Алексеев, Р. Лицей интеллектуалов / Р. Алексеев // Веснiк Магiлёва. — 1993. — 8 апреля.
В области один за другим открываются колледжи и лицеи. Причем колледж при технологическом институте, по словам начальника областного управления образования Анатолия Романова, — первый в республике, лицей при педагогическом институте — первый в области. Не остался в стороне и машиностроительный институт: на базе городского лицея создается областной технический линей с профориентацией на ММИ или вузы соответствующего профиля.
Анатолий Романов считает, что областной лицей привлечет больше способной молодежи. Из лицея одаренные дети, пройдя обучение с солидной нагрузкой по общеобразовательным и профилирующим дисциплинам , в институте будут чувствовать себя намного увереннее и быстрее займутся практической и научной работой. После же средней школы студенты первые два года обучения в институте только втягиваются в новый, более интенсивный режим подготовки.
— Кроме того, учащиеся лицея, — сказал Александр Китькало, декан факультета довузовской подготовки ММИ, — получат гуманитарные знания. Будут проводиться усиленные занятия по иностранным языкам, бальным танцам
Прием в технический лицей проводится на конкурсной основе. Директор лицея Константин Григорович сказал, что прием многоступенчатый,, т. е. проводятся совместные (преподаватели ММИ и лицея) собеседования, тестирование через решение задач, беседа с психологом с целью определения профессиональных наклонностей. При лицее имеются подготовительные курсы и проводятся конкурсные олимпиады для поступающих, но оба мероприятия не обязательны.
Достаточно ли этого для определения способностей и склонностей молодого человека? Не сработают ли субъективные и другие факторы при поступлении в лицей? Тем более, что отсутствуют технические средства тестирования испытуемого.
Заместитель директора Валентин Вишнивецкий считает, что если кто-то и попадет в лицей случайно, то в процессе учебы (3 года) все выявится. Неуспевающие по профильным дисциплинам решением административного совета переводятся в среднюю школу. Например, в 1992 году отчислено 11 человек. Как, каким образом они прошли в лицей — вопрос… Но укрыться «середняку», а тем более «слабаку в лицее трудно. В средней же школе способные растворяются в общей массе. И, по старым принципам, как бы уравниваются со всеми.
А как же быть с районными вундеркиндами? Лицей областной. Директор считает, что вопрос этот сложный, но может быть решен при поддержке постоянных связей с районными отделами образования и открытии интерната при лицее. Подбор учителей в лицеи проводится также на конкурсной основе.
Обучение одаренных детей не гарантирует спокойной жизни ни ученикам, ни педагогам. Поэтому учителя идут сюда осторожно: требования Повышенные, оклад не на много выше, чем в обычной школе. Но в учебной работе лицея принимают участие преподаватели ММИ, что способствует преемственности и непрерывности учебного процесса.
Занятия в техническом лицее начнутся с нового учебного года. К прежним дисциплинам добавились новые: электротехника, информационно-вычислительная, экономическое право, система автоматизированного проектирования и др. Если выпускник лицея не осилит конкурсных экзаменов в вуз, он сможет работать автоводителем, токарем, швеей и пр.
Основной источник финансирования лицея — средства госбюджета. Оказывает помощь попечительский совет, членом которого является директор завода «Сельмаш», президент ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Чертков.
Если замыслы областного управления образования, руководства MMV1, учителей и преподавателей воплотятся в жизнь, область и республика получат высокообразованных, компетентных, культурных специалистов, способных работать с большой отдачей.
Но смогут ли они в наше тяжелое время проявить свои способности полностью? Где и когда будет от них отдача? На какие предприятия пойдут работать интеллектуалы, если заводы переходят на сокращенную рабочую неделю, если производственные мощности падают, если в области на март 5,5 тысячи безработных среди которых большую часть составляют ИТР, если из рук правительства выпадают вожжи управления вследствие разрушительных последствий недальновидной политики? И неизвестно, когда социально экономические потрясения закончат свой стремительны бег.
И все же, закладывая интеллектуальную базу, мы поступает правильно. Не всегда же будет у нас плохо..