Джордан, Стэнли. «Джаз – это ребенок классической музыки и блюза» : [беседа с американским исполнителем С. Джорданом в рамках фестиваля «Золотой шлягер»] / С. Джордан; беседовала Ю. Фартух // Магілёўскія ведамасці. — 2013. — 15 октября. — С. 13.
Американский джаз-гитарист Стэнли Джордан (широко известный благодаря своей феноменальной тэп-технике — игре на гитарном грифе двумя руками, как на клавиатуре рояля) принял участие в концерте звезд мирового и отечественного джаза «Осенние листья», состоявшегося в рамках Международного музыкального фестиваля «Золотой шлягер в Могилеве-2013». Ответил американский исполнитель и на вопросы журналистов.
— Стэнли, как Вы узнали о фестивале и почему решили принять в нем участие?
— Я получил приглашение. В Беларуси я впервые, но у меня есть друг-белорус, который рассказывал об этой стране много хорошего. Поэтому я здесь. Я успел почувствовать, что здесь очень спокойно. Эта атмосфера очень нравится. Мне кажется, что здесь я что-нибудь сочиню.
— «Золотой шлягер» -это фестиваль ретро-хитов. Знаете ли о русской ретро-музыке ?
— К сожалению, очень мало. Но у меня есть собственная концепция ретро-музыки. Во-первых, она возвращает назад, в былые годы, когда музыка была действительно хорошей. Во-вторых, хорошая музыка будет хорошей всегда. Это музыка, которую приятно играть и сегодня. Поскольку я «джазист», то изучил большой пласт музыки, которая была популярной когда-то. Сегодня мы также играем современную музыку и в стиле ретро.
— На Ваш взгляд, к джазу вернется былая популярность или будет главенствовать легкая музыка?
— Я верю, что простая музыка всегда будет популярной, но считаю, что популярная музыка может стать более сложной. Хороший пример — Бразилия, где популярна сложная музыка. Самая большая проблема — существование музыкальной индустрии, которая не допускает усложнений в музыку. Хотя я не уверен, что людям это не понравилось бы. Я стараюсь делать богаче, сложнее популярную музыку, но таким образом, чтобы донести ее до большего количества людей.
— Чувствуете ли волнение, выступая перед новой публикой? Скажем, перед белорусским зрителем, для которого еще никогда не играли?
— Иногда я чувствую легкое волнение, выступая перед непривычной публикой. Но когда начинаю играть, это чувство исчезает. Когда я играл на улице, открыл для себя одну очень интересную вещь. Дело было в Нью-Йорке, где живут люди разных возрастов, этнической принадлежности и т.д., я усвоил, что не нужно индивидуализировать собственную музыку, она и так уникальна. Но, конечно, в разных местах я играю по-разному. Вношу в свои выступления много творчества, постоянно импровизирую. Это позволяет наладить с публикой контакт.
— Вы начали серьезно заниматься музыкой с 6-летнего возраста, играли на фортепиано. К этому занятию подтолкнули родители?
— Брать уроки игры на фортепиано было идеей моей мамы. Но она видела, что мне это нравится. Хотя, освоив гитару, я долго играл только на ней. Мне стало страшно играть на пианино. Тем не менее я все равно вернулся к нему. Всегда нужно возвращаться к своей природе. Моя природа — это фортепиано. А вообще, гитара и пианино -мои близкие друзья.
— Может, Ваша гитара какая-то особенная?
— Она выполнена в Париже. Это главная моя гитара с 1988 года. Это самая точно выполненная гитара из всех, которые я видел в своей жизни. Но есть у нее и плохая сторона. Часто на инструментах, которые хорошо звучат, очень сложно играть. С этой гитарой приходится много работать. А перед игрой обязательно выполняю упражнения для того, чтобы «размять» руки (одно из таких упражнений Стэнли Джордан продемонстрировал прямо во время пресс-конференции). Перед выступлением в разминке также нуждается все тело – ноги, шея, спина. Своих студентов я учу и правильной технике дыхания. Мне вообще нравится учить. Поэтому мне доставляет огромное удовольствие работать с маленькими детьми. Нравится подталкивать их к развитию собственного чувства творчества. Я всегда спрашиваю своих учеников: почему вы играете музыку? Если повод оказывается настоящим, серьезным, музыка становится все лучше. А иногда люди играют просто для того, чтобы другие сказали: «О, это круто!»
— А почему Вы играете музыку?
— Чтобы продолжить связь между человеком и Богом. Я сейчас не проповедую собственное понимание духовности. Я стараюсь играть музыку так, чтобы люди помнили о своей собственной духовности. Напоминаю людям, что за пределами атомов, молекул этот мир является волшебным. В детстве мы это знаем, а потом, став взрослыми, забываем. Но в волшебном мире возможно все. Вот эту идею я и стараюсь своей музыкой донести до людей.
— Ваши лучшие произведения написаны на пике счастья или на пике несчастья?
— Даже не знаю. Знаю только, что очень сильные эмоции всегда делают музыку лучше. Знаю также и о том, что лучшая музыка возникает после страдания. Я всегда советую своим студентам вспоминать о своих самых сильных чувствах.
— Если бы Вам пришлось объяснять человеку, никогда не слышавшему джаз, что это такое, как бы вы объяснили?
— Джаз – это ребенок классической музыки и блюза.