Гвардейские казаки в Могилеве

   Плоткин, Л. Гвардейские казаки в Могилеве : [к 100-летию Ставки в Могилеве] / Леонид Плоткин // Веснiк Магiлева. — 2017. — 18 января. — С. 10.

До начала Первой мировой войны в Могилеве квартировала только пехота и артиллерия. И лишь с появлением в городе Ставки Верховного главнокомандующего могилевчане могли наблюдать на улицах города кавалеристов.

Первым появился 6 августа 1914 года прибывший из города Барановичи гвардейский полевой жандармский эскадрон под командованием полковника Скрипчинского. Однако поскольку Ставку возглавил сам царь, было принято решение усилить охрану. По всем правилам за охрану царя и его семьи отвечал дворцовый комендант генерал-майор Воейков, которому подчинялись несколько специальных подразделений. Логично, что перед появлением царя в Могилеве, там должна была появиться и его охрана.

Вот и Н.В. Галушкин в книге «Собственный Его Императорского Величества Конвой», изданной в 1961 году, пишет: «В Могилев заблаговременно был командирован дивизион Конвоя в составе л.-гв. 1-й Кубанской сотни — командир флигель-адъютант есаул А.Жуков и л.-гв. 3-й Терской сотни — командир есаул К.Панкратов, под общим командованием помощника командира Конвоя по строевой части полковника Ф.Киреева».

А вот царь Николай II с ним не согласен. В своем дневнике за 1915 г. он сообщает:

«2-го сентября. Среда. Чудная погода продолжается. С 10 1/2 до завтрака сидел в штабе. Окончив бумаги, поехал с Дмитрием и друг, через город знакомой дорогой к парому и, переправившись, продолжали путь на д. Мосток и на шоссе в сторону Орши. Вылезли, погуляли и вернулись домой около 5 час. Вечер провел как всегда. Вчера прибыли 1-я Кубанская сотня Конвоя и три роты Сводного пех. полка».

Поскольку дневник составлялся по горячим следам, а Н.Галушкина вообще в тот момент не было в Могилеве и он даже не состоял в Конвое и книгу писал через много лет после событий, то есть все основания
считать, что в Могилев не заблаговременно, а только 1 сентября прибыла лишь одна сотня Конвоя, а три остальные оставались в Царском Селе.

А кто же охранял царя до этого? Ответ мы находим опять же в дневнике Николая II: «28-го августа. Пятница. День простоял ясный и теплый. В 10 час. у меня был Сандро, затем пошел к докладу. В 11 1/2 на площадке перед штабом построился л.-гв. — казачий полк в пешем строю. Наградил 40 казаков Георг, крест, и медал. Полк в идеальном виде после годичного похода. После завтрака читал и около 3 ч. поехал по Бобруйскому шоссе к дер. Саптановке, где в 1812 г. был бой корп. Раевского с войсками Даву. Прошел по большаку версты 3. Около 6 час. поехал ко всенощной и молебну. Занимался после обеда и поиграл с Дмитр(ием) в кости».

В истории лейб-гвардии сводно-казачьего полка записано, что полк в августе — октябре 1914 года был задействован на охране Ставки в Могилеве. Сохранилось даже фото, где царь обходит строй казаков на Губернаторской площади.

Вообще-то казачий полк состоял из четырех сотен и насчитывал по штату 670 человек. Этого количества кавалерии для Могилева было многовато, поэтому в дальнейшем было признано достаточным, если Ставку будут охранять две сотни Конвоя и три роты гвардейской пехоты.

Но это было потом, а пока могилевчане могли 28 августа 1914 года видеть, как по Днепровскому проспекту ряд за рядом проходит со стороны вокзала к Губернаторской площади кавалерия л.-гв. сводно-казачьего полка. Конечно, в мирное время вид этого полка в своей разноцветной форме мог произвести впечатление на провинциальных жителей, видевших гвардейскую кавалерию только на картинках, но в этот день казаки возвращались с фронта в одинаковом полевом обмундировании защитного зеленого цвета.

Поскольку четыре сотни кавалеристов не могли уместиться на площади перед губернским собранием, то им пришлось для прохождения смотра спешиться. В таком виде, с шашками наголо и винтовками за спиной,они и выстроились рядами на площадке.