Сазонов, И. «Мы не стоим на одном месте…» : [беседа с ректором Белорусско-Российского университета] / Игорь Сазонов ; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2016. — 11 ноября. — С. 7.
Репутация у «машинки» — так Белорусско-Российский университет до сих пор величают в народе — без ложной скромности фундаментальная. Хоть прошло-то с момента основания вуза всего ничего — 55 лет! Возможно, дело тут в людях, что ниточками времени незримо связаны с учебным заведением: это и государственные мужи, и директора крупных предприятий, и главные инженеры, и ученые, и -не удивляйтесь — даже работники сферы культуры. Кстати, многие известные выпускники отбросили насущные хлопоты и приехали на прошлой неделе поздравить любимую альма-матер с юбилеем лично (ну вот где еще, как не в родных студенческих стенах, можно увидеть, например, настолько непосредственную улыбку мэра Могилева Владимира Цумарева?).
Сегодня благодаря эффективной образовательной системе, интеграции в систему высшего образования Российской Федерации и профессионализму профессорско-преподавательского состава БРУ является международным научно-образовательным центром. В состав университета входят 8 факультетов, 29 кафедр, лицей, колледж, институт повышения квалификации и переподготовки кадров, научно-исследовательская часть, магистратура, аспирантура, докторантура, два специализированных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Здесь работают 20 докторов наук, профессоров и более 160 кандидатов наук, доцентов. Численность обучающихся во всех структурных подразделениях университета превышает 11 000 человек.
Но самое главное – это, пожалуй, не громкие цифры и красивые регалии, а то, что движение вперед, к новым вершинам в учебном заведении непрестанно продолжается. Разумеется, не без усилий руководителя, который вот уже 18 лет уверенной рукой управляет самой крутой «машинкой» в нашем регионе. О вузе, коллективе, студенческих буднях и многом другом с «МП» любезно согласился побеседовать ректор Белорусско-Российского университета доктор технических наук профессор Игорь Сазонов.
– Игорь Сергеевич, не секрет, что вы тоже окончили «машинку». Причем, насколько мне известно, с отличием… Расскажите, пожалуйста, о своих студенческих годах.
– Честно говоря, в то время мы все стремились учиться. План приема был сто человек, окончили же в итоге лишь шестьдесят восемь. Но это, кстати, мировая практика, так и должно быть. С нами не очень-то возились. Как давали хорошо знания, так же и хорошо спрашивали. Помню, сдавали однажды математику Лилии Адамовне Новик. Двадцать два человека зашли в аудиторию – восемь обратно вышли с двойками. Таков был подход у большинства преподавателей. Я очень признателен им за требовательное отношение к усвоению предметов. Благодаря этому я и многие другие выпускники тогда еще машиностроительного института стали теми, кем стали.
– Любопытно, а какая дисциплина была самой нелюбимой?
– Марксистско-ленинская философия. Это однозначно.
– Наверняка же помимо учебы есть что вспомнить из того времени?
– Само собой! Мы умели веселиться не хуже, чем современная молодежь. Не забыть, с какими приключениями ездили на картошку или на практику. Вот один забавный эпизод. Как-то получил задание привезти на лошади цемент. Все загрузил, взял вожжи и… заснул. Так сильно, видимо, устал за предыдущие дни! Благо сивка-бурка оказалась умничкой и сама потихоньку доцокала до хорошо знакомой ей местности…
– Чем, по вашему мнению, те студенты отличались от нынешних?
– Старшее поколение любит повторять – в наше время звезды были ярче, а деревья выше. Я так не считаю. Все мы в молодости во многом похожи. Сейчас ребята, может, даже более активны, мобильны. Но у них и возможности шире. Например, действует Программа развития Белорусско-Российского университета на 2014–2016 годы, в которой особое место уделено мобильности преподавателей и студентов (Чехия, Португалия, Словения, Италия, Греция, Эстония – далеко не полный перечень стран, где проходили стажировку представители вуза лишь за последнее время). Крепкая дружба нас связывает с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом Петра Великого (около 40 человек получили там недавно дипломы повышения квалификации российского образца). В поездках, в частности, по европейским вузам можно наблюдать уважительно-партнерские отношения между студентами и преподавателями. Мы следуем по аналогичному пути.
– О достижениях БРУ можно говорить очень долго. Какие ключевые?
– На мой взгляд, это сформированный сплоченный работоспособный коллектив, нацеленный прежде всего на результат. Что далеко заглядывать, давайте возьмем, к примеру, последнюю пятилетку. За названный период выпускники БРУ, аспиранты, преподаватели защитили 3 докторские и 39 кандидатских диссертаций. Наши научные разработки взяли 10 золотых медалей на международных выставках, где мы, кстати, стараемся системно участвовать. Мы одними из первых в республике создали инжиниринговый центр SimTech, основной целью которого является сопровождение внедрения в производство инженерных идей, новых конструкций и технологий, полученных на основе наукоемкого компьютерного моделирования. И в этом разрезе уже успешно сотрудничаем с рядом знаковых предприятий Беларуси и России (БелАЗом, Слуцким заводом подъемно-транспортного оборудования и др.). Иными словами, вуз занимается учебной, научной и предпринимательской деятельностью, стараясь не топтаться на одном месте.
– Чтобы всего этого добиться, надо быть жестким руководителем?
– Я вырос не в самом благополучном районе Могилева – на Менжинке, поэтому с детства привык не пасовать перед трудностями. Это касается и управленческих решений. Несколько раз повторять не буду! И вообще, стараюсь перед коллективом ставить высокую планку. Но это никоим образом не влияет на уважительное и корректное отношение к кадрам. По моему убеждению, у нас работают достойнейшие и по-настоящему талантливые люди. Занимаюсь самообразованием, читаю Стива Джобса, нобелевских лауреатов – это касательно стиля руководства.
– Игорь Сергеевич, а хобби, помимо написания научных работ, у вас есть?
– А как же! Несколько лет назад я себе купил ГАЗ-24 – «Волгу» вишневого цвета, 1973 года выпуска. Полностью разобрал машину, потом с друзьями чуть больше года ее заново собирал, используя детали в том числе и из другого автомобиля. Ее концепция – американская: тихоходный транспорт, но комфортабельный. Максимальная скорость – до 120 километров. Четвертый год с женой ездим и получаем от этого колоссальное удовольствие. А за прошлую зиму сконструировал из двух один замечательный велик… Видите, и здесь без технического подхода никак! Хотя, признаюсь, есть одно выбивающееся из общей картинки увлечение – пчел для души развожу. И мне это тоже очень нравится.