Герб Александра Дембоцкого

   Сидоренко, Б. Герб Александра Дембоцкого / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2016. — 28 июля. — С. 13.

Имя выдающегося Могилевского губернатора  Александра Дембовецкого в представлении не нуждается. О нем написано достаточно много, а недавно вышедшая в свет книга, посвященная его жизни и деятельности в качестве высшего должностного лица Могилевской  губернии, позволяет оценить его многогранный созидательный труд на благо города и края.

Но время идет, усилиями отдельных исследователей увеличивается сумма данных о деятельности неординарного губернатора уже в качестве сенатора, находятся данные, хотя и трудно проверяемые, о месте его рождения, которое ранее не было известно, появляются полные трагизма сведения о последних годах и месяцах его жизни. На поприще поиска выделяются два имени, это – А.Н.Батюков – директор музея истории Могилева и Д.Н.Петров – старший преподаватель Могилевского филиала Белорусского института правоведения.

Оба молодых талантливых исследователя значительно расширили круг наших представлений об  А.С. Дембовецком; первый сумел заполучить два ранее не известных письменных источника, которые невозможно читать без боли в душе, второй — обнаружил в раритетном рукописном  издании и архивном хранении губернаторский дворянский герб и на документальном уровне доказал, что могилевский губернатор и сенатор жил значительно дольше, чем об этом сообщалось в ранней справочной научной литературе, известной широкому кругу читателей.

Можно без преувеличения сказать, что родовой герб А.С.Дембовецкого представляет собой подлинный образец геральдического искусства. Современное толкование термина «герб» (польск. herb от нем. erbe – наследство) – отличительный знак государства, города, рода, предприятия, изображаемый на флагах, денежных знаках, печатях, вывесках, документах и т.д. — несколько расходится с определением второй половины XIX в., когда «герб» выступал в качестве наследственно передаваемого символического изображения, составленного на основании известных правил. Монархическая Российская империя с самодержцем  во главе, опирающаяся на дворянство – привилегированное сословие из помещиков — землевладельцев и выслужившихся  чиновников, была очень щепетильна в вопросах геральдики, поскольку герб считался атрибутом дворянского достоинства. В нем сплетались власть и собственность. А уже во второй половине XIX века герб воспринимался грамотной частью населения как устарелый архаичный институт, но санкционированный правительством и имеющий отношение к гражданству и подданству.

В связи с этим подробного описания заслуживает родовой герб А.С.Дембовецкого. Он помещен на 32-й странице гербовника, находящегося на хранении в фондах Сената в Российском Государственном историческом архиве г.Санкт-Петербурга. Перед нами текст описания этого отличительного знака дворянского сословия: «Герб Сенатора, Тайного Советника Александра Дембовецкого. В червленом щите, серебряный в широких концах крест, коего нижний конец длиннее других. Щит увенчан Дворянским коронованным шлемом. На шлемнике: два серебряных буйволовых рога, наподобие слоновых хоботов, между ними ликторский пук натурального цвета с обвитыми вокруг серебряными ремнями и золотым топором. На щите, червленый с серебром.
Определением Департамента Герольдии Правительствующего Сената 16 Марта 1859 года утверждены постановления Волынского Дворянского Депутатского Собрания 31 Декабря 1811 года и 1 Февраля 1857 года с принятом в потомственном Дворянским достоинством рода Дембовецких и в числе его главы Александра Станиславова Дембовецкого (ныне сенатора) с внесением в первую часть Дворянской родословной книги».

Герб не только выступал символом принадлежности к высшему классу российского общества, но еще и олицетворял собой определенное положение в социуме, материальный достаток и управленческие качества высшего уровня и в охвате губернии и в масштабах страны. И если в Российской империи по переписи 1897года насчитывалось 101,5 тысячи гражданских чиновников, занимавших классные должности, то к первым четырем классам принадлежало примерно 1,5% этого слоя, в их число и входил А.С.Дембовецкий как лучший из лучших в своем статусе среди очень небольшого числа высших сановников.

Вместе с тем последние годы жизненного пути могилевского губернатора и сенатора резко контрастировали со всем периодом его предыдущей  жизни и деятельности на различных государственных постах и  должностях. Они пришлись на Первую мировую вой­ну, Февраль­скую рево­люцию и большевист­ский пере­ворот 25 октября 1917 года, за которым последовал красный террор, лежащий в основе классовой политики «победившего пролетариата». Эта политика, проводимая большевиками, на первое место ставила социальное происхождение человека, а не его заслуги перед Оте­чеством. При этом само понятие «Отечество» теряло свой исторический контекст и могло употребляться теперь исключительно только вместе с прилагательным «социалистическое». Наша многовековая история теперь начиналась с 1917 года, и для бывшего талантливого могилевского губернатора места в ней уже не было.

Сейчас досконально известно, что А.С.Дембовецкий не ушел в мир иной в 1914 году, как это утверждалось ранее. В адресных книгах «Весь Петроград на 1915 год» и «Весь Петроград на 1916 год» в третьем отделе «Алфавитный указатель жителей городов Петрограда, Царского Села, Павловска, Петергофа, Ораниенбаума, Сестрорецка и Гатчины» мы найдем следующую запись: «Дембовецкий Александр Станиславович, сенатор, действительный тайный советник, Первое общее собрание из двух первых департаментов и департамента герольдии Правительствующего Сената, улица Итальянская, 29, телефон 5138». В адресной книге « Весь Петроград на 1917год» в соответствующем разделе стоит уже другой адрес: « улица Сергиевская, 13». Кроме Александра Станиславовича в этой же книге указывается его сын Алексей, обосновавшийся на Воскресенской набережной в доме №18, и вдова Петра Александровича Дембовецкого Софья Николаевна. В первой же адресной книге-справочнике по Петрограду, изданной уже при Советской власти в 1924г., эта фамилия больше не встречается.

А вот еще один интересный документ: «Удостоверение. Предъявитель сего, гражданин Александр Станиславович Дембовецкий, бывш. Сенатор, Литовский дворянин – владелец с 1868 года имением Бердовка, Лидского уезда, Виленской губернии; о чем свидетельствует данная купчая, выданная Виленской палатой Уголовного и Гражданского Суда 1868г. февраля 23 дня. Что подписью с приложением печати удостоверяем». В левом верхнем углу читаем: «Литейный подрайон. Домовой комитет. Д.№13 кв.1. по Сергиевской ул. №48… 8 июля1918 года. Петроград». В этом году бывшему губернатору и сенатору, а теперь «царскому сатрапу», исполнилось уже 78 лет.

Престарелый А.С. Дембовецкий пытался выехать за границу в свое имение, которое теперь находилось на территории, оккупированной Германией. Политически неразборчивая ситуация в России заставила его вступить в переписку с германскими дипломатическими учреждениями, и в конце августа 1918 года он уже имел на руках заветный документ следующего содержания: «Охранное Свидетельство. Сим свидетельствуется, что Литовский Гражданин, землевладелец, Александр Станиславович Дембовецкий, родившийся 1марта 1840 года в Вильне, проживающий в Петрограде, внесен в список лиц, состоящих под покровительством Имперского Германского Генерального Консульства в Петрограде и, что вследствие сего, как он лично, так и его имущество состоит под защитой германской имперской власти. Петроград, 24 августа 1918г.».

Спустя два месяца в иностранный отдел Комиссариата по внутренним делам Союза Коммуны Северной Области от А.С.Дембовецкого поступило письменное «Заявление. Прилагая при сем:1.) паспортную книгу за №45, 2.) копию Охранного Свидетельства, выданную мне Германским Генеральным Консульством в Петрограде, 3.)Удостоверение на №68, выданного мне Домовым Комитетом, из коих видно, что я уроженец Литвы, отошедшей от России по мирному договору, прошу уволить меня из гражданства РСФСР и впредь до распубликования, выдать мне удостоверение в том, что мною подано заявление о выходе из гражданства РСФСР. Далее стоит подпись «А.С.Дембовецкий» и дата «23 октября 1918г.». Это пока наиболее поздний из всех известных исторических документов с авторской подписью А.С.Дембовецкого.

От «социалистического Отечества» ни теплых слов, ни даже «последнего прости» неординарный губернатор не услышал. Не известно даже, где он похоронен. «Время было такое», — сказал бы бывший советский чиновник-партократ. Но почему молчит тот уголок страны и его областной центр, который благодаря усилиям А.С.Дембовецкого за два десятилетия из убыточного захолустья превратился в вполне самодостаточный регион? Странно слышать предложение Могилевского горисполкома и его комиссии по топонимике об обсуждении переименования площади Орджоникидзе либо в площадь Георгия Конисского, либо в площадь Святого Георгия Конисского. При всем уважении к Могилевскому архиепископу, объективно рьяно проводившему политику Екатерины II, все же отметим, что он был пастырем духовным, хотя и великим просветителем. Духовная же сфера, как правило, касается неземного, небесного бытия и если и имеет конкретное материальное воплощение, то опять же только в том, что затрагивает высшую духовную сущность человека. Мысленно станем в центр площади, которая пока еще носит имя Орджоникидзе. Все на сегодняшний день уцелевшие дореволюционные здания, примыкающие к ней (помещения Александровского реального училища или Фельдшерской школы) и многие дома жилой застройки построены в бытность А.С.Дембовецкого могилевским губернатором, а учебные заведения открыты его усилиями. Именно при этом губернаторе была успешно проведена первая индустриализация Могилевской губернии, именно этот губернатор редактировал знаменитый трехтомный «Опыт описания Могилевской губернии», не имевший аналогов в Российской империи и не потерявший научную ценность и поныне, наконец именно этот губернатор один из первых в империи сумел адаптировать хозяйство Могилевской губернии к новым для того времени рыночным капиталистическим отношениям. Если же прибавить к сказанному, что и  сегодня губернатор-труженик никак не увековечен в топонимике Могилева, то не останется никаких сомнений в том, чье имя должна носить площадь Орджоникидзе.