Рудковский, Н. Путешествие. Во времени и пространстве : [история газеты «Могилевская правда»] / Николай Рудковский // Могилевская правда. — 2017. — 6 июля. — С. 14.
Получилось, как у Грибоедова, — «с корабля на бал». Корабль, вернее, теплоход «Дунай», в течение трех недель бороздил просторы крупнейшей в Западной Европе реки. За эти дни по пути туда и обратно мы посетили шесть государств придунайского бассейна — Румынию, Болгарию, Словакию (тогда — Чехословакию), Югославию, Венгрию, Австрию. Наблюдений — море, снимков — чуть поменьше, да и качество их давалось с трудом. Техника была ведь не та, что нынче.
Тем не менее недавний турист был настроен решительно: если не поразить, то хотя бы удивить новых коллег описанием путешествия. Весьма редкого по тем временам.
Да не тут-то было!
Под флагом «МП»
Впрочем, и попал с корабля не совсем на «бал». В начале декабря 1978 года по приглашению редакции «Магілёўскай праўды» сменил журналистское перо районного масштаба на перо рангом повыше. Перед тем, как прибыть на новое место работы, взял отпуск и отправился в заграничный вояж, о котором намеревался во всех подробностях поведать читателям «МП». Ее старожилы идею одобрили, но особого удивления или зависти на их лицах не заметил.
Освобождая стол, за которым мне теперь предстояло творить в должности заместителя ответственного секретаря, журналист и писатель Аркадий Кандрусевич снял со стены и карту БССР. Она была дорога Аркадию Леоновичу тем, что на ней от Могилева до одной из деревень в полесской глубинке протянулась красная линия с фигурками велосипедистов. Оказалось, что пару лет назад таким образом он ездил на свою малую родину. После чего «Дарожныя нататкі» (облгазета выходила на белорусском языке) напечатал на страницах «МП».
— Да у нас тут кого ни возьми — то Пржевальский, то Миклухо-Маклай! — заметил он с улыбкой. — Вон в следующий номер идет первая часть БАМовского дневника Николая Толстика. Он недавно считал на стройке века километры и шпалы. Это тебе не «посмотрите налево, посмотрите направо!..»
«Да уж! — подумал про себя. — Тут, похоже, не удивлять, а удивляться впору на каждом шагу». Действительно, не успел закончить свой отчет о дунайском круизе, как услышал историю про «круиз» под флагом «МП» по … Сожу. Редакционные энтузиасты-непоседы купили в Славгороде подходящее весельное суденышко и в один прекрасный летний день, «разбив» о его борт бутылку шампанского, двинулись вниз по течению. В лодке, совсем как у Джерома Клапки Джерома, не считая ящика тушенки, находились трое — Иван Добрянский, Бронислав Прошко и Александр Павленков, к моему приходу уже работавший в республиканской прессе. Без улыбки, переходящей в здоровый смех, нельзя было слушать очень эмоциональный рассказ Бронислава Андреевича и приправленные крепким словцом высказывания его в адрес главного нарушителя «корабельного устава» Ивана Добрянского. Жаль, что из-за статуса газеты, являющейся тогда органом обкома КПБ, нельзя было опубликовать те «этюды с натуры» в их первозданном виде, поэтому повествование о плавании вышло суховато-официальным. А ведь все трое являлись настоящими мастерами пера, и им под силу был любой формат заметок.
По долинам и по взгорьям
По той же причине так и осталась лишь в устном варианте богатая на приключения дальневосточная эпопея Владимира Чепикова. Он после окончания Белгосуниверситета попросил комиссию по распределению отправить его на край света. О начальном периоде своей творческой биографии рассказывал, бывало, с таким зощенковским юмором, что у слушателей болели животы.
Иногда В.Чепикова на воспоминания об «икре ложками, но без хлеба» и о коне по кличке Майор, на котором репортер ездил в командировки к геологам и старателям, незаметно подталкивал зам. редактора Михаил Городецкий, который служил в годы Второй мировой войны в рядах Красной Армии на Дальнем Востоке. Порой к ним присоединялся редактор «Днепровской недели» Владимир Зюзькевич, ходивший в тех морях на торговом судне, но уже в мирное время. Примечательно, что спустя много лет Михаил Николаевич Городецкий предпринял беспрецедентное путешествие по проделанному им в юности маршруту. Вместе со своим братом он проехал не одну тысячу километров в вагоне поезда Москва—Владивосток, о чем также узнали читатели газеты.
Запомнился и курьезный случай, произошедший по дороге к морю с Иваном Вальковским. Его сюжет очень напоминает монологи о семейном отдыхе в петросяновской «Смехопанораме». Надеюсь, Иван Моисеевич не обидится, если мы здесь вспомним случай, надолго отбивший у него «охоту к перемене мест».
На промежуточной остановке для дозаправки самолета пассажиры прогуливались в зоне ожидания Днепропетровского аэропорта. Счастливый отпускник в предвкушении шоколадного загара и морских купаний задумался на минутку, отвлекся и недоглядел за сыном-дошкольником. Тот, пытаясь получше рассмотреть крылатые машины, просунул голову между стальными прутьями ограды. Туда просунул, а обратно — никак!.. В общем, бабка за дедку, дедка за репку… Чуть без ушей не оставили пацана. Да еще и вылет задержали. Короче, ни отпуск, ни «дарожныя нататкі» не получились в тот раз…
Вперед и вверх! А там…
О том, как там, «наверху», под облаками, однажды пригласил послушать и посмотреть единственный в коллективе альпинист Александр Санчук. Он только-только вернулся из экспедиции по Кавказу с полным рюкзаком впечатлений. И вот мы уже любуемся воспроизведенными на экране невиданными доселе эдельвейсами, заснеженными вершинами гор, храбрыми скалолазами. Санчук даже внешне был похож на героев популярного фильма «Высота», в котором снимался в том числе и Владимир Высоцкий. Кстати, Александр Петрович тоже неплохо пел, аккомпанируя себе на видавшей виды гитаре, а в красочном описании кавказских пейзажей он достиг, по-моему, и вовсе высшего пилотажа.
Надо сказать, что именно жанр путевых заметок давал их авторам возможность полнее реализовать свои творческие возможности, блеснуть эрудицией, начитанностью. Все это были вещи крайне важные и необходимые для настоящих профессионалов. Еще не был изобретен Интернет, а потому необходимые для статей сведения, цифры и факты приходилось искать в книгах и журналах. Нужно было вести дневники, а то и просто все это держать в голове — вдруг когда-то пригодится! Такой «ходячей энциклопедией» считались в коллективе, по своим, разумеется, направлениям, бывший фронтовик-орденоносец Вацлав Гильбурд и краевед по призванию Николай Ножников. Они могли при случае подсказать немало ценного и полезного. Да и не только они! Помню, как, запутавшись в царской родословной при описании увиденного в Новгороде памятника «1000-летию России», обратился к не очень разговорчивому по натуре члену Союза писателей БССР Ивану Аношкину. И был приятно удивлен, когда он тут же набросал на листе бумаги схему, отражавшую все колена династии Романовых.
Навсегда в памяти
До сих пор держу в памяти в качестве эталона отчет Якова Резникова об экскурсии в Ленинград. Он в очерке о достопримечательностях города на Неве умело и грамотно увязал увиденное с судьбами известных на Могилевщине людей, так или иначе связанных с Северной Пальмирой! К примеру, в рядах отважных бойцов Красной Аармии в годы войны защищал Ленинград наш земляк-быховчанин снайпер Федор Смолячков, удостоенный звания Героя Советского Союза. Упоминался в статье и фаворит Екатерины II граф Зорич и его шкловский театр, а также талантливый музыкант из этой труппы Эрнест Ванджори, ставший позже придворным композитором императрицы, и конечно же не однажды бывавший в наших краях поэт и тайный советник Ее Величества Гавриил Державин.
На этих ярких образцах более опытных и старших по возрасту коллег-журналистов, думаю, учился не только автор этих строк, но и другие молодые сотрудники. Так, однажды в «МП» появился занимательный репортаж о Сорочинской ярмарке. Его подготовил, находясь у свояков на Украине, Борис Логовский. Казалось бы, что можно сказать о сорочинцах после Гоголя, но Логовский нашел свои оригинальные характеристики — хозяев и гостей праздника, подметил его современные реалии и особенности. Такая уж была традиция: увидел сам — расскажи читателю!
Важно отметить, что руководство облгазеты — редактор Василий Ефимович Титовец, его замы Евгений Артемович Крисковец, Михаил Николаевич Городецкий и Геннадий Сергеевич Зотов, ответственный секретарь Виктор Антонович Юшкевич —не только не препятствовало, а наоборот, поощряло интерес к путешествиям. Ведь поездки за пределы области и республики пополняли интеллектуальный багаж журналистов, расширяли их кругозор и творческие горизонты, что, понятное дело, не могло не отразиться на качестве материалов, которые получали высокие оценки читателей, пользовались неизменной популярностью у подписчиков и добрых друзей нашей газеты…