Сипакова, Е. Работа с молодежью — один из факторов поддержки положительного имиджа библиотеки : [о работе с молодежью в библиотеке-филиале № 2 Могилевской городской централизов библиотечной системы] / Е. Сипакова // Што мы ведаем аб гэтай вайне?. — 2014. — С. 36-38. — (Бiблiятэка прапануе).
Стремительное развитие технологий привело к тому, что молодые люди стали чаще обращаться за информацией, в том числе и за чтением книг, в Интернет, нежели к печатным изданиям. Молодежь все реже приходит просто в библиотеку. В последнее время сложилось мнение, что именно эта категория пользователей перестала читать, потому что компьютер вытесняет книгу и скоро вытеснит ее совсем. Мы привычно обвиняем прогресс в снижении интереса к чтению, считая, что этот процесс от нас не зависит и влиять на него мы не можем. Чтобы сохранить должную роль в информационном пространстве, сотрудники библиотеки постоянно должны искать новые способы профессиональной жизнедеятельности, пересматривать свои функции, приспосабливаться к новым условиям.
В результате опроса «Библиотека и чтение», проведенного в библиотеке-филиале № 2 города Могилева, было установлено, что большинство молодых читателей хотели бы поучаствовать в новых формах работы библиотеки.
Современные информационные технологии позволяют расширить деятельность библиотеки, вывести ее работу на качественно новый уровень. Таким новым уровнем стал Интернет, который предоставляет множество новых форм работы с пользователями. Сегодня он стал уже общепризнанной средой обитания для человека. Число пользователей Сети постоянно растет. В Интернете существует своя литературная жизнь, здесь есть и книжные магазины, и журналы, и библиотеки. Важно помогать людям ориентироваться в информационном пространстве Интернета.
Оперативно реагируя на результаты, полученные в ходе опроса, библиотека начала реализацию проекта «Учимся не для себя, для жизни». Социаль-нокультурную основу проекта составляет идея использования современных информационно-коммуникативных технологий, способствующих развитию у подростков интереса к чтению и формированию образа библиотеки как главного культурно-образовательного и информационного центра.
Цель проекта — установление тесных контактов с молодежной аудиторией и привлечение новых читателей.
Для этого библиотека-филиал №2 г. Могилева оформила аккаунт в социальной сети Вконтакте. Страница задумана как источник информации о литературных новинках, выставках, акциях, презентациях, мероприятиях, которые организуют сотрудники библиотеки.
Все желающие могут вступить в открытую группу «Библиотека-филиал №2», где есть возможность написать рецензию на прочитанную книгу, высказать свое мнение, оставить рекомендации по улучшению содержания странички на форуме, поучаствовать в обсуждениях различных тем, связанных с чтением. Например, «Литератрные странички», где можно поговорить о самых популярных авторах и их книгах; «Лит-Микс» познакомит с пятеркой любовных историй всех времен и народов; «Лучше сначала прочитать, а потом посмотреть…» — здесь можно обменяться мнениями о книгах, по которым сняты фильмы.
Взаимодействие традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями вывело библиотечно-информационную деятельность на качественно иной, более продуктивный уровень. Но миссия библиотеки — привлечение молодежи к чтению — при этом не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.
Поддерживая и развивая образ современной библиотеки, мы приняли участие в международной акции «Флешбук» — цифровое отражение любимых книг на страницах соцсетей. «Флешбук» — это книжный флешмоб в Интернете. Чтобы стать участником этой акции, библиотека оформила аккаунт (страничку) на книгу Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». В течение месяца мы знакомили всех пользователей группы с книгой через фрагменты текста, иллюстрации, биографию автора, личные переживания. Акция «Флешбук», безусловно, интересная и очень полезная, а потому перспективная.
Новые технологии позволяют расширить читательскую аудиторию и вовлечь в чтение молодежь нашего города.
На самом деле электронная культура способна усилить возможности культуры книжной. Необходимо не противопоставлять, а сочетать их возможности.
В рамках реализации проекта были проведены мероприятия по продвижению чтения в молодежной среде: рейсы-рiаг-чтения, день молодежной периодики, открытый микрофон, фестиваль чтения. Все они были посвящены обсуждению литературных произведений, рекомендованных для прочтения или предложенных самими молодыми читателями.
Молодежь сегодня живет в новом временном формате. Надо успевать учиться, развлекаться, общаться со сверстниками, самоутверждаться в жизни, закалять характер. Поэтому молодые люди нацелены на чтение как на получение информации. Им кажется, что сегодня читать для собственного удовольствия могут лишь странные люди, выпавшие из времени, что само по себе чтение устарело. Свободное время молодежь в основном заполняет дискотеками, сетевым общением со сверстниками, компьютерными играми. Поэтому библиотека-филиал №2 совместно с педагогами-организаторами учреждений образования своего микрорайона организовали рейсы-рiаг-чтения, где один раз в неделю учащиеся могут заниматься в режиме читального зала на всей территории библиотеки. Пространство библиотеки делится на две части: «Для ума и души», где расположены зона визуальных искусств, зона для тинэйджеров, литературное кафе, зона для чтения «Журнальные закоулки» и зона уединенного чтения, видеозона, клубный зал.
В рамках реализации проекта стартовал открытый микрофон «Ощути радость чтения», цель которого — пропаганда книги, библиотеки, повышение интереса к чтению.
Сотрудники библиотеки организовали и провели Book-презентацию «Книжный Гольфстрим», которая призывала молодежь окунуться в литературный поток, узнать новые имена и прочесть книги, проверенные временем. В библиотеке были организованы яркие развернутые экспозиции, представляющие произведения зарубежных авторов, в которых поднимаются социально значимые проблемы молодежи.
«Человеческая жизнь без книг — не имела бы права именоваться жизнью». Именно это высказывание Н.П.Смирнова-Сокольского было заложено в концепцию открытого микрофона.
Молодежи интересно все новое. Пользуются популярностью устройства для чтения электронных книг — это вытесняет из рук читающих людей традиционную печатную книгу, но интерес к чтению не пропадает. Теперь все чаще пользователи выбирают онлайн библиотеки.
С этой целью сотрудники библиотеки разработали Book-инет — виртуальную экскурсию «Томик из Интернета», помогающую пользователям получать достоверную информацию и с минимальной затратой времени находить самые популярные сайты электронных библиотек: «Book.narod.ru», «Электронная библиотека 21 века», «Мир книг», «LIKEBOOK.RU», «Фэнзин».
Заключительным этапом открытого микрофона стало проведение блиц-опроса, где каждый участник назвал свою настольную книгу, фаворит-книгу, драйв-книгу.
Используя разные формы популяризации чтения и книги, организаторы открытого микрофона хотели показать, что не важно, какой будет книга — печатной или электронной. И не важно, где ее будут читать — дома, в библиотеке, в школе, в институте или в гостях.
Главное — получать радость и удовольствие от чтения.
Раскрыть творческий потенциал молодежи, привлечь ее внимание к актуальной теме, поднять престиж самой библиотеки, порадовать всех яркой праздничной программой — такие многогранные задачи стояли при проведении фестиваля чтения «Читать — это модно!!!».
Молодежный досуг все отчетливее характеризуется возрастанием в нем доли форм, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Поэтому организаторы фестиваля постарались объединить в одну программу разные формы работы с этой категорией пользователей.
Так был проведен блиц-опрос «Что читает молодежь сегодня?», который показал, насколько разнообразен круг чтения сегодняшних студентов. В опросе приняли участие 37 человек, участники фестиваля чтения. Молодежи было предложено написать на интерактивной доске, какую книгу они прочитали недавно. Ответы были разными: наряду с «программными» авторами были отмечены и современные — новые и модные писатели. Это В. Аксенов «Редкие земли», Кристофер Паолини «Эрагон», Майер Стефании «Сумерки», «Гостья», Клиффорд Саймак «Исчадия разума», Стивен Кинг, Мураками, Валерий Строкин «Рама», Вишневский Януш Леон «Одиночество в сети», Екатерина Вильмонт, Татьяна Тронина, Сессилия Ахерн.
Участникам фестиваля был предоставлен шанс попробовать себя в рекламе и фотоискусстве (Book-фотография), придумывая броские, оригинальные слоганы о чтении и соревнуясь за авторство суперкадра, на котором запечатлены милые, смешные, шокирующие, остроумные моменты общения с книгой. Молодежь проявила эксцентричность и естественность, нашла неожиданные ракурсы и идеи.
В ходе фестиваля участники номинировали свои любимые книги на звание «Book-симпатия». Голосование проходило на абонементе в зоне литературного кафе «Читать подано». В голосовании приняли участие 42 читателя. В общей сложности на звание «Book-симпатия» номинировано 33 книги (названия). Абсолютным фаворитом стал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Лидирующие позиции среди номинантов заняли «Территория души» Н. Батраковой, «Унесенные ветром» М. Митчелл, «Алхимик» П. Коэльо. Шорт-листы книжных симпатий регулярно отражаются на страничке в Вконтакте библиотеки-филиала № 2 г. Могилева.
В завершение фестиваля был проведен круглый стол «Свои в Интернете, или Язык общения во всемирной паутине», где обсуждались злободневные вопросы чтения и общения в Интернете.
Молодежь посещает публичные мероприятия, чтобы интересно провести время, пообщаться с людьми, прежде всего с ровесниками. Молодым важно высказать и отстоять свое мнение, получить поддержку, найти единомышленников. Тяга к общению объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. В библиотеке-филиале №2 г. Могилева работает информационная служба по молодежным проблемам. Каждый пользователь может получить нужную информацию по важным, актуальным и современным молодежным вопросам как в стенах библиотеки, так и в режиме On-line на страничке в Вконтакте в открытой группе «Библиотека-филиал №2». Сотрудники информационной службы предлагают различные темы для обсуждения, которые находят живой отклику молодежи, и в то же время достигают своей цели — повышают престиж книги и чтения среди этой категории населения.
Выбор форм проведения мероприятий в рамках проекта «Учимся не для себя, для жизни» основывался на предполагаемых предпочтениях целевой группы. Поскольку все мероприятия были ориентированы на молодежь, использовались презентационные, мультимедийные, мобильные формы. Они позволяют активизировать читательскую и творческую активность молодых людей, повышают престиж библиотеки и книги в молодежной среде, делают чтение более привлекательным.
В целом, на первом этапе реализации проекта было организовано и проведено для молодежи 11 мероприятий, в которых приняли участие 350 человек. На страничке в соцсетях к нам в друзья за маленький промежуток времени добавилось более 100 человек. Каждый день наши открытые группы в социальных сетях в среднем посещают 50 пользователей Интернета. Таковы первые итоги реализации проекта, который продолжает развиваться и корректироваться в соответствии с пожеланиями и советами наших пользователей.
Таким образом, библиотека сегодня является интегратором услуг. Здесь можно не только найти нужную информацию, но и получить консультацию психолога, юриста или просто спрятаться от дождя. Именно такая библиотека может устроить молодежь.
Нам нельзя смотреть назад и говорить, как было хорошо — нужно идти вперед и сделать лучше, чем было.