Зигуля, Н. От стих-о-творения до квантовой физики : [Март.контакт] / Н. Зигуля // Звязда. — 2015. — 19 мая. — С. 10.
Есть мнение: театр интересен до тех пор, пока он ищет, придумывает, шокирует, удивляет, завораживает. И Могилеву в этом смысле очень даже повезло. Международный молодежный форум «М.@rt.контакт» стал центром притяжения всего самого яркого, необычного, экспериментального, где-то даже эпатажного от разных культур и народов. В этом году он отметил свой первый серьезный юбилей – 10 лет! За время его существования в Могилеве побывали коллективы 17 стран, на его площадках прошло более 140 спектаклей, их просмотрело более 25 тысяч зрителей. Среди участников форума мэтры театрального искусства, известные театроведы, звездные коллективы – творческая элита из разных стран. Достаточно упомянуть такие имена, как Николай Коляда, Павел Пряжко, Екатерина Аверкова… И эти встречи по-настоящему сближают всех, кто любит и ценит театр, делают духовно богаче и наглядно показывают, как много у нас общего. У искусства границ не бывает – оно самый сильный и тонкий политик. Об этом в один голос повторяли и гости 10-го форума.
Рубен Бабаян, руководитель и режиссер-постановщик Ереванского кукольного театра им. Ованеса Туманяна: «Есть большая разница в том, что ты везешь в другую страну: черную икру или спектакль».
Его философскую притчу «Дзынь» о приключениях дождевой капельки в исполнении неподражаемой Нарине Грогорян в Могилеве смотрели на одном дыхании. И после этого уже никто не просил объяснить, почему жанр постановки определен как стих-О-тво-рение. Это и так становилось понятно. От виртуозного прочтения и в самом деле захватывало дух. Просто – и в то же время необыкновенно талантливо.
— Ваш театр уже во второй раз становится участником могилевского молодежного фестиваля. Вам близка его атмосфера? – поинтересовалась корреспондент «СБ» у известного армянского режиссёра.
— Мы часто посещаем разные фестивали: от Таиланда до США, самое главное, когда у них есть свое лицо.
«M.@rt.контакт» – удивительный, он авторский, у него свой формат. Тут всегда интересно, всегда экспериментально, всегда живо, как и должно быть. Театр всегда должен быть современным: у него нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящее. Я сам преподаю в Институте театра и кино уже 20 лет и могу сказать, что это самые счастливые годы моей жизни, потому что не столько учу, сколько сам учусь.
Ереванскому театру кукол в этом году исполняется 80 лет – он один из старейших театров Армении, но очень свободный, открыт для любого эксперимента, очень любим молодыми художниками.
— Для зрителей фестивали – в первую очередь возможность посмотреть искусство других стран. А что дают они театральным коллективам?
— Культура – она как кровеносные сосуды. Если не общаться, не пытаться воздействовать друг на друга, не стремиться перенять что-то лучшее, то происходит закупорка. Кровь должна двигаться. Мы все необходимы друг другу, потому что обогащаемся друг от друга.
— Как театр может повлиять на укрепление международных связей?
— В плане искусства никаких преград быть не может. Нельзя предпочитать русскую культуру в ущерб французской и наоборот. Человек богат всемирной культурой. Если он ставит сам перед собой какие-то преграды, он на самом деле наказывает только самого себя. Там, где речь идет об искусстве, их быть не должно. Потому что очень большая разница в том, что ты везешь в другую страну – спектакль или черную икру. Мы же едем не на коммерческие гастроли либо фестивали, мы ничего не зарабатываем. Единственное, к чему стремимся, – показать свое искусство и увидеть много чего интересного.
Сава Чеботарь, актер, режиссер: «Если бы мы приехали и сыграли в духе «мы крутые», зритель бы это почувствовал, а я не это в спектакль заложил».
«Однажды мы все будем счастливы» – это гениально: театроведы были единодушны в своем мнении насчет постановки Савы Чеботаря (Центр имени Вс. Мейерхольда, г. Москва). Ученицы Константина Райкина Анастасия Пронина и Александра Кузенкина тонко передали сложный характер своей героини. Одной на двоих. Мы ведь тоже порой «не всегда себя узнаем», будто внутри сидят два совершенно разных человека. Спектакль получился «многослойный», «глубинный», «живой», где все пронизано смыслом – от замысла до воплощения, говорили театроведы. Особенно не скупились на комплементы белорусские критики: вот бы нам такого режиссера, пусть бы и у нас что-то подобное поставил. И Сава не возражал. Только вот обещаний напрасных не давал.
— Всегда рад приехать поработать, получить новый опыт. Что для этого нужно? Приглашение обсудить материал, разобраться, нужен ли вашему театру такой спектакль? Я не Бутусов, не Рыжыков, я – начинающий режиссер. Любой эксперимент непредсказуем. Это ведь поиск. Взять, к примеру, Бутусова. У него тоже есть спектакли, которые не пошли. А потом появилась «Чайка»! И это было, как в яблочко.
Рубен Бабаян на фестивале гостил уже второй раз.
— Вы говорили, что давно хотели приехать на фестиваль «М.@rt.контакт», слышали какие-то отзывы?
— Да, от театрального критика Анжелики Рошко – она одна из моих педагогов в Кишиневе. И от моей коллеги Дорины Бутучок, с которой мы открыли в Кишиневе Центр современной драматургии. Она очень тепло отзывалась о могилевском фестивале. Как было не приехать? Его столько интересных людей посетило – и такие имена.
— Насколько важно для вас мнение критиков?
— Если это просто эмоции, мне не интересно. Я слушаю, говорю «спасибо», и все. А если есть аргументы, это мне помогает в дальнейшем расти. Я тоже корыстный человек, мне нужны не столько хорошие слова, сколько провокационные вопросы.
— Кто-то из белорусских авторов, драматургов интересен?
— Дима Богославский. Мне нравится его пьеса «Внешние побочные», она мне близка, но я не знаю пока, как ее ставить, чтобы она звучала. И это меня провоцирует. Если бы какой-нибудь театр предложил попробовать, я бы взялся за работу. Из белорусских авторов мне интересен также Павел Пряжко. А еще нравится украинский драматург Максим Курочкин. Зацепило творчество Любы Стрижак, ее «Кеды». Очень хороший текст. Пьесу уже поставили в Питере и Москве, но я хотел бы сделать ее по-своему.
Сава Чеботарь с актрисами спектакля «Однажды мы все будем счастливы» (Анастасия Пронина и Александра Кузенкина).
— А любые актеры смогут сыграть то, что вы хотите?
— В Уфе, к примеру, где я ставлю спектакль «Чехов. Вишневый сад», на встречу со мной пришли 19 человек. Когда я рассказал про свой метод, осталось 13. А у меня было условие минимум 3, максимум 6 человек. Но раз осталось 13, то мы и ставим на 13. Я их направляю, даю информацию, объясняю, что хочу, ставлю конкретные задачи. Очень много говорю про квантовую физику, атомы. Про то, что человек может одновременно лежать в постели и лазить по горам. Мозг пока этого не понимает, но точно так он несколько лет назад не понимал, что будут созданы айфоны.
Нарине Грогорян в роли капельки (спектакль «Дзынь»).
— Публика везде одинаковая?
— Публика разная везде. Когда я приехал в Могилев, то стал ходить по городу, изучать. Спектакль звучал именно в контексте этого города. Первый тип – московский, а здесь другой ритм, более медленный. Очень важно взять публику. Если бы мы приехали и сыграли в духе «мы крутые», зритель бы это почувствовал, а я не это в спектакль заложил. Поэтому искал язык поговорить со зрителем, понять, слышит он меня или нет.