Фотолетопись Николая Желудовича

   Мельников, А. Фотолетопись Николая Желудовича : [в Могилевском городском Центре культуры и досуга состоялась встреча с собственным корреспондентом ТАСС-БелТА Н. С. Желудовичем] / Анатолий Мельников // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 11 января. — С. 20.

В этом году Николаю Сергеевичу Желудовичу исполняется 90 лет. Почти 30 из них он проработал собственным корреспондентом ТАСС-Бел ТА. Его фотоархив составляет 10 тысяч негативов. Это результаты фотосъемок на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в разных концах Советского Союза. Встреча с интересным человеком всегда праздник. Именно такой праздник и состоялся перед Новым годом в Моги леве ком городском Центре культуры и досуга.

ВСТРЕЧА С ПЕТРОМ МАШЕРОВЫМ

Николай Сергеевич помнит не только героев и персонажей каждого снимка. Многие поездки оставили в памяти житейские детали, не вошедшие в газетные передовицы.

Во время приезда на ПО «Могилевхимволокно» председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина фотокор Желудович, невысокий ростом, в цехе предприятия, чтобы сделать снимок, влез на тележку. Делегация, постояв минуту, направилась дальше. И вдруг тележка двигается следом. Удивленный фотокор оглядывается, а тележку осторожно катит , вперед сам Петр Машеров. И машет ему. снимай! снимай! не отвлекайся!

Это покажется невероятным, но Николай Сергеевич может комментировать любой из своих снимков. Он помнит не только персонажей. Каждый снимок имеет и свою историю, свой отдельный и неповторимый юмор, а иногда и целый спектакль приходилось разыгрывать фотокорреспонденту Николаю Желудовичу, чтобы раскрепостить, развеселить, раскрыть своих героев, заставить забыть про направленный на них фотоаппарат. Тут уж сам он выступал и как режиссер, и как автор сценария, и как актер-исполнитель всех ролей одновременно. В том, что спектакли такие шли с аншлагом, сомневаться не приходится. Главным и неопровержимым подтверждением являются снимки.

МЫ — ДЕТИ ВОЙНЫ

С образными и точными подробностями вспоминает Николай Сергеевич и детали собственной биографии.

Год 1942. Немцы угоняют советских людей в Германию. Более двухсот жителей окрестных деревень заперты в огромном амбаре двое суток без еды и питья. Только на третий день оставшейся в деревне городской родственнице соседей Желудовичей удалось уговорить часовых разрешить передать людям хоть немного воды и пищи. Умная девушка пронесла с собой девичью юбку и платок, переодела Николая в девчонку, сунула в руки корзинку и провела мимо охраны, не обратившей на ребенка особого внимания. Так Желудович остался на родине. Судьба остальных неизвестна.

Год 1943-й. Пятнадцатилетние мальчишки, набегавшись, уснули в землянке, вырытой на лето родителями, поскольку их дом в деревне занят немцами. И вдруг — облава!

Малолетних партизан в чьей-то усадьбе тут же поставили к стенке, уже прозвучала первая команда, но в разломанные ворота с криками вломились матери ребят, убедили карателей, что перед ними никакие не партизаны.

Год 1944-й. Заклепки в пролетах взорванного немцами при отступлении моста нужно выбивать кувалдой, стоя на висящей люльке. Эта работа поручается уже повзрослевшим мальчишкам из ближайшей деревни. Бьют по очереди. Зима. Напарник Николая Желудовича поднимается на мост, чтобы перебросить трос. Люлька с Желудовичем срывается, летит в ледяную воду и мгновенно уходит на дно. Всплывает только доска от настила. Люди далеко, спасать некому. Одежда намокает, тяжелеет, тянет вниз. На счастье, течением подгоняет доску от утонувшей люльки. С этой доской и добирается непотопляемый Желудович до берега.

Одним из самых пронзительных, не мемуарных, воспоминаний о войне остается рассказ о молитвах матери, будивших Николая на рассвете.

Стоя перед иконой Божьей матери, мама Николая шепотом обращалась к погибшему в 1944 году под Кенигсбергом отцу. Потом шепот срывался на плач, на крик, Николай отпаивал мать водой, обещал во всем помогать и всему учиться.

«И табуретку сделаю, и дежку для теста», — обещал он и все выполнял. Это была первая школа собственной самодисциплины, благодаря которой в будущем каждый съемочный день, каждый негатив будет подписан и уложен в самодельный маленький конвертик.

СЕВЕР МЕНЯ ЗАКАЛИЛ

Чтобы в жизнь Николая Желудовича вошла фотография, судьба назначила ему отправиться на Чукотку. Туда он попал рядовым Советской армии в 1946 году и на целых семь лет.

Первую зиму пришлось жить в палатках, поскольку казарму за короткое лето построить не успели. Зимой палатки заносило снегом до самого верха и ходить приходилось по траншеям выше роста, а то и по настоящим тоннелям. При сильной пурге, даже после переселения в казарму, выходить наружу запрещалось в течение нескольких дней. Бывали случаи, когда неопытного солдата уносило ветром, и тогда сержанты, обвязавшись веревками, отправлялись на поиски. Как говорит Желудович, чаще всего успевали найти. Если же маршрут далекий -пурга могла прибрать целый взвод солдат с командиром, ушедший в Анадырь за углем.

Сам Николай Сергеевич в такой переплет угодил уже с трехлетним чукотским стажем, решив воспользоваться во время пурги наружным туалетом. «Туда с попутным ветром попал быстро. Обратно… Видимость ноль, ветер валит с ног, ориентиров нет… Три часа ходил».

Веселее служба пошла с 1950 года, когда Николай Сергеевич перекупил у друга старенький фотоаппарат «ФЭД» и, к удивлению окружающих, довольно быстро освоил технику изготовления фотографий. Сначала были известные «фото на память», потом жанровые, документальные снимки, а затем растущее желание вернуться домой. Семь лет Чукотки без отпуска в комментариях не нуждаются. Только деятельного земляка приметил командир части и сумел убедить его остаться еще на год, чтобы окончить вечернюю школу. Пять довоенных классов и совсем не школьный возраст остановили бы многих, но убедил земляк, в завскладом перевел, чтобы больше времени было. И даже перед директором школы поклялся, что, сделавший на одной странице вступительного диктанта 47 ошибок, Желудович станет лучшим учеником класса. И Желудович стал одним из лучших, потом старостой группы и закончил школу с пятерками и похвальной грамотой, что давало возможность поступить в техникум без экзаменов.

Так в Могилеве Николай Сергеевич и поступил, хоть и был старше всех студентов на одиннадцать лет.

ОСТАНОВИСЬ. МГНОВЕНИЕ!

Фотографию Желудович не забросил и во время учебы, а, распределившись на завод «Строммашина» инженером по внедрению новой техники, так оформил технический кабинет и соответствующие стенды, что приехавший на завод фотокорреспондент газеты «Звезда» (в то время — величина!) потребовал пред очи свои автора фотоснимков. В результате разговора Желудович через несколько месяцев стал нештатным фотокором «Звезды», а потом перешел в штат газеты «Могилевская правда».

В 1959 году его пригласили на работу в фотохронику Бел ТА, входившего в состав Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). И без того уже влюбившийся в фотографию Николай Желудович скоро понял, какое счастье ему привалило — по-настоящему своя, творческая работа!

Информация для информационного агентства — это все вокруг, жизнь на триста шестьдесят градусов. Здесь и цирк, и фольклор, и труженики полей, виртуозы станка и кульмана, а также самые знаменитые и знаковые люди современности: пианист мирового класса Святослав Рихтер, диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан, певица Людмила Зыкина, трижды Герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб… Всех перечислить просто невозможно.

Доставая из архива любой негатив, Николай Сергеевич смотрит дату съемки, имена и — можно слушать очередной рассказ про середину и конец прошлого века. Это и в самом деле впечатляет.

Члены фотоклуба «Радуга» попробовали убедить Николая Сергеевича написать воспоминания хотя бы по тем снимкам, которые, как вехи, могут дополнить или даже открыть некоторые страницы нашей совсем не далекой, но для школьников, например, уже вовсе не новой истории.

Хоть и не сразу, но согласился Желудович.

Что и сказать, знатный будет подарок к 90-летию себе самому и всем нам!