«Не надо бояться быть нестандартными!»

   Григорович, К. «Не надо бояться быть нестандартными!» : [беседа с директором МГОЛ № 3 К. М. Григоровичем] / Константин Григорович ; беседовала Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 28 марта. — С. 3

За Могилевским государственным областным лицеем N&3 давно и прочно закрепилась слава места, где «тяжело в учении», но после окончания которого «легко в бою». Другими словами, знания здесь дают фундаментальные и спрашивают соответственно, зато 98 процентов выпускников учебного заведения становятся студентами самых престижных вузов Беларуси и не только. Чему тут удивляться?

Лицеисты вот уже много лет подряд демонстрируют лучшие результаты на МогИлевщине по итогам централизованного тестирования (между прочим, ими 35 раз было доказано, что набрать 100 баллов на ЦТ — это не фантастика!); лидируют в областных и республиканских предметных олимпиадах. Есть и интернациональные достижения — благодаря двум десяткам побед по химии, биологии, математике, физике, географии, русскому языку на международном уровне, о талантливых юных могилевчанах и их alma mater знают в Южной Корее, Венгрии, Швеции, Тунисе, Японии, Тайване, Индии, Армении, Таджикистане и Казахстане. Бесспорно, впечатляет!

Все это стало возможным благодаря сплоченному труду педагогической команды, заинтересованной в результате и желающей сохранить лучшие лицейские традиции, и грамотному руководству заслуженного работника образования Константина ГРИГОРОВИЧА. Директорское кресло он занимает с первого дня работы учреждения и не понаслышке знает, как с нуля добиться серьезных успехов. В преддверии 25-летнего юбилея именитого лицея об этом и многом другом Константин Михайлович согласился побеседовать с корреспондентом «МВ».

— До прихода сюда был директором огромной по тем временам Могилевской средней школы N940, насчитывающей более трех тысяч учащихся. Меня — молодого энтузиаста-руководителя — все устраивало. Правда, являлся на работу в полвосьмого утра, а уходил с нее полдесятого вечера, зато авторитет имел железный и у учителей, и у детей, и у родителей. Кстати, благодаря именно их поддержке и доверию с огромным отрывом в голосах от других кандидатов в тридцать с небольшим лет стал депутатом Могилевского горсовета. И вот в один прекрасный день в гости приехал дальновидный, опытный и очень уважаемый мною управленец — председатель Ленинского райисполкома Валерий Алексеевич Поляков и предложил возглавить общеобразовательное учреждение нового типа — специализированную школу третьей ступени для обладающих высоким интеллектуальным потенциалом старшеклассников, которым по плечу усложненная, углубленная программа обучения. Откровенно говоря, как такового выбора у меня не оставалось. Хоть понимал, что ответственность колоссальная и задача в своем роде новаторская, согласился.

— Насколько мне известно, на месте сегодняшнего лицея №3 раньше функционировал учебно-производственный комбинат…

— Причем один из лучших в Советском Союзе. Его даже отмечали на выставке достижений народного хозяйства в Москве и посещал Петр Машеров. Это была замечательная база для прохождения учащимися профессиональной подготовки по рабочим профессиям. И я до сих пор твердо убежден, ликвидация комбината — большая ошибка! Как только УПК упразднили — его оборудование разобрали региональные предприятия, а мы унаследовали практически голые стены. Это что касается материальной составляющей, внутренняя концепция тогда тоже представлялась туманно. Разве что еще со школьной программы всплывал в уме Царскосельский лицей, высшее сословие, дворянские дети… Перечитали с коллегами массу литературы о нем и других лицеях в дореволюционной России; изучили различные документы, программы, уставы. Но в отличие от тех учебных заведений создавали место не для «белой косточки» — богатых отпрысков, а для молодой элиты другого рода — по мозгам. Не важно, из крестьянских ли семей ребята или из интеллигенции. К тому же чуть раньше, в 1990 году, открылся лицей при Могилевском государственном педагогическом институте им. А. Кулешова (ныне Могилевский государственный областной лицей №1 — авт.). И было ясно, дело это нужное и важное!

— А как удалось собрать «золотой состав» педагогов? Ведь не секрет, что многие дети идут сюда из-за их громких имен и репутации.

— Это правда. Приведу лишь сухие цифры. В настоящее время в лицее трудится высококвалифицированный коллектив, который вырастил кандидата педагогических наук, двоих заслуженных учителей, 14 отличников образования, мастера спорта. 4 наших преподавателя имеют правительственные награды и почетные звания, 1 учитель-методист, 44 педагога высшей категории. Наставники 65 раз удостаивались премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов; многие награждены почетными грамотами Министерства образования и других структур.

Я очень ими горжусь! Однако скажу честно — руководить такой командой непросто. В ней самодостаточные, знающие себе цену люди, интеллектуалы, которые подняли высочайшую образовательную планку и требуют особого отношения. Мы росли вместе, развивались. Когда все только начиналось, они были такими же молодыми и наивными, как я. Как правило, приглашал тех, кто с отличием окончил вуз и уже показывал определенные успехи в школе, выделялся творческим подходом. Потихоньку, год за годом, сформировался костяк единомышленников. Есть понятие «общественного контроля»: неравнодушная родительская общественность и сами дети — развитые и одаренные — определяют высокий уровень преподавания. Работать в подобной атмосфере плохо нельзя!

— Константин Михайлович, любопытно, а какой Вы руководитель — либеральный или консервативный?

— Не помню точно кто -по-моему, кто-то из великих англичан — сказал приблизительно следующее: «У того, кто в молодости не был демократом, — нет сердца; у того, кто в зрелости не стал консерватором, — нет ума». Я прошел эти этапы и примерил на себя формулу сполна. Честно скажу, до сих пор либерален во многих вопросах. Прежде всего творческих. Даю свободу в самореализации; где могу помочь — обязательно это делаю; где чувствую, надо не мешать — что, на мой взгляд, должно быть одним из главных умений сильного руководителя — самоустраняюсь. Но если вижу бездельников, выдающих желаемое за действительное, — даже не консервативен, а авторитарен. Дело и дисциплина прежде всего! Это касается как взрослых, так и детей.

— Заметила, в кабинете биологии лицея живет лапочка-крольчиха, на первом этаже под лестницей плавают рыбки, це говоря уже про шахматные и теннисные столы, в прямом смысле оккупируемые молодежью на переменках… Не часто такое встретишь в учебных заведениях.

— Сам вырос в деревне, поэтому спорт для меня — это жизнь, всячески выступаю за его пропаганду. Вот планируем велосипедную стоянку в ближайшее время расширять — той, что есть, уже не хватает. Относительно всего прочего — не надо бояться быть нестандартными! Главное — это не убить в людях инициативу.

— Константин Михайлович, кстати, по поводу ноу-хау -не только у вас, а в целом в сегменте белорусского образования. Как Вы к этому относитесь?

— Школа, гимназия, лицей — консервативные структуры. То старое, что есть в системе, проверено и работает. Надо очень осторожно подходить к реформам, ломке. По моему мнению, они всегда опасны; в образовании даже больше, чем в экономике. Ведь здесь на кону стоят человеческие души, правда же? Если уж обсуждается нововведение — должен быть многовекторный анализ с участием опытных практикующих специалистов — директоров, учителей, методистов и так далее; а решение приниматься не за день или два. Пример с профильным обучением. Ну вот как можно всех выровнять, остричь под одну гребенку? Нет детей одинаковых, все мы рождаемся с какими-то склонностями и способностями. Говорю это на примере почти трех с половиной тысяч выпускников, которые вышли из наших стен за эти 25 лет. Все они по-своему уникальны! А сейчас в лицее занимается Валентин Дорофеев, проскочивший сразу три года обучения. Мальчик — в пятерке сильнейших олимпиадников по физике в республике! Он же щелкает программу как орешки, ему просто-напросто было бы скучно среди сверстников. Мы рискнули, взяли его к старшеклассникам и ни разу не пожалели об этом. Представьте, что было бы, если бы ему не дали такой шанс? Наверняка у ребенка пропал бы стимул. Еще один момент, на котором нельзя не акцентировать внимание — это лицейское образование. Подобные учебные заведения, имеющие достойные результаты, наработки, кадры, базу и прочее, должны сами принимать решение о наборе классов. Есть возможность обучать не только десяти- и одиннадцатиклассников — пожалуйста. Хотелось, чтобы это было прописано в Кодексе Республики Беларусь об образовании. К тому же такой подход используется в практике европейских стран, да и в России тоже.

— Как думаете, каким будет лицей, скажем, через пять лет?

— Надеюсь, стабильным. Хочется сохранить то, что достигли к сегодняшнему дню: учебные результаты (я не беру в расчет олимпиадные дипломы или грамоты различных конкурсов, мы уже перестали их считать — это ступенька к следующему этапу, личностному росту ребенка) и атмосферу. Многие наши традиции формировались с первых лицейских дней, хранились, передавались от выпуска к выпуску, с годами приумножались. Впечатляюще проходят, например, капустники, традиционные осенние и зимние спартакиады, юморины, конкурсы «Лицеист года», «Алло, мы ищем таланты!» и другие. Лицейское братство -как бы это громко ни звучало — за 25 лет сформировалось по-настоящему крепким и надежным. Есть целые диаспоры наших выпускников в разных уголках Беларуси и за рубежом. Весьма радует, что и спустя четверть века быть учащимся Могилевского государственного областного лицея №3 — звучит гордо!