Зеленский, Ю. О литературе Могилевщины / Ю. Зеленский // Ратуша. — 1993. — №7.
Из современных литераторов Могилевщины я выделяю Ивана Аношкина, Михаила Шумова, Виталия Савицкого, Ивана Пехтерева и Нину Ковалеву как очень талантливых авторов. Дарование писателя может иметь несколько уровней: талантливый, очень талантливый, выдающийся, гениальный. Выдающиеся поэты Могилевщины — Аркадий Кулешов и Игорь Шкляревский. Основатель БНФ Василь Быков — это гениальный писатель.
В «Могилевской правде» от 23 июля 1992 г. напечатана новелла нашего старейшего писателя Михаила Шумова «Последний бал», в которой рассказывается о ресторанной прощальной пирушке евреев перед отъездом в Израиль. Писатель словно отвечает краснокоричневым, что евреи в наших бедах не виноваты. В противовес гомосоветикусам евреи показаны как древнейшая нация, сохранившая благодаря своей предприимчивости и деловой хватке, уму и изобретательности ценнейшую и богатейшую культуру. Параллельно писатель решает важнейший вопрос — что первично: сознание или материя. По идее автора, они равноценны. На своей земле обетованной, по которой ступали ноги Господа, евреи создали самую экологически чистую экономику. Евреи в Белоруссии во многом переняли русскую культуру — широту души и разухабистую удаль. Лучше всего, удачнее М.Шумов написал о Саше Воле, который самозабвенно играл на музыкальных инструментах. В новелле приглушенно звучит мысль, что русские виноваты за своего Сталина, как немцы виноваты за Гитлера. Вина сменяется надеждой: если угнетенные евреи так многого достигли, то придавленные русские также смогут достичь немалого, проявив свое терпение и трудолюбие.
В «Могилевской правде» за 6 июня 1992 г. опубликовано стихотворение Ивана Пехтерева «Талисман», посвященное А.С.Пушкину. Вот эти замечательные строки: «Нет, он не был гулякой-повесой. Он опасно отчаянным был, коль жену властелина Одессы, Воронцова жену полюбил». Вспоминается мне еще одно четверостишье Ивана Пехтерева 1991 г., посвященное Пушкину и Керн: «Он — березовой родины солнечный гений. А она как березка в весеннем дыму. Не одно, а десятки чудных мгновений подарила она, шальному, ему». По-моему, И.Пехтерев не профессиональный, а высокоталантливый поэт, официально не признанный, мастерски подражающий А.Твар- довскому и С.Есенину.
Очень примечательны стихи прикованной к постели Нины Ковалёвой из Горок, разрекламированные в «Советской Белоруссии» от 18.VI.92 г.: «Вернитесь, солдаты, е’ кровавых полей. Вас ждут Ярославны Отчизны моей. Так веря, что вашу священную рать поднимет надежда умеющих ждать» Ее стихи вызвали широкий отклик благодарных читателей.
В 1991 г. в «Могилевской правде» напечатан рассказ И.А.Аношкина «Клятва Гиппократа». У этого писателя богатая память, наблюдательность и разносторонний талацт. «Клятва Гиппократа» — рассказ о трудном будничном подвиге врача. Иван Аношкин так умиляется поколением фронтрвиков, что не заметил, как оно вышло в отставку, на пенсию’, вытесняется менеджерами. Хотя в книге «Глазами человека моего поколения» говорит, что в наличии сталинизма и брежневщины виновато его поколение, я убежден, что виновато не поколение, а его идеалы. Николай Петрович у Аношкина живет идеалом Павки Корчагина. Нам нужен не столько героизм волевой, сколько героизм интеллектуальный. В чем отличие? Как говорит в «Зрячем посохе» Виктора Астафьева критик Макаров, литературе нужны не страстотерпцы, а страстотерпцы духовные. Такие люди, как Павка Корчагин не всегда сообразуют цель и соедства и потому выступали исполнителями, орудием красного террора. Необходим герой думающий, интеллегентный, страдающий не столько в смысле искупления, преодоления потенциально возможных грехов.
Идеалами нынешнего молодого поколения являются лейтенант Княжко из «Берега» Ю.Бондарева, Николай Тарутин из «Искушения» Ю.Бондарева. Вместе с Николаем Тарутиным в нашу литературу вошел герой, говорящий правду, которая столь необходима в наше сложное время конфронтаций, стрессов и страстей.
Думается, что мы слишком долго молились на героев «Разгрома» А.Фадеева — Левинсона со стальным, нерассуждающим характером и пьяницу Моровко, которые установили в нашей стране «хваленую» плановую экономику диктатуры пролетариата с ее злодейством, хамством и лодырями, живущими за чужой счет. А интеллигентность, так исковерканно показанная в Мечике, осуждалась как буржуазный предрассудок. Николай Петрович у Аношкина милосерден к предателю Тарасу, спасает его раненого внука. Такие самоотверженные герои, как Николай Петрович, не раз спасали страну в труднейшие минуты истории, но эти герои не смогли вынести нас из цищеты — и в этом не вина их, а беда. На смену Николаю Петровичу еще не пришел новый герой — менеджер, но наши романтические идеалы служения людям могут ужиться и с биржевой психологией.