Галаков, А. Незаурядные личности советской эпохи : [к 80-летнему юбилею Ф. Н. Матькова] / Александр Галаков // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 7 сентября. — С. 10.
Уважаемый и известный в Могилеве человек, уроженец деревни Мосток Могилевского района Федор Матьков готовится отметить свой 80-летний юбилей. Имя Федора Николаевича навсегда вошло в число незаурядных руководителей ОАО «Могилевхимволокно» (бывшего комбината синтетического волокна, а затем ПО «Химволокно»).
Он около 40 лет в ранге заместителя генерального директора претворял в жизнь эффективную кадровую политику на этом химическом гиганте. Активную жизненную позицию занимает Федор Николаевич и сегодня, возглавляя одну из самых массовых общественных организаций города — совет ветеранов.
ВСЕГДА В СТРОЮ
Детство и юность у послевоенного поколения особенно не отличались: полуголодное детство, много домашней работы, особенно на селе, школа. После нее у Ф. Мать-кова была учеба в Могилевском машиностроительном техникуме. После его окончания он уезжает по всесоюзному распределению в Новосибирск — мастером на машиностроительном заводе.
После службы на Тихоокеанском флоте вернулся в Могилев. На заводе «Электродвигатель» трудился на инженерно-технических должностях, секретарем комитета комсомола. Работал заведующим отделом обкома комсомола и инструктором Могилевского обкома партии. В 1966 году избран секретарем парткома стройтреста №17 «Лавсанстрой». В этот период без отрыва от производства учился в Могилевском машиностроительном институте.
Где бы ни работал Федор Николаевич, везде проявлял себя инициативным, человеком, обладающим ораторским мастерством и феноменальной памятью. При разговоре с каждым тружеником, от рабочего до руководителя любого ранга, был способен определять деловые качества человека и целесообразность его использования в каком-либо деле. Стоял у истоков создания при объединении учебно-консультационного пункта Московского института повышения квалификации работников химической промышленности, а также учебно-отраслевого центра по подготовке рабочих.
ГЛАВНЫЙ СОВЕТСКИЙ ХИМИК
Самые теплые воспоминания у Федора Николаевича, удостоенного звания «Почетный химик СССР», сохранились от встреч с Леонидом Аркадьевичем Костан-довым, который в 1965 году возглавил Министерство химической промышленности.
Страна остро нуждалась в новых полимерных материалах. Ко-стандов убедил руководителей страны построить химические гиганты, в том числе и по производству полиэфирного волокна — на западные деньги на основе компенсационных соглашений с ведущими зарубежными фирмами.
В этом незаурядном человеке, родившемся в г. Керки (Туркмения) в семье армянского служащего, закончившем Московский институт химического машиностроения с красным дипломом и прошедшем путь от механика до главного химика страны, одновременно уживались механик, ученый, инженер, маркетолог, финансист, экономист, политик. Его авторитет, эрудиция, государственный размах и стратегическое видение перспектив способствовали созданию химических гигантов не только в Могилеве, но и в Новополоцке, Соли-горске, Светлогорске и Гродно.
Решающую роль в том, что комбинат синтетического волокна был создан в Могилеве, сыграл заместитель председателя союзного Совмина Кирилл Трофимович Мазуров. Он всецело поддержал проект Костандова.
Совет министров дал добро на закупку оборудования по производству полиэфирного волокна и сырья для него у английского концерна ІСІ.
Строительство началось на окраине Могилева в чистом поле в августе 1965 года. А уже через три года — 5 ноября 1968 — был введен в строй первый пусковой комплекс.
Примечательно, что после пуска первой опытной установки английский еженедельник «Санди тайме» процитировал английских специалистов, осуществлявших шеф-монтаж оборудования: «То, что сделали русские под Могилевом в рекордный срок, достойно подвига».
Строительство крупнейшего в Европе химкомбината велось под пристальным контролем руководства СССР. В 1973 году Могилев посетил председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. Кроме Л. А. Костандова, в обсуждении будущего комбината приняли участие руководители республики, области и города. На встрече Алексей Николаевич сообщил, что Политбюро ЦК КПСС одобрило назначение Ко-стандова заместителем Председателя совета министров.
Л.А. Костандов, как правило, приезжал в Могилев с министрами промышленности и монтажных и специальных работ, представителем отдела химической промышленности ЦК КПСС. Таким образом выявленные проблемы находили оперативное решение.
Предприятие набирало силу. Вводились производства, строились жилые дома, детские сады, школы, Дворец культуры и техники, институт. Основная тяжесть строительства лежала на плечах строй-треста №17 «Лавсанстрой» под руководством П.П. Тимошенко.
Во время командировок в Могилев Костандов всегда носил в кармане диктофон: наговаривал на него свои наблюдения и замечания. Позже в министерстве записи расшифровывали, а поручения брали на контроль.
Многое Костандов сделал для международной кооперации химиков, в первую очередь со странами СЭВ. Однажды приехал в Могилев с министром химии ГДР Гюнтером Вишофски и его замом Шаурером — на переговоры о строительстве нового производства нитей. Любимым отдыхом Леонида Аркадьевича были охота и рыбалка. По его просьбе для гостей в выходной день в охотничьем хозяйстве Бы-ховского района была организована охота на лося и кабана.
Л.А. Костандов также приложил гигантские усилия для создания мощной отраслевой науки — новых НИИ, КБ, проектных организаций, опытных заводов. К началу 1980-х в химической промышленности работало 400 тыс. инженерно-технических работников, а в научно-исследовательских и проектных организациях и на опытных заводах — около 150 тысяч. При непосредственном участии Костандова запустили около 1200 крупномасштабных объектов химической и нефтехимической промышленности. Большая химия превратилась в важнейшую базу практически всех отраслей производства, стала основным поставщиком для сельского хозяйства, оборонной, тяжелой и легкой индустрии.
В 1987 году продукция Могилевских химиков экспортировалась в 10 стран, в том числе в Финляндию, Швейцарию, Турцию и Югославию.
Могилевчане по достоинству оценили вклад Леонида Аркадьевича в развитие города и 29 ноября 1978 года удостоили его звания «Почетный гражданин города Могилева».
ВСТРЕЧИ С ЛЕВИТАНОМ
Одним из шефов строительства «Лавсана», объявленного Всесоюзной ударной стройкой, было Всесоюзное радио. Поэтому в 1960-х годах по командировке ЦК ВЛКСМ на стройплощадке строй-треста №17 «Лавсанстрой» находился диктор Юрий Левитан.
В этот период Федор Матьков руководил парткомом «Лавсан-строя» и ему совместно с председателем профкома стройки В. Золотухиным довелось встречать и сопровождать Юрия Борисовича. Размах строительства впечатлил известного диктора. Он ежедневно проводил полдесятка встреч со строителями и монтажниками. Вспоминал о том, как война застала его в должности главного диктора СССР, насколько тяжело было читать в эфир первые сводки Совинформбюро…
При содействии областного общества «Знание» состоялись встречи с ним в ДК железнодорожников, областном Доме политпросвещения. Выступал Левитан и в прямом эфире Могилевского радио.
По предложению руководства стройки Левитан обращался через Всесоюзное радио к руководителям министерств, по вине которых срывались поставки стройматериалов и техники.
Федор Николаевич рассказал: «С его согласия мы писали обращения к строителям по поводу предстоящей сдачи объекта. Левитан их читал, а мы записывали на магнитофон, включали на торжественных митингах во время ввода производств».
Из Могилева Юрий Левитан через ЦК ВЛКСМ обратился к правительству о необходимости оказания комсомольской стройке помощи техникой. После чего было принято оперативное решение о выделении 38 бульдозеров, экскаваторов и башенных кранов.
Юрий Борисович бывал на приеме у руководства области и города. А вот от приглашения Федора Матькова и Василия Золотухина поужинать в одном из ресторанов неожиданно отказался: «Я никогда не хожу в ресторан». Тогда его пригласили на дружескую встречу на квартире Матькова. Как поведал Федор Николаевич, Левитан открылся как неподдельно простой человек, умный, обладающий тонким юмором.
В. Золотухин спросил: «Правда ли, что Гитлер сказал, что, как только возьмет Москву, первым, кого он повесит, будет Левитан?»
Юрий Борисович заулыбался: «Не знаю, мне он этого не говорил». Тем не менее, психологическое воздействие голоса диктора трудно было переоценить, немцы ненавидели Левитана. Со времени войны голос Левитана был символом мощи народа, победившего фашизм.
Матьков и Золотухин после возвращения Левитана в Москву поддерживали с ним хорошие отношения.
ВСТРЕЧИ С СИМОНОВЫМ
Писатель Константин Симонов не раз посещал Могилев. Федору Николаевичу посчастливилось постоянно его сопровождать во время пребывания в нашем городе. Симонов встречался с ветеранами войны, рассказывал о себе: где побывал во время войны, что врезалось в память, над чем работает. Его знакомили со строящимися объектами, с макетами будущих производств комбината. Писатель расспрашивал о строителях, как осуществляется руководство стройкой… Были и поездка на лоно природы, на реку Реста, и встреча с участниками освобождения Беларуси: писатель попросил ветеранов прислать ему свои воспоминания.
Во время приезда Симонова в Могилев в 1974 году Ф. Матьков встретился с ним в обкоме партии. Писатель поведал, что завершил многолетний труд и подарил на память книги «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». При этом возвратил для передачи в музей воспоминания и письма строителей, ветеранов войны и участников обороны Могилева, которые ему посылали.
А у центральной проходной комбината Константина Михайловича встретило хлебом-солью не только руководство, но и сотни молодых рабочих и специалистов.
Симонов с большим интересом знакомился с технологическими процессами в цехах объединения, беседовал с людьми. Большим’ сюрпризом стало для него приглашение в конференц-зал, заполненный молодежью. Ему задавали много вопросов, на которые он охотно отвечал, с удовольствием читал стихи.
В тот же день на вокзале его провожали руководители города и области, сотни могилевчан. Уже в вагоне, благодарный за радушие, внимание и любовь, он сказал: «Моя судьба тесно переплелась с Могилевом, он вошел в мою жизнь в большей степени, чем Ленинград, в котором я родился. Многие страницы моей трилогии посвящены Могилеву. У меня есть кусочек земли, который вовек не забыть -это Буйничское поле, где в первые дни войны я поверил в победу».
По завещанию Константина Симонова его прах был развеян на Буйничском поле. Федор Николаевич вместе с тысячами могилевчан был участником открытия памятного знака К.М. Симонову. Тогдашние руководители города Владимир Коновалов и Александр Петров представили высоких гостей из Москвы и Минска — поэтов Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Нила Гилевича, Алеся Адамовича, Василя Быкова, могилевчанина Алексея Пысина.
Памятный знак — 15-тонный камень-валун в народе получил название «Камень Симонова».
Константин Симонов, русский сын белорусского народа, навечно прописан в Могилеве и всегда будет любим и почитаем.