Кубека, В. На принципах добросовестного партнерства / Виктор Кубека // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 20 сентября. — С. 6.
Не нужно быть дремучим старожилом, чтобы помнить времена, когда в торговле властвовал его величество дефицит. И тогда ею двигала, вопреки принятому мнению, не реклама, а знакомства, блат. И, как утверждал известный сатирик, «завсклад, дыректар магазин, туваровэд» были уважаемыми людьми. Нет, сказать, что сейчас они менее уважаемы, нельзя. Только нынешнее уважение зиждется не на возможностях угодить дефицитом, а на трудовых и экономических показателях. К счастью и удовлетворению покупателей времена, когда «пусть все будет, но чего-то не будет хватать», надо полагать, безвозвратно прошли.
Вот и авторитет ОАО «Бакалея Могилев» — а он в профессиональных кругах бесспорен, поскольку коллектив его в последние годы только «Бронзовых Меркуриев» получил два — складывался не сразу и не вдруг, а нарабатывался годами и даже десятилетиями в упорных поисках новых форм деловых связей с партнерами, организации оптовой и розничной торговли. Ведь экономические катаклизмы последних лет лакмусовой бумажкой отразились и на реализации товаров. И это естественный процесс: если снижаются реальные доходы людей, то снижается и их покупательская способность. Но при этом показатели товарооборота никто не отменял, их считают «от достигнутого». Следовательно, приходится расширять торговую сеть, круг партнерских отношений, чтобы каким-то образом увеличить его и в оптовой, и в розничной части.
А кто станет иметь дело с ненадежным деловым партнером?! Тем более что предлагающих свои услуги конкурентов достаточно. Поэтому и здесь на первый план выступает порядочность, аккуратность и добросовестность во взаимоотношениях. И то, что в нынешнем году «Бакалея Могилев» заключила с производителями товаров 260 договоров, говорит о том, что именно на этих принципах ее коллектив строит свои деловые связи. Но не только. Производители видят заинтересованность партнеров в продвижении их товаров, скажем, путем создания подобия специализированных магазинов. Следовательно, можно больше их реализовать, а в этом и кроется основной интерес.
В Могилеве достаточно торговых объектов разной формы собственности. Большинство их хозяев работают в арендуемых помещениях. И не все оправдывают ожидания властей. Поэтому по окончании срока аренды собственник стремится отдать эти помещения более надежному партнеру. И большей частью им становится ОАО «Бакалея». В общей сложности город готов ей передать полсотни объектов. А в 20 из них уже работают магазины базы.
…Как-то предложили ее генеральному директору Виталию Курносову о,цно из освободившихся помещений под магазин. С одной стороны, расширение торговой сети -дело хорошее. Но уж больно «глухим» считалось место расположения этого помещения. Ожидать там наплыва покупателей, если разместить обычный ассортимент товаров, не приходилось. А что еще можно было придумать?
Курносов думал долго и напряженно. И нашел выход из положения. Все просчитав вместе с маркетологами, решили в этой торговой точке продавать импортные алкогольные напитки, на которые сейчас в силу «модности» некоторых из них наблюдается спрос, и сладости производства бобруйского «Красного пищевика». Эта марка всегда была популярна. И «глухой» угол заработал.
Вообще продвижение товаров отечественных производителей всегда стояла во главе угла деятельности «Бакалеи». Поэтому в ее складских помещениях, складах-магазинах «Гермес» и «Восток», работающих с индивидуальными предпринимателями и частными унитарными предприятиями и отпускающих им товары мелкооптовыми партиями за наличный и безналичный расчет, всегда можно найти продукцию РУПП «Климовичский ликеро-водочный завод», СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», акционерных обществ «Боримак», «Слодыч» и многих других. А всего — около трех тысяч наименований. При правильной ее выкладке и предложении покупателю она становится в спросе приоритетной. Свидетельством тому тот факт, что в общем объеме товарооборота «Бакалеи» белорусские товары занимают 92 процента.
Ссылки оптовиков на то, что, мол, тот или иной товар имеет недостаточный спрос, работники базы не приемлют. И объемом продаж в своей рознице убедительно доказывают это. А она — внушительный сегмент во всем товарообороте «Бакалеи» — до 34 процентов. Но работники торговли прекрасно знают, что открыть новый магазин — дело совсем не простое. Нужны серьезный маркетинг, немалые финансовые вливания, в нем работать должны и высококвалифицированные кадры. Потому что очень многое зависит от начала. Сумеют они наладить контакты с покупателями — быть успеху, не сумеют — подсчитывай убытки.
Руководство базы не боится расширять свою розничную торговую сеть. Поэтому бизнес-план на нынешний год выполнен уже в первом квартале. А по полугодию розничный товарооборот здесь составил более 46 миллиардов рублей и прирос в сопоставимых ценах в сравнении с годом предыдущим почти на 11 процентов.
Но расширение и совершенствование приносит не только финансовые результаты. Это и дополнительные рабочие места. Именно таким образом коллектив «Бакалеи Могилев» в минувшем году прирос на 35 человек.
Несмотря на то, что здесь даже забыли термин «кредиторская задолженность», собственные успехи не заслоняют у работников базы проблемы других людей, особенно пожилых, инвалидов. В семи магазинах предприятия действует так называемая программа лояльности. Она предполагает применение гибкой системы скидок на социально значимые товары для слабо защищенных слоев населения: инвалидов, пенсионеров, многодетных семей. И такие взаимоотношения с этой категорией покупателей имеют уже весьма прочную основу.
— В период деноминации и ввода в обращение новых денег, — рассказывает первый заместитель генерального директора «Бакалеи Могилев» Марина Бирюкова, — естественно, первые день-два, пока все наладилось на должном уровне, мы приостановили действие программы лояльности. И люди звонили, с беспокойством спрашивали о причинах и будет ли в дальнейшем действовать система скидок.
Во время посещения коллектива ОАО пришлось услышать о том, что для работников общества созданы все условия для производительного труда, содержательного отдыха, гарантирована стабильная заработная плата. Тогда подумалось о декларативности этой фразы. Но узнав не только о производственных успехах здешних работников прилавка, а и о том, что для них администрация арендует бассейн, куда можно ходить плавать в свободное время, выкупает абонементы на посещение тренажерных залов, организует экскурсионные поездки по достопримечательным и историческим местам, приобретает билеты на концертные программы, а их дети бесплатно отдыхают в летних детских лагерях, нельзя было не поверить в сказанное. И что их генеральный директор — мозговой центр предприятия, инициатор и начинатель большинства нововведений.
Действительно, Виталий Курносов в торговле, что называется, собаку съел. Поэтому секретов для него в этом деле не существует. Более трех десятков лет отдано ему, а нынешнему коллективу -семнадцать. И награждение его к профессиональному празднику «Бронзовым Меркурием» за огромный личный вклад в организацию торгового обслуживания населения представляется закономерным и логичным. Но среди множества отраслевых наград, в том числе и знака «Отличник торговли Республики Беларусь», поощрений от органов власти различных уровней, есть одна, которая выделяется особо. Виталий Викторович — полный кавалер (всех трех степеней) нагрудного знака «За вклад в развитие отраслевого профсоюза». Признаться, впервые пришлось столкнуться с таким фактом. Но узнав из скромных слов самого кавалера награды, что в коллективе строго соблюдаются правила безопасности труда, а поэтому не бывает травматизма, что при малейшей возможности работники базы оказывают спонсорскую помощь больницам, детским домам, школам, училищам и отдельным инвалидам, ветеранам, удивляться не пришлось. Веских аргументов добавило и то, что руководитель коллектива культивирует в нем здоровый образ жизни. Уже на протяжении более чем трех десятков лет он ежедневно в бассейне проплывает по километру. И что в материальном обеспечении успешного выступления белорусских биатлонистов на последней олимпиаде есть вклад и коллектива ОАО «Бакалея Могилев». А вот так везде успевать может только активный, инициативный, высококвалифицированный человек, руководящий успешным коллективом.