Дом будущего

   Александров, Г. Дом будущего : [строительство экспериментального энергоэффективного дома в Могилеве] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2016. — 7 июля. — С. 1, 4.

По внешнему виду десятиэтажка, поднявшаяся на улице Аркадия Кулешова в могилевском микрорайоне Спутник, мало чем отличается от соседних «панелек» и «монолиток». Но внешность, как говорится, бывает обманчивой.

В прошлогоднем октябре на месте будущей новостройки был установлен памятный камень в честь закладки экспериментального энергоэффективного дома второго поколения, который планировалось возвести в рамках совместного проекта Департамента по энергоэффективности Госстандарта, Могилевского облисполкома, Программы развития ООН и Глобального экологического фонда (ГЭФ). Внутри этого типового здания предполагается установить  инженерные системы, обеспечивающие экономию тепловой энергии. В  результате дом не только будет сохранять, но и «вырабатывать» ее благодаря теплообмену в системе вентиляции, водостока, а также солнечным коллекторам – расход тепловой энергии должен сократиться примерно вдвое по сравнению с другими новостройками. Важность такого энергосбережения трудно переоценить –  жилищный сектор Беларуси потребляет около трети тепловой энергии, производимой сегодня в стране.

На днях ознакомиться с опытом проектирования и строительства энергоэффективных домов в Могилев наведалась делегация из  Туркменистана. Эта восточная страна, отметила руководитель проекта ПРООН – ГЭФ по повышению энергоэффективности зданий в Туркменистане Ирина Атамурадова, переживает строительный бум, и там тоже встал вопрос по возведению «теплых» домов и применению современных стройматериалов. К слову, наружные стены «собранной» Могилевским домостроительным комбинатом каркасно-панельной  «высотки»  – с улучшенными теплофизическими характеристиками, из трехслойных железобетонных панелей толщиной 180 мм с утепляющим слоем толщиной 350 мм пенополистирола.

— Стеновые панели и плиты перекрытия производятся на новой технологичной линии, введенной 3 года назад,  — подчеркнул главный инженер ДСК Владимир Прокопенко. — За это время построено 8 домов такой конструкции – жалоб на холод от жильцов не поступало.

Ввести экспериментальную многоэтажку в эксплуатацию планировалось в декабре текущего года, но работы ведутся интенсивными темпами, в 3 смены, перебоев с финансированием тоже не было, и сегодня строители обещают сдать ее под ключ на 2 месяца раньше срока — в октябре. В доме — 180 квартир, которые предназначены для могилевских «очередников». Он уже накрыт кровлей, ведется его застекление — освоено, по словам Владимира Прокопенко,  65%  контрактной цены. Уникальной в многоэтажке будет именно «начинка». Предполагается, по словам специалистов, применить приточно-вытяжную вентиляцию с рекуперацией (возвращение для повторного использования) тепла удаляемого воздуха. А также использовать тепло так называемых «серых» стоков и установить гелиоколлекторы (солнечные нагреватели) для подогрева воды, поступающей в систему горячего водоснабжения, внедрить систему отопления с горизонтальной разводкой, с поквартирным учетом и регулированием потребления тепловой энергии и другие новшества.

В принципе, в Могилеве уже есть энергоэффективные дома — с дополнительным утеплением стен и стеклопакетами ПВХ в оконных проемах. Но «минус» их в том, что в помещения поступает мало свежего воздуха. Если обычные деревянные окна обеспечивают приток и отток воздуха, то пластиковые его не пропускают. Часть новоселов жалуется на то, что в квартирах душно. Конечно, им советуют держать окна на микропроветривании, открывать при использовании кухонной вытяжки…

Кардинально решить проблему как раз и может помочь установка системы рекупирования, которая обеспечивает приток, отток  и фильтрование воздуха. Как она работает? Представьте квадратную трубу, по которой выходящий из помещения воздух идет вдоль нее, а приходящий – поперек. При этом оба потока не смешиваются благодаря специальным теплопроводящим пластинам, и в результате один поток отдает тепло другому. Эффективность работы такого устройства достаточно высока. Если температура воздуха, исходящего из помещения, 21 градус, а на улице минус 10, то после рекуператора уличный воздух будет иметь температуру плюс 2—6. Соответственно меньше надо тепла для обогрева квартиры, и уменьшится плата за него. Принцип теплообмена может использоваться и в отношении воды.

— В доме будет двухуровневая канализация — для кухни и ванной комнаты, —  рассказывал Владимир Прокопенко. — Перед тем как попасть в канализацию, теплая вода (стоки) будет проходить через систему теплообменников и передавать часть тепла поступающей воде. 

Жильцам остается только догреть ее до необходимой температуры. На подогрев воды рассчитана и система гелиоколлекторов, которые планируется смонтировать на кровле дома. Благодаря тепловому аккумулятору в нем будет обеспечено непрерывное горячее водоснабжение с минимальным колебанием температуры. Эти системы  – вдобавок к обычной теплотрассе, подведенной к дому. Так что его жильцам будут не страшны даже жгучие морозы. Ну, а регулировать тепло  в квартире можно будет с помощью специальных приборов. Поставку этого оборудования строители ждут в ближайшее время – монтажом будет заниматься ММУ «Промвентиляция».

Установка этих систем повышает стоимость «квадрата» примерно на 25—30%. Но для жильцов экспериментального дома цена жилья (по сравнению с типовыми домами такой же серии) не возрастет, потому как затраты на покупку необходимого оборудования взяли на себя ПРООН и Глобальный экологический фонд. Энергоэффективный дом — более экологичный, нежели обычный, поскольку значительная доля энергии, необходимой для отопления, получается без сжигания натурального топлива. А значит – сокращаются выбросы парниковых газов в атмосферу, уменьшается загрязнение окружающей среды.

— Такой дом выгоден как жильцам, так и государству, —  подчеркнул  руководитель проекта ПРООН—ГЭФ  в Беларуси Александр Гребеньков. — Жильцы получат квартиры с улучшенными санитарно-гигиеническими условиями, а платить за тепло и горячее водоснабжение будут меньше. Ну, а государству ввод таких домов позволит экономить топливо.

Насколько это важно – свидетельствует тот же приезд в Беларусь туркменских специалистов. Туркменистан, между прочим, четвертая страна в мире по запасам природного газа. Однако, рассказывали гости, он нацелен на повышение экспорта голубого топлива и старается снизить его потребление внутри страны. Поэтому там тоже очень заинтересованы во внедрении энергосберегающих технологий.  

— У нас родственные проекты в Туркмении и Беларуси по строительству энергоэффективных жилых домов, – отметила Ирина Атамурадова. — Мы также ведем работу по совершенствованию законодательства в части возведения такого жилья, производства и внедрения стройматериалов. Мы побывали в Гродно и в Минске, где тоже строятся энергоэффективные дома. Очень интересно посмотреть разные проекты.

Известно, что жилищный фонд Беларуси, львиная доля которого построена в 1960–1990-е годы, имеет куда более низкую энергоэффективность по сравнению с жильем в западных странах со схожими климатическими условиями. В частности, в нашей стране эксплуатируется свыше 25 млн. кв. метров общей площади жилья с удельным теплопотреблением более 160 кВт.ч/кв.м в год. Для сравнения: переход на энергоэффективное строительство, программа которого принята в Беларуси, предполагает возведение с 2014 года жилых домов с удельным уровнем теплопотребления не более 80 кВт.ч/кв.м в год (до 40 кВт.ч/кв.м в год как на отопление, так и на горячее водоснабжение). Ну, а показатель энергопотребления нового  могилевского теплого дома за счет использования специального оборудования  составит, по оценкам, 16,8 кВт.ч /кв. м в год на отопление и около 30—40 кВт.ч/кв.м на горячее водоснабжение. Единственное, что смущает – более высокая стоимость квадратного метра, которая, если будет дан «зеленый свет» массовому строительству таких многоэтажек, может не «влезть» в предельный норматив для получения льготного банковского кредита. Но экспериментальный дом в Могилеве с энергосберегающей «начинкой» — первая такая «ласточка» в республике. «После его заселения проведем мониторинг, чтобы посмотреть реальные показатели по энергопотреблению», — подчеркнул Александр Гребеньков. Затем будут проанализированы возможности постановки строительства  подобных домов на «поток», снижения себестоимости энергоэффективного «квадрата». А дальше — покажет будущее.

Кстати

Идею об использовании тепла удаляемого воздуха впервые начали реализовывать в 80—90-х годах прошлого века, когда шведским ученым профессором Бо Адамсоном из Лундского университета и доктором Вольфгангом Файстом из немецкого Института жилищного строительства и охраны окружающей среды была предложена концепция пассивного здания, теплоснабжение которого осуществляется главным образом за счет утилизации теплоты вытяжного воздуха для подогрева приточного, использования теплоты солнца и внутренних тепловыделений — от людей, бытовой техники и т. д.

А раньше мало кто задумывался над такой элементарной вещью, что при проветривании на улицу выбрасывается теплый воздух, а с улицы приходит холодный, который в свою очередь необходимо снова нагреть. И что таким образом образуется замкнутый цикл бесконечных потерь тепла. Было придумано устройство (вентиляционный теплообменник), которое утилизирует тепло удаляемого воздуха и осуществляет процесс теплопередачи от более горячей среды более холодной. В пассивном доме удельный расход тепловой энергии снижен более чем в 10 раз по сравнению со зданиями старого жилого фонда. Добиться этого позволяют также материалы и конструкции с высоким сопротивлением теплопередаче.