнилось 10 лет. Первый знаковый юбилей первыми в городе отметили журналисты «Вестника», пригласив в редакцию газеты его создателей: поэта Александра Шлеенкова и автора музыки Николая Яцкова.
Николай Адамович Яцков внушает заслуженное почтение к себе: он наш знаменитый земляк, поэт и композитор, песни которого вошли в репертуар заслуженных артистов Республики Беларусь Нелли Богуславской, Надежды Микулич, Николая Скорикова и других. Председатель Могилевского областного союза писателей, он преисполнен достоинства, как зажиточный шляхтич. И Брыли кажутся его родовым фольварком. С 1981 года Яцков директор сельского клуба. Попал по распределению после Минского института культуры и свою работу воспринимает как духовную миссию.
Александр Павлович Шлеенков с виду очень серьезный. Статус обязывает: он автор таких известных горожанам песен, как «Бессмертный батальон» о знаменитом капитане Владимирове, «З нараджэннем, Магiлёў!», «Родны край», «Это футбол» и других. Этот убеленный сединами «технарь» поражает молодым блеском глаз и семнадцатилетней крылатостью, увлеченностью историей, охотой «рыться в хронологической пыли».
— Прошло 10 лет… Какие важные события произошли в вашей жизни за это время?
Яцков Н.А.:
— Сакральное событие для всех горожан — это строительство ратуши. Вижу в этом Божий промысел. Потому что отказывали очень долго. Писали петиции, собирали подписи — и благие начинания никак не приводили к результату. И вдруг долгожданное решение о закладке дома на старом фундаменте, повторившего точь-в-точь прежнее историческое здание. И вот интересная закономерность: доминанта Советской площади сразу переместилась от «Бегущей женщины» — к символу независимости горожан. Ты идешь мимо ратуши — и просыпается осознание того, что ты гражданин вольного города… В Могилеве в составе ВКЛ рабского порядка не было, в отличие от России. Это был европейский город.
Когда в середине 90-х годов мы со Шлеенковым писали «Песню пра Магілёў», ратуша еще не была воссоздана. И сегодня я бы предложил внести небольшое, но существенное изменение в текст гимна: вместо слов «любы горад зямлi беларускай» петь «вольны горад». Так будет правильнее.
А третье важное событие пока не произошло… Если мы почитаем рассказ Валерия Казакова «Пора-пора», основанный на реальных исторических событиях, то найдем такие сведения: во время восстания 1661 года свободолюбивая шляхта вырезала гарнизон российских стрельцов — и все они похоронены без всякого отпевания в районе Самусевой горы — это сегодня Орджоникидзе, бывшая Костерня… Поэтому и такое название… И, по версии Казакова, патриарх Никон проклял Могилев. И это не снято до сих пор… Значит, надо просить патриарха Московского провести с архиереями службу и снять стародавнее проклятие… А на месте захоронения стрельцов установить или часовню, или поклонный крест. Надеюсь, это событие сбудется и произойдет…
— Александр Павлович, а что вы записали в памятную книгу своей жизни?
— Я — человек тоже с тягой к истории — стремился отразить в тексте и благословенное присутствие святителя Георгия Конисского, архиепископа Могилевского… И захваты «шматлiкiх чужынцаў»… Сам я родом из Быховского района, в годы учебы в Могилеве часто проезжал мимо Буйничского поля — и мне всегда хотелось больше узнать о героической обороне…
Важным событием для меня стала возможность побывать на Бородинском поле… Набегал больше 20 километров за день и посмотрел около 60-ти памятников. Большое впечатление произвели Багратионовы флеши — три земляных укрепления с бойницами для пушек. При их защите был смертельно ранен ядром Багратион. Он просил Кутузова не сдавать Москву. И всему окружению приказали скрывать от героя горькую правду. Но приехавший фельдъегерь проговорился о пожаре в захваченной французами столице. Взволнованный Багратион вскочил на раненую ногу — и открылось кровотечение… И он скончался. Такой патриотизм впечатляет.
Яцков Н.А.:
— Я хочу продолжить тему белорусского патриотизма, затронутую Шлеенковым… Мне нравится, как русские агрессивно несут свое самосознание: «Я русский!»
Я считаю: белорусы не должны быть такими «затуканными» и «забитыми» в этом плане. Надо с такой же «годнасцю» заявлять: «Мы — беларусы! У нас за плячыма багатая шматвяковая гiсторыя!»
Мое убеждение: патриотизм не должен быть абстрактным.
Очень важно знать свои истоки. И мое страстное увлечение: я помогаю находить односельчанам в Брылях свои корни, зачастую шляхетские. Особенно много «польских», а по сути старобелорусских фамилий в соседней деревне Каменке. Эти родовитые жители: Волк-Карачевские, Радишевские, Ковзаны, Кастрицы… — держатся обособленно, дают детям высшее образование и на брылевских, как правило, не женятся. Роду Грушецких оказалось более 600 лет: он берет начало от Грюнвальдской битвы. Возле короля Ягайло стоял хорунжий Матей — и он подхватил из рук убитого знаменосца начавшее падать знамя и не выпускал до конца баталии. За этот подвиг был пожалован гербом и селами под названием Большие и Малые Грушки — отсюда фамилия Грушецкие.
И надо было видеть, с какой гордостью вся семья рассматривала свое «радавое дрэва». У них все в роду ходят с прямой спиной и никогда не пригибаются. Это признак шляхетства.
— На ваш взгляд, авторов белорусскоязычного гимна о Могилеве, есть ли будущее у нашай мовы?
— Дети в деревне не так оторваны от родной земли, как дети в городе. Обратите внимание: все наши аксакалы-писатели — выходцы из сельских школ «з беларускамоўным навучаннем». Как литератор я убежден: наша мова не умирает — она сохранила себя в чистоте и неприкосновенности. Сегодня многие молодые поэты и писатели начинают творить на русском языке, но генетика берет свое: белорусы переходят на родную мову. Я отразил это возвращение в своем стихотворении: «Аднойчы рускiх слоў мне не хапiла — i мова беларуская тады мяне неўтаймавана падхапiла, панесла i праз лес, i праз гады…» По статистике, в Школу молодого писателя поступает 75 процентов русскоязычных авторов — на выходе те же 75 процентов, но уже белорусскоязычных!
И еще в тему: моя внучка родилась и живет в Англии, но первое слово, которое она произнесла, было «тата». Как говорится, гены пальцем не задавишь.
— Есть такой образ в поэзии — лодка, опрокинутая на берегу. И здесь важно оказаться в своей стихии — и поплыть. Николай Адамович, что в вашей жизни стало тем самым толчком от берега?
— Распределение в Брыли, где родились мои дети. Я ведь родом из Могилева — мое детство прошло на Менжинке с оврагом… И моя альма-матер — одиннадцатая школа…Когда там бываю, сердце трепетно стучит. Со временем я открыл для себя и такие города, как Полоцк с его поразительно светлой силой земли, вечно живая и никогда не спящая Прага, потрясающий воображение Краков, мощный имперский Лондон…
— Александр Павлович, вам никогда не хотелось переехать в большие города?
— Мне тяжело долго находиться в больших городах. Я всегда хочу сесть на поезд — и рвануть домой. Надо хорошо относиться к месту, где ты живешь… Мои любимые места — это район Фатина: мы получили там свою первую квартиру, и я часто гулял с маленькой дочкой по берегу Днепра.
— Автор текста гимна Александр Шлеенков пожелал родному городу: «Над табою няхай ззяе толькi шчаслiвая зорка!» А что хотел бы пожелать композитор Николай Яцков?
— Как директор Дома культуры и в Год культуры пожелал бы культуры!
Я восхищаюсь нашими могилевскими подвижниками, которые достойно исполняют миссию, возложенную на них судьбой. Смотрите, как увлеченно работает директор библиотеки имени Карла Маркса — Галина Ивановна Кравченко! Она очень креативная, стремительная, вдохновляет свой прекрасный коллектив. Самое главное — все надо делать с душой. Культура — это тот самый фундамент, без которого ничего не построишь, именно культура лежит в основе каждой нации.
Вот такие они — авторы гимна о Могилеве — патриоты, готовые с упоением говорить и о «днях минувшей старины», и о генеалогическом древе, и о вере в счастливую звезду города под покровительством святого. Только надо снять проклятие Никона. Одни ругают гимн за простоту. Другие возражают: простота есть необходимое условие прекрасного. Гимн должен легко запоминаться. Как гимн Италии, в котором очень часто повторяется слово Италия. Вот и в беседе авторы говорили без всякого пафоса. Но взяли самую высокую ноту.
Виктор Шориков, мэр Могилева с 2002 по 2009 годы:
— Идея гимна возникла в связи с атрибутикой, необходимой для ратуши. С трудом мы утвердили в Минске герб с красной «Погоней». Было также знамя — и оставалось найти только гимн Могилева.
Это не было келейным решением. Он принимался на конкурсной основе. Гимн звучал на официальных мероприятиях горисполкома и Совета депутатов. По традиции, парламентарии в начале заседания пели местный гимн.
До конкурса у меня был прием — первый белорусский боксер, получивший право выступать на Олимпийских играх в Атланте, чемпион Мезга подошел ко мне с диском. Очень позитивный человек, он хотел сделать подарок родному городу. Анатолий Шпильков, работающий на «Радио «Могилев», предложил ему записать «Песню о Могилеве». И он сделал студийную запись с «Веселыми нотками». В моем кабинете мы включили диск — и я услышал эти слова: «Над табою няхай ззяе толькі шчаслівая зорка, А праспекты заўжды асвятляюць усмешкі дзяўчат…» Дело в том, что я люблю не только Могилев, но и его жителей, и особенно — жительниц! Поэтому я сказал: «Вот оно! Это то, что я давно искал!» И колесо закрутилось.
Мне нравится простота этого гимна. Гимн — это не обязательно воинственная экспрессивная «Марсельеза» французской революции. Гимн отражает характер народа — и по тексту Шлеенкова и музыке Яцкова можно сказать, что могилевчане сами красивые и любят красоту. Они спокойные и рассудительные, как днепровская плынь. Считаю неправильным такой образ могилевчанина, как «пан сахі і касы». В здании ратуши мы представили горожанина как европейского жителя.
Идею местного гимна на белорусском языке подхватил и Витебск — у них после конкурса появился очень сложный и по музыке, и по стихам гимн: там и княгиня Ольга, и Александр Невский… Этот гимн тоже вызвал неоднозначную оценку.
Хотелось бы, чтобы замечательная команда профессионалов на «Радио «Могилев» начинала утренний эфир с гимна Могилева. И тогда могилевчане знали бы свой местный гимн. И городские мероприятия надо начинать с его исполнения.
Гімн Магілёва
Сл. А.Шлеянкова
Муз. М.ЯцковаТы стаіш шмат вякоў ля сівога кургана Машэкі,
А аблічча тваё застаецца заўжды маладым.
Расцвітай, Магілёў, любы горад маёй Беларусі,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
дняпроўская плынь.Не скарылі цябе рабаванні шматлікіх чужынцаў,
Захінае твой лёс наш Георгій Каніскі святы.
Расцвітай, Магілёў, любы горад маёй Беларусі,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
дняпроўская плынь.Над табою заўжды ззяе толькі шчаслівая зорка,
І люляе цябе слова чыстае Божай хвалы.
Расцвітай, Магілёў, любы горад маёй Беларусі,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
дняпроўская плынь.Ты жыві, Магілёў, любы горад зямлі беларускай,
Хай тваю прыгажосць нясе людзям
дняпроўская плынь.