Хватит ходить по трупам!

   Макарова, А. Хватит ходить по трупам! : [захоронение на месте массовых расстрелов населения в годы Великой Отечественной войны] / Алла Макарова // Вечерний Могилев. — 2017. — 3 мая. — С. 5.

Каждый город полон своих героев. После Великой Отечественной войны наши земли залиты кровью героически погибших солдат. Каждый год у братских могил собираются люди, не оставшиеся равнодушными к судьбам своих соотечественников. Ценой своей жизни они выбили победу из рук врага. Отдав свою людскую жизнь, они обрели вечную — в наших сердцах. Храбрые люди шагали вперёд, заглянули в глаза смерти, тем самым обеспечив нам счастливое будущее, расстались не только с жизнью, но и со . своим именем. Что же у них осталось? Ничего, кроме нашей благодарности и светлой памяти. Именно поэтому мы должны знать своих героев поимённо, но через один встречаются лишь памятники неизвестному солдату. Таких мемориалов сотни… а людей, пропавших без вести, — того больше…

Совсем недавно на въезде в Могилёв по левой стороне Минского шоссе обнаружено место, наполненное человеческими душами. Неприметный лесок закрывает собой модернизированная автозаправка. Тут звонко поют птицы, ветер гуляет среди деревьев, одним словом — никакого намёка на ужасающие события, произошедшие в прошлом. Лишь единицам известно, что же скрывется в глубине, на первый взгляд, безобидного леса.

Те, кому приходилось побывать там, с ужасом вспоминают своё путешествие: холодок по спине заставляет ускорить шаг, а многочисленные ямы наводят ужас… Да уж, если здесь закопают — никто и не узнает… Что же наводит на такие мысли? Земля, пропитанная страданиями и болью погребённых там людей.

После выхода в свет статьи известного Могилёвского историка Н. Борисенко о страшных находках в казимировском лесу, там был установлен мемориальный камень-валун. Дабы почтить память погибших, ученики средней школы № 19 часто приходят к памятному месту.

Что касается фактов об этом захоронении, то до местных жителей давно доходили слухи о массовых расстрелах населения в годы Великой Отечественной войны в этом районе. Но это были лишь слухи, в которые не хотели верить долгое время. Однако с течением лет поступающая информация заинтересовала историков. И сегодня, исходя из уже известных нам фактов, можно передположить, что и как. Для достоверности проведём небольшое расследование…

Ранее было известно, что большую часть погибших в казимировском лесу составляли евреи. Действительно ли это так?

О существовании большой еврейской общины в Могилёве известно было давно. В начале 20 века евреев было очень много. Но грянула война. Немалое количество представителей этой нации успело эвакуироваться до оккупации. Но не всем повезло: часть мужчин-евреев призвали в ряды Красной армии. Точная численность евреев, остававшихся в Могилеве к моменту прихода немцев, не установлена.

26 июля 1941 года Могилев был захвачен, и оккупация продлилась 2 года 11 месяцев — до 26 июня 1944 года. После освобождения города стало очевидно, что большинство евреев исчезло. В период оккупации Могилева большинство еврейских жителей согнали в гетто на улице Гражданской и городском квартале Подниколье. Кроме того, там также находились их сородичи из Воротын-щины и Княжиц.

В сентябре 1941 года гетто перенесли на набережную реки Дубровенка в границах от Быховского рынка до улицы Виленской (ныне Лазаренко). Вероятно, переселение в этот район производилось до 30 сентября 1941 года. Могилёвское гетто было так называемого «закрытого типа», т. е. из него нельзя было выходить. По некоторым сведениям, кроме гетто в Подниколье, а затем на Дубро-венке, существовало ещё место концентрации евреев, находившееся на огороженном участке поля возле нынешней гостиницы «Могилев». Его следует рассматривать как некий сборный пункт жертв перёд расстрелом. Режим принудительного содержания в гетто был чрезвычайно жестокий, в каждый из домов загоняли по несколько десятков человек. Продуктами питания не обеспечивали. Однако всех трудоспособных узников отправляли на тяжелую физическую работу. С целью сломить волю пленных, не прекращаясь, шли расстрелы. Первое массовое убийство произошло 2-3 октября 1941 года. Второй по счёту расстрел не заставил себя долго ждать. Ужасное повторилось 19 октября 1941 года. В ней участвовали айнзатцко-манда 8, 316-й полицейский и 51-й украинский охранный батальоны. Расстрел 3 726 евреев производился предположительно у деревень Казимировка и Новое Пашково.

Всплывали всё новые и новые факты о таинственном захоронении. В этот раз нами решено было искать правду в находящемся поблизости посёлке Сараканайск. А, как известно, на ловца и зверь бежит. Все старожилы в один голос рассказывали нам о жесточайших массовых расстрелах не только пленных, мирного населения, но и в том числе и евреев: «…Свозили изо всех деревень и самого Сараканайска. Много было евреев. Немцы не разбирались, еврей или нет. Если чёрненький, кучерявенький — значит еврей. Или просто чем-то не угодил оккупантам — тоже на расстрел! Нё- щадили никого, забирали даже маленьких детей. Когда жители узнали, что творится, то стали разбегаться. Русские ушли в город на квартиры к родственникам, а евреев осталось много. Они вообще дружные были, друг за дружкой тянулись. Все надеялись на чудо — авось, их не затронет…».

Но надежда на спасение умирала на глазах. Умирала в лице женщин и детей, в лице храбрых солдат и обычных местных жителей.

Каждую неделю в Сараканайский лес приезжали машины с обречёнными на смерть. Немцы выгружали людей, давали в руки лопаты и заставляли копать одну большую яму, Вскоре раздавались выстрелы. Трупы убитых и раненых сбрасывали в могилу и присыпали землёй. Часто закапывали ещё живых. Чтобы продлить страдания и не позволить местным жителям спасти несчастных, фашисты оставляли на день у могил охрану. По воспоминаниям, «земля дышала». Ночью, когда охрану убирали, дети тайком пробирались к месту казни. Перед глазами открывался ужасающий вид. Неописуемая жестокость, не присущая человеку. А что же творилось после дождя? Земля «проседала» и останки убитых были видны на поверхности.

По словам местных жителей, евреев среди расстрелянных было много. Их откуда-то привозили целыми семьями…

Так может это и есть то место, где погребены узники Могилёвского гетто?

И сегодня хорошо видны ямы вдоль дорожки по лесопарку. И это только малейшая часть, открытая нашему взору. Судя по размерам, можно предположить о тысячах погибших. Захоронения расположены близко друг к другу и видны невооружённым глазом. Их абсолютно точно показывают местные жители.

Перебрав нужную литературу, удалось выяснить, что сюда на казнь привозили партизан и мирных жителей, которых поначалу в округе было много. Можно предположить, что здесь также покоятся останки красноармейцев, комиссаров и командиров, попавших в плен при отступлении летом 1941 года. Военнопленных какое-то время содержали в лагере у д.Ермоловичи. Но с течением времени людей в этом лагере становилось всё больше, а места, соответственно, меньше. Было решено перегнать пленных в более крупный, Луполовский, лагерь Могилёва. По дороге ряды узников редели: избавлялись от коммунистов, комсомольцев и измождённых. Между Казими-ровкой и Сараканайском «случайно» для немцев нашлось «подходящее место для кладбища». Скорее всего, в течение всей оккупации немцы так и использовали этот лес…

Подтвердить слова местных жителей смогут и бывшие студенты Могилёвского машиносторительного института, 5-й корпус которого до сих пор находится вблизи Сараканайска. Облагораживая территорию лесопарка ещё в советские времена, они нашли множество останков: каски, ремни и многие другие вещи, свидетельствующие о былой трагедии. Возможно, это были не военнопленные, а погибшие уже в 1944 году. К сожалению, установить этот факт может только хорошая историческая экспертиза. На сегодняшний день часть останков перезахоронена недалеко, в братской могиле по первому Латышскому проезду. Скромненький серый обелиск со звездой поддерживается жителями в хорошем состоянии.

Нужно помнить о том, что имена сотни погибших не установлены и их близкие до сих пор не знают о судьбе своих родственников. Но это наш позор! Этот вопрос должен решаться на уровне властей республики. Необходимо обратить внимание на безымянные захоронения Сараканайска. Хватит ходить по трупам!