Страсти в контакте

Орлова. Т. Страсти в контакте : [«M@rt контакт»] / Т. Орлова // Рэспубліка. — 2015. — 2 красавіка. — С. 13.

На десятом, юбилейном, фестивале «M@rt контакт», как всегда, причудливо соединились реалистические бытовые спектакли и радикальные, озорные, иногда просто хулиганские. Адресованный молодым зрителям праздник выполнил свою задачу — рассказать о сегодняшней жизни молодежи доступным и понятным ей языком. Тот, кто смог бы выдержать семь дней хождения в театр и посмотреть девятнадцать спектаклей, вышел бы в мир высокообразованным, нагруженным самыми разнообразными впечатлениями и знаниями. 

Судите сами: вас знакомят с Шекспиром, Шиллером, Брехтом, Гоголем, Островским, Буниным, Иваном Франко. Вас загружают музыкой живой и фонограммной, пластикой рук и тел, мыслями. Выворачивают наизнанку ваши собственные ощущения от прочтения литературы. Вас обливают водой, осыпают конфетти, бьют о прозрачные поверхности, стреляют и даже заманивают к барной стойке на сцене, предлагая выпить несколько глотков коньяка. (Разумеется, зритель не пострадает.Все это происходит с артистами.)

Пропустив публику через «Рыдания», «Грозу», «Забавные опыты любви», «Коварство и любовь», «Митину любовь», «Украденное счастье», его убеждают в том, что «Однажды мы все будем счастливы» и, возможно, все закончится «Женитьбой» и мы окажемся в «Садах Версаля». Названия этих спектаклей из России, Украины, Польши, Литвы, Израиля создают полноценную картину любовных взаимоотношений мужчины и женщины как далеких XVIII, XIX, так и близких ХХ и ХХІ веков. После некоторых работ уходишь в состоянии восторженной эйфории и с ощущением праздника: «Как  хорошо!».

Одновременно тебя заманивают в ловушку игры, фальши, небезопасных опытов с твоей психикой. Классического «Гамлета» оставляют без знаменитого монолога «Быть или не быть?». Героиню пьесы «Гроза» Катерину, которая от несчастной любви утопилась в Волге, пытаются реанимировать с помощью электрического тока. К героям Фридриха Шиллера, которые, как известно, придавлены страхом, деспотизмом, тиранией властей, присоединяют полунаркотического молодого человека в одних плавках и с гитарой. На минуточку напомним, что это был век Просвещения в жутко отсталой Германии. Поляки представляют Шекспира в открытой насмешливой форме провокационного театра, не скрывая того обстоятельства, что ставили спектакль за месяц, отрабатывая полученные под заказ деньги. В эстетике шизофрении получился спектакль из Харькова «Наш Гамлет». Все вверх ногами, хотя их версия, скорее, напоминала пересказ содержания пьесы со стрелялками и пугалками для детсадовской аудитории.

Хорошую театральную погоду принесли наши коллективы, которых в этом мартовском контакте было пять, и все оказались конкурентоспособными. Одним из самых ярких событий стала могилевская «Женитьба» в постановке режиссера Саулюса Варнаса. Всеми экспертами отмечен значительный профессиональный рост актеров могилевского театра. Хозяева фестиваля были на высоте. Впервые участвовал в программе Молодежный театр из Минска. Спектакль «Полковник Птица» доказал, что коллектив находится на творческом подъеме. Хорошо принят молодой аудиторией Центр экспериментальной режиссуры БГАИ со спектаклем «По имени Господин». И, конечно, более чем странно то, что учредитель форума — Могилевский областной исполнительный комитет не смог за десять лет показать свой второй профессиональный театр имени Дунина-Марцинкевича, работающий в Бобруйске. Говорят, стыдно за его продукцию, не отвечающую художественным запросам времени.

При отсутствии конкурса в этом юбилейном для фестиваля году, при полной демократичности и праве молодежного жюри из зрителей называть лучших были, конечно, спектакли пронзительные, чистые, пробирающие до слез. Два российских спектакля выдвинулись в число возможных победителей. «Однажды мы все будем счастливы» — работа московского Центра имени В. Мейерхольда. Две юные актрисы вместе с молодым режиссером Вячеславом Чеботарем просто встали под луч света. Без декораций, музыки и пластической поддержки, почти не двигаясь, на одном дыхании без стенаний и надрыва, сочетая простодушную наивность со стервозностью, в два голоса за 45 минут рассказали страшную современную житейскую историю. Все происходило на малой сцене, где исполнители и зрители находятся на  расстоянии вытянутой руки и смотрят друг на друга глаза в глаза. Здесь невозможно сфальшивить.

Другой, уже масштабный и многонаселенный, спектакль «Митина любовь» по рассказу Ивана Бунина привезли из Санкт-Петербурга. Здесь подробная декорация и обилие бутафории, конструкция в три этажа, множество пластиковых окон и воды, живая фортепианная музыка — все очень прозрачное и чистое, как хрусталь. Произведение Серебряного века воспринимается как абсолютно современное. Спектакль какой-то весь серебряный в оформлении и интонации, эстетически очень красивый, изысканный и таинственный, как лунный свет. Знаю, что нет такого жанра, но хочется определить жанр двух названных спектаклей как поэтическая трагедия любви.