История маленькой усадьбы

Близнюк, А. История маленькой усадьбы : [о спектакле «В маленькой усадьбе» Могилевского драмтеатра] / А. Близнюк // Могилевская правда. — 2015. — 16 апреля. — С. 4.

Попав накануне премьеры спектакля «В маленькой усадьбе» на репетицию в Могилевский драмтеатр, я ожидала в один день узнать все тайны театральной сцены: секреты мастерства актеров, замысел и задумки режиссера, разгадку фокусов, которые увидят зрители в день премьеры. Однако не все так просто, как казалось. Профессиональный режиссер сможет сохранить интригу до самого конца…

Это уже четвертый спектакль литовского режиссера Саулюса Варнаса в Могилеве. Ранее мы уже видели «Тарелкина», «Фрекен Жюли», «Женитьбу». Все эти постановки были высоко оценены театральными критиками, не раз удостоены наград на международных фестивалях. А спектакль «Фрекен Жюли» в прошлом году даже получил Национальную театральную премию за лучшую режиссуру.

На этот раз Саулюс Варнас решил отойти от классики. Новая постановка по пьесе польского драматурга Станислава Игнация Виткевича (Виткация) наполнена мистицизмом, размышлениями о прошлом и будущем, о последствиях человеческого существования и безрассудства.

— Виткаций очень близок мне по мировоззрению, по взгляду на театр как на явление. 1985 год был объявлен годом Виткевича, и это действительно было справедливым решением, потому что этот автор — на века, как Чехов. – считает Саулюс Варнас. – У Виткевича очень сложное существование персонажей. Все они страстные, постоянно борющиеся за свои идеи. Иногда кажется, что это не люди, а настоящие бестии, вырвавшиеся из подсознания, из каких-то параллельных миров… Их мир безумно красив, он завораживает. И в то же время он близок к апокалипсису. Один миг – и все может быть разрушено…

В действии пьесы – история одной усадьбы, одной семьи. На первый взгляд, семья не совсем обычная, герои какие-то ненастоящие, разговоры какие-то неправильные. Но с каждым новым словом мы начинаем узнавать самих себя. История усадьбы – это история нашего мира.

— Каждый день слышим в новостях, сколько нефти мы получаем, сколько газа, каков наш товарооборот… Мы привыкли к комфорту, но при этом потеряли интуицию, духовность. Нет того, ради чего бороться, чего добиваться, – рассуждает режиссер. – Отношения героев маленькой усадьбы напоминают не только наши отношения с родителями, детьми, соседями, но и мировые отношения, отношения между странами. Главная героиня всю жизнь пытается дать своим детям все, что нужно для счастья. Но вдруг видит, что от нее их благополучие не зависит. Этот мир настолько испорчен, что у детей не осталось шансов на счастье в нем…

Точно так же и мы наблюдаем за мировыми событиями – войнами, вооруженными конфликтами, природными катаклизмами – и понимаем, что если сегодня не начнем что-то менять, то гибель неизбежна. Некоторые ученые говорят, что закат цивилизации уже начался – мы наблюдаем это и по климатическим изменениям, и по исчезновению видов. До сих пор никто точно не знает, что происходит в земных недрах после того, как люди на протяжении многих лет тоннами выкачивали из земли полезные ископаемые… Конечно, мы вроде делаем это для блага всего человечества. Но дорога в ад иногда тоже может быть проложена из самых лучших намерений…

Все персонажи спектакля в какой-то мере ущербны. Они искренне верят в то, что живут правильно. Хотят быть любимыми и хотят любить. Как и веемы, впрочем. И каждый по-разному видит, что такое любовь. И самое интересное происходит тогда, когда они сталкиваются взглядами…

По словам Саулюса Варнаса, этот спектакль как предупреждение. Режиссер хотел заставить зрителя задуматься над тем, как мы общаемся друг с другом, что для нас семья, что мы оставим после себя миру.

Азартной и познавательной получилась эта работа для актеров. Роли трудно распределить на главные и второстепенные. Хозяина усадьбы играет Василий Галец. В роли матери-призрака Галина Лобанок. Также задействованы в постановке Григорий Белоцерковский, Дмитрий Дудкевич, Александр Кулешов и другие. Художник по костюмам — Юрате Рачинскайте.