Сидоренко, Б. Площадь, где кипела жизнь : [история площади Славы] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2017. — 18 мая. — С. 14.
При всех нюансах, сложностях и тонкостях творческого поиска и научного конструирования первых страниц могилевской истории, при всей полемичности, дискуссионности и противоположности позиций, сторон и мнений на происхождение днепровского центра следует отметить, что в одном Могилев имеет неоспоримое преимущество перед всеми областными центрами Беларуси, в том числе и перед ее столицей.
Едва ли в каком-либо ином белорусском городе отыщется крохотное место, маленький пятачок в пределах старого центра, где на протяжении нашей более чем тысячелетней истории побывало бы столько выдающихся, ярких и колоритных исторических лиц, фигурантов и персоналий европейской истории. Обойти этот пятачок они никак не могли, ведь именно здесь находились замок и торговая, а затем и главная площадь, где кипела жизнь и играла красками повседневность днепровского города. И если в Могилеве, поравнявшись со зданием городской ратуши, закрыть глаза и мысленно обвести себя окружностью радиусом в половину километра, то можно как раз оказаться в самой середине такого места.
История — это люди, а наши предки были не глупее нас и также хотели, чтобы у истоков города стояла как можно более значимая фигура и фигура не легендарная, как, скажем, не совсем положительный персонаж Машека или разбойники Могила и Гвоздь. Хотя в письменных источниках Могилев появляется не ранее XIII столетия, человек на территории города поселился еще в каменном веке, а в веке железном уже имел здесь несколько крупных поселений. Первый из известных нам могилевский летописец Т.Р.Сурта по традициям позднего летописания конца XVII в. выводил историю Могилева из библейской истории и поэтому самое древнее событие в истории города связал с учеником Иисуса Христа апостолом Андреем Первозванным, который по преданию прошел от устья Днепра до Новгорода, предсказав создание на киевских горах великого христианского города. «Не обошло также, — повествует Т.Р.Сурта, — благословение гребца Святого Апостола Андрея и горы, где есть Могилев… Эти горы, не разделяясь, идут полосой аж на несколько сотен миль вверх Днепра, на которых и Могилев». Наши набожные предки замечали, что Могилев, «аки Рим», действительно стоит на семи холмах, как тогда говорили, «горах» — Могила, Спасская, Костерня, Ильинка, Красная, Машековка, Гвоздовка, — и это им не казалось просто совпадением. Обитатели поселения на горе Могиле видели в 882 г. новгородского князя Олега и его преемника Игоря во главе огромной флотилии, плывущей по Днепру на захват Киева. Видели они в 947г. и лодьи княгини Ольги, отправившейся из Киева в Новгород, и суда Святослава, плывшего тем же путем и обратно. В 970 г. по реке в Новгород на княжение отправлялся княжич Владимир — будущий креститель Руси, он же в 980 г. вновь проплывал мимо могилевских гор, чтобы сразиться с братом Ярополком за киевский престол. Сын Владимира — Ярослав, известный нам как Ярослав Мудрый, оказавшись в сходном положении, в 1016 г. днепровским путем двинулся к Киеву на брата Святополка Окаянного — убийцу Бориса и Глеба. Благодаря Днепру — главной речной артерии Руси, по которому проходил крупнейший торговый и военно-стратегический путь из «варяг в греки», могилевские холмы видели практически всех основных фигурантов древнерусской истории и их ближайших сподвижников.
Великие князья литовские на могилевских холмах не были, но вниманием своим город не обходили. Дважды Могилев выступил в качестве свадебного подарка венценосных особ. В конце XIV века великий князь Ягайло Ольгердович подарил Могилев своей жене Ядвиге, а в 1503 г. великий князь Александр Казимирович преподнес город и волость в качестве подарка жене Елене Ивановне. Сигизмунд I, несмотря на острую нехватку средств для ведения войны, не отдавал Могилев под денежный залог, и только слезные просьбы панов рады и сейма заставили его уступить.
Русские великие князья также не посещали Могилев, но прекрасно понимали, что овладение этим городом открывает кратчайший путь к Вильно — столице Великого княжества. Василий III «по государеву разряду» в 1518г. послал под Могилев пять полков под командованием десяти воевод, из которых семь носили княжеский титул. Его сын Иван IV Грозный писал Сигизмунду Августу о заключении мира лишь в том случае, если тот отдаст «Шклов, Могилев и иные городы по Днепру».
Первым из династии Романовых город посетил царь Алексей Михайлович. Могилевский хронист игумен Орест сообщает: «1655 года Московский Царь Алексей Михайлович был в Могилеве… Тогож 1655 года, по отступлению от Могилева Литовского польного гетмана, воеводы Виленского, князя Радзивила, Московский государь Алексей Михайлович в скором времени прибыл в Могилев с армиею. Пребывши в Могилеве один только день, отправился под Вильню. 1656 года Его Царское Величество Московский Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович, по возвращению из-под города Риги, изволил прибыть в Могилев и побыл в оном 15 дней».
20 марта 1664 г. в Могилев приехал король Речи Посполитой Ян Казимир. В связи с этими событиями переводчик Могилевской хроники Н.Г. Гортынский отмечал: «Во время пребывания в городе короля произошел пожар… Пожаром этим сожжены ратуша, торговые лавки, церковь с колокольнею, причем и колокола расплавились; он распространился до женского монастыря, в котором бывший дорогой колодец от жары иссяк и уничтожился. Король, видя, что его пребывание в Могилеве для города несчастливо, 8 апреля отсель выехал».
Дважды в Могилеве в 1706 и 1708 гг. побывал Петр I. 22 июня 1706г. по свидетельству Ореста «Государь въехал в браму Олейную и пальба была из пушек, при ратуше стоявших; то таковою пальбою Государь, будучи доволен, сказал: «Право изрядно». Его vis-а-vis Карл XII 3 июля 1708 г. тем же путем проследовал на площадь перед ратушей. «Король шведский, — указывал Н.Г.Гортынский, — был молодой человек, не более тридцати лет, высокого роста, тонок, с продолговатым лицом, рябоват с большим носом, плечист, острижен под гребенку, и сколько разов мы его видели, в одном костюме…»
Знаковым событием стал приезд в город 24 мая 1780 г. Екатерины II. Вновь обратимся к старейшему могилевскому историографу: «В 11 часов утром, прибыв в Могилев, императрица Екатерина поехала в кафедральную Спасскую церковь на литургию, здесь встретил ее речью епископ Георгий Конисский со всем духовенством. За два дня перед прибытием монархини приехал в Могилев римский император Иосиф II под именем графа Фалькенштейна. Во время пребывания государыни в Могилеве съезд разных вельмож и дворян так был велик, что в городе все дома были заняты приезжими, а в приемный день одних карет у дворца стояло до трехсот». Не минул города в 1796 г. и Павел I с супругой, а его сын 15 июня 1802 г. по словам хрониста: «…прибыл в Могилев Император Александр Павлович; на другой день, 16 числа, осматривал на поле Луполовском полк фанагорический». А вот что мы можем прочитать в «Опыте описания Могилевской губернии» об Александре II и его временной резиденции — здании Могилевского дворянского собрания: «В Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич, будучи еще Наследником Престола, в 1839 году, проезжая через Могилев, заболел здесь и пребывал в этом доме около 6 недель». О последнем российском императоре Николае II и могилевском периоде его жизни сказано довольно много, царский дневник так и пестрит могилевскими впечатлениями: «25-го февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 11/2 часа заехал в монастырь и приложился к иконе Божьей Матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч. пошел ко всенощной. Весь вечер занимался».
Что и говорить, крохотное место над Днепром одних князей, царей, королей и императоров оставило в своей исторической памяти столько, сколько не смогла запечатлеть и иная столица. За столетия это место обрело несколько названий и стало именоваться сначала Торговой площадью, затем — Губернаторской, Советской, а сейчас — площадью Славы. Трудно сказать, какое из этих названий в наибольшей степени соответствует историческому характеру этого места. Однако мы бы были несправедливы, ограничившись только седой древностью или дореволюционным прошлым. Столетие назад по площади вышагивали не только высшие чины Ставки Верховного Главнокомандующего, но и их не менее знаменитые современники — глава Временного правительства князь Г.Е.Львов, первый премьер Российской Республики А.Ф. Керенский, главнокомандующие русской армией М.А. Алексеев, Л.Г. Корнилов и Н.Н. Духонин, военный министр А.И. Гучков и товарищ (заместитель) министра Б.В. Савинков. Их сменили партийные и государственные деятели советской эпохи от Н.В. Крыленко, П.Е.Дыбенко и М.И. Калинина до П.К. Пономаренко, К.Т. Мазурова, А.Н. Косыгина и П.М. Машерова. Если же к этим историческим персоналиям прибавить генералов и офицеров знаменитых фамилий размещавшейся в 1815—1830 гг. в Могилеве Главной квартире Первой русской армии, декабристов, высший генералитет и офицерство, зачинателей «белого» движения, то счет пойдет на многие десятки, если не на сотни. Но и это еще не все, нельзя же оставить в стороне представителей литературы и искусства от А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.И. Шаляпина до Валерия Ободзинского и Натальи Варлей!
В преддверии празднования 750-летия Могилева хочется вспомнить, как в сентябре 1967 г., в канун 700-летия, была обустроена и украшена историческая площадь — место, где рядом с Замковой горой начинался город. Тогда она носила название Советской и на ней еще не было монументальных сооружений в честь свершений эпохи с таким же названием. Автор этих строк, тогда еще пятиклассник с красным галстуком, помнит, что на площади было размещено несколько больших щитов с планом могилевского замка, хронологией главных событий местной истории и городской исторической символикой. В воскресный юбилейный день по центральной улице города прошло впечатляющее факельное шествие, а вечером на площади был показан кинофильм. В «Могилевской правде» статьи под рубриками «Решения XXIII съезда КПСС в жизнь» и «Вести с полей» на короткое время уступили место очеркам Филипповича и Бальчевского об интереснейшей истории Могилева. Горожане тогда даже и не подозревали, что на площади рядом с парком им. М. Горького, где они прогуливаются и отдыхают, побывало столько известных деятелей, оставивших свой след в истории. Хочется, чтобы на современной площади Славы нашлось и место для памятного знака, напоминающего о лицах, без которых история Могилева не была бы такой яркой и богатой.