Здоровая конкуренция — во благо покупателю

   Короткевич, И. Л. Здоровая конкуренция — во благо покупателю : [интервью с начальником управления торговли и услуг Могоблисполкома Инессой Короткевич] / Инесса Короткевич ; беседовала Валентина Соколовская // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 29 июля. — С. 5.

Иногда в определенный магазин мы чаще заходим, чем в другой такой же, расположенный по соседству с ним, лишь потому, что продавец там лучше: общаться с ним приятно и посоветоваться можно. В наш напряженный и нервный век — это в какой-то степени тоже психотерапия. Так что культура обслуживания не на последнем месте в конкурентной борьбе предприятий торговли за покупателя. А она с каждым годом усиливается: торговых центров и магазинов становится все больше. Значимы, конечно, в этом состязании и многие другие факторы, как, например, ассортимент товаров, их качество, цены, различные рекламные акции…

— Работать в условиях возрастающей конкуренции все сложнее, но она во благо покупателю, способствует и главной цели работников торговли: как можно лучше удовлетворять запросы жителей Могилевщины. Так что люди случайные, не болеющие за дело, в нашей сфере не задерживаются, — говорит начальник управления торговли и услуг Могоблисполкома Инесса КОРОТКЕВИЧ.

— Инесса Леонидовна, расскажите, пожалуйста, вкратце о том, как развивается торговля на Могилевщине.

— Приведу лишь некоторые факты. За прошлый год в области было открыто 283 объекта торговли с торговой площадью почти 50 тыс. кв. метров. А за шесть месяцев года нынешнего прибавилось еще 146 объектов с торговой площадью 17,8 тыс. кв.м. В настоящее время на Могилевщине функционирует 11 тысяч 576 объектов розничной торговой сети с торговой площадью 623,6 тыс. кв.м. Это на 100,7 тыс. кв. м больше, чем было еще два года назад. В области — 4921 магазин, 2366 павильонов, 57 рынков, 89 торговых центров, 635 киосков…

Продолжается работа по развитию магазинов шаговой доступности, увеличению торговых объектов с функцией дисконтных продаж, расширению фирменной торговли отечественных производителей. Если, например, год назад на Могилевщине фирменная торговля была представлена 92 магазинами, то сегодня их 159.

Из наиболее значимых торговых объектов, открывшихся в нынешнем году, это, например, в Могилеве магазины: ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев» с торговой площадью 804 кв.м, ООО «ОлимпСМ» с т.пл-.1080 кв.м, продовольственный магазин ИООО «БелМаркетКомпани» с т.пл. 765 кв.м; в Бобруйске — магазин ООО «Торговый дом СимплСтрой» с т. пл. 2,5 тыс. кв.м, торговый центр ООО «Бел-торгпродукт» с т.пл. 9 тыс. кв.м; в Быхове — магазин «Евроопт» ООО «Евроторг» с т.пл. 772 кв.м; в Горках — магазин «Торговый дом «Твой» ООО «Твой-Горки» с т. пл. 472,6 кв.м; в Осиповичах — магазины ИП В.А.Камыша с т.лл. 644 кв.м, ТТУП «Пахоменко Н.Н.» с т.пл. 268 кв.м.

О развитии торговли говорит и рост розничного товарооборота на душу населения. Если за 2014 год он в среднем по области был 26,6 млн. рублей, то за прошлый — 29,1 млн. рублей (неденоминированных).

За первое полугодие 2016 года в области продано товаров в розничной торговле на сумму 15,5 трлн, рублей (неденоминированных). По данному показателю Могилевщина опережает такие области, как Гродненская и Витебская. Возрос на 1,3 процента (к шести месяцам прошлого года) и оптовый товарооборот. Доля товаров отечественного производства в розничном товарообороте области 71,3%, что выше среднереспубликанского показателя.

В целях удовлетворения потребностей различных слоев населения в товарах народного потребления и активизации продаж в области постоянно проводятся выставки-распродажи, рекламные акции со снижением розничных цен, «единые дни скидок». За 2015 год проведено 7 таких дней, что позволило получить дополнительный товарооборот 21,8 млрд. руб. (неденоминированных). В первом полугодии нынешнего года прошло три областных «единых дня скидок» и два — в рамках республиканских акций «единый день скидок». Реализовали товаров на 917 тыс. рублей. За счет совместного снижения отпускной цены производителями и торговой надбавки организациями торговли покупателям предлагались товары со скидкой до 45 процентов.

— Что можно сказать о развитии внемагазинной торговли: ярмарок, мелкорозничной торговой сети в местах проведения массовых мероприятий и других ее форм?

— Это организовывается в интересах населения и торговли. Только за шесть месяцев текущего года было проведено 476 ярмарок (на 89 больше к аналогичному периоду 2015 года), 540 выставок-продаж (на 37 больше, чем в 2015 году). Таким образом реализовано товара на миллионы рублей. И подобная внемагазинная торговля будет практиковаться далее. В весеннее-летний период принимаются меры по развертыванию мелкорозничной сети, в том числе общественного питания. Так, на 01.07.2016 года в Могилевской области организована работа 1021 объекта, в том числе постоянных — 736, сезонных — 285, мини-кафе — 100, летних (сезонных) кафе — 32, летних площадок как продолжение торгового зала — 89, а также 113 торговых автоматов. В торговых объектах мелкорозничной сети в широком ассортименте представлены товары отечественного производства, в т.ч. безалкогольные напитки, минеральная вода, пиво, соки, мороженое, кондитерские изделия…

— Как работает торговля Могилевщины в рамках программы «Лояльность»? Что предпринимается в целях социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан?

— В области с функциями дисконта 349 торговых объектов ( в прошлом году было 342). Они реализуют товары со снижением торговой надбавки от 5 до 50 процентов, предоставляют скидки как в первый и последний часы работы, так и в течение всего рабочего дня от 1 до 10 процентов от суммы операции.

В крупных торговых сетях города с 2011 года действует система дисконтных социальных программ для малообеспеченных граждан (многодетных семей, пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ и других). Так, в магазинах «Евроопт» ООО «Евроторг» помимо накопительной программы «Е-плюс» с 11.06.2012 г. внедрена социальная программа «Е-Плюс Добрый процент», ориентированная на малообеспеченную категорию граждан (ветеранов, участников ВОВ, многодетные семьи) и предоставляющая 5-процентную скидку.

Филиалом в г.Могилеве ИООО «БелМаркетКомпани» ежедневно с 9 до 12 часов малообеспеченным гражданам, в т.ч. ветеранам ВОВ, предоставляется скидка в размере 3 процента на весь ассортимент продовольственных (за исключением алкогольных и табачных изделий) и непродовольственных товаров.

В магазине «Перекресток» ООО «РольфТрэйд» для пенсионеров действуют социальные дисконтные карты, в которых закреплена постоянная фиксированная скидка в размере три процента. В магазине «Бакалея №6» ОАО «Бакалея Могилев» с 14.00 до 18.00 родители, имеющие детей до 6-ти лет, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, покупают детское питание со сниженной торговой надбавкой на 50 процентов.

— На должном ли уровне обслуживает торговля население сельских районов и, в частности, небольших деревень, где нет магазинов?

— Сегодня мы даже по товарообороту видим, что жители сельских районов обеспечиваются продтоварами н% хуже, чем горожане. Но по отдельным группам непродовольственных товаров вопросы есть. Например, за бытовой техникой, за некоторыми крупногабаритными товарами сельские жители едут в Могилев. И мы работаем над созданием в райцентрах должной инфраструктуры по непродовольственной группе товаров.

Обслуживание жителей сельской местности, где отсутствует стационарная торговая сеть, проводится 197 автомагазинами по графику не реже 2—3 раз в неделю. Реализация товаров осуществляется в соответствии с разработанными и утвержденными ассортиментными перечнями, которые включают как продовольственные, так и непродовольственные товары первой необходимости. Также у продавцов имеются журналы предварительных заказов и доставки на дом сельчанам мебели, сложной бытовой техники, стройматериалов…

— А как обстоят дела в общественном питании?

— На Могилевщине функционирует 1587 объектов общепита на 88 тысяч мест. В их числе 49 ресторанов, 199 кафе, 114 баров, 611 столовых… В 2014 году на 78 объектов общественного питания было меньше. Приоритетное внимание уделяем открытию предприятий быстрого обслуживания.

На высоком организационном уровне проводится торговое обслуживание областных и республиканских праздников. Например, на проходившем в Круглом впечатляющем празднике «Дожинки-2015» протяженность торговых рядов составила 800 метров, где разместили товары 120 торговых объектов, было организовано 2300 посадочных мест. Реализовано продукции почти на 1,3 млрд, рублей (неденоминированных).

В этом году в рамках праздника «Купапье» («Александрия собирает друзей») задействовали 130 торговых объектов, в том числе 20 предприятий общественного питания, которые обеспечили 3 тысячи посадочных мест. Интересным было оформление торговых рядов, палаток. В ходе праздника реализовали 5,5 тонны шашлыка, 1,7 тонны мороженого, 8,4 тыс. литров пива, много и другой продукции.

В мае нынешнего года для популяризации белорусской национальной кухни впервые в области проводилась акция «Неделя белорусской кухни». Различные предприятия общепита готовили 10 основных белорусских блюд. Стоимость их была всюду одинаковой. Потребитель мог попробовать и сравнить их качество в кафе, столовой, ресторане, так что и в сфере общественного питания проводим много различных интересных мероприятий.

— Поделитесь, пожалуйста, Инесса Леонидовна, хотя бы вкратце планами развития торговли области на перспективу.

— Еще многое предстоит сделать по совершенствованию нашей службы. В частности, в сфере общественного питания актуальный вопрос — развитие придорожного сервиса. Необходимо открывать и востребованные сегодня небольшие стилизованные кафе.

Будет продолжена работа по развитию магазинов шаговой доступности, увеличению торговых объектов с функцией дисконтных продаж, магазинов для социально незащищенных слоев населения, расширению фирменной торговли отечественных производителей, активизации работы интернет-магазинов, в планах — развитие объектов розничной торговли различных форматов (гипермаркеты, супермаркеты, торговые центры, дискаунтеры). Предусматривается их размещение преимущественно на окраинах городов, районных центров. И это лишь некоторые из масштабных задач, что стоят перед работниками нашей отрасли.

Пользуясь возможностью, я хочу поблагодарить их всех за очень нелегкий и такой нужный людям труд. Сердечно поздравляю с приближающимся нашим профессиональным праздником! Мира, добра, здоровья, благополучия во всем!

— С праздником и Вас, Инесса Леонидовна, с Днем работников торговли!