«Конкуренция должна быть добросовестной»

Василевский, В. «Конкуренция должна быть добросовестной» : [беседа с генеральным директором ОАО «Могилевоблавторанс» В. Василевским] / Валерий Василевский ; беседовал Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2018. — 25 октября. — С. 13.

Знакомый рассказывал: дочери — молодому специалисту, получившему распределение в район, потребовалось срочно выехать в областной центр. Она дала заявку маршрутчику, осуществлявшему рейсы в Могилев, чтобы он «подхватил» ее на остановке по трассе, тот принял заказ. Но через полчаса перезвонил и сообщил, что поездка отменяется из-за недостатка пассажиров. Время было упущено, девушка приехала в Могилев рейсовым автобусом районного автопарка на несколько часов позже, чем рассчитывала, и опоздала на важную встречу. 

С одной стороны, маршрутки большинству людей нравятся за скорость и удобства. С другой — некоторые частники занимаются регулярными (по определенному маршруту и расписанию) перевозками под видом нерегулярных, а потому поездки «строго по графику» не гарантируют. К тому же плата за поездку в частной маршрутке не всегда сопровождается выдачей чека (ну разве что его попросит пассажир). Это значит, что часть денег идет «мимо кассы», не говоря уже о том, что коль нет билета, то пассажиру сложно рассчитывать на страховую компенсацию в случае ДТП. Если бы «левые» деньги перенаправить на легальный рынок перевозок, это, наверное, поспособствовало бы расширению маршрутной сети и снижению цен на билеты.

Принятые недавно изменения в законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», а также новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров и нацелены на то, чтобы создать простой и понятный механизм работы на рынке транспортных услуг, отметил генеральный директор ОАО «Могилевоблавтотранс» Валерий Василевский.

— Должны быть одинаковые условия для всех участников регулярных пассажирских перевозок, — подчеркнул он. — А мы имели ситуацию, когда сложилась нечестная конкуренция: «нерегулярщики» подстраивались под расписание рейсов официальных регулярных перевозчиков (государственных и частных) и, попросту говоря, увозили их пассажиров. При этом «нерегулярщики», как правило, работали на самых «хлебных» маршрутах, не ездили в отдаленные агрогородки и деревни. От их незаконной деятельности районные автопарки и «Могилев­облавтотранс» в целом испытывают серьезные экономические потери. Между тем именно на «Могилевоблавтотранс» возложена функция по выполнению социальных стандартов по перевозкам пассажиров, и, несмотря на все сложности, мы ее выполняем. У нас 586 автобусных маршрутов, около 1000 единиц автобусов и троллейбусов. Если частник выбирает маршрут по принципу выгодно или не выгодно, то мы на такое не имеем права. Житель той же сельской глубинки должен иметь возможность посетить районную поликлинику, съездить на рынок, в городские магазины, в гости к родственникам и знакомым. Наши автобусы следуют по расписанию независимо от количества пассажиров, при любых погодных условиях.

— Но это и благодаря тому, что пассажирские перевозки субсидирует государство.
— Да, сегодня стоимость проезда на автобусах массой свыше 3,5 тонны регулируется государством. И чтоб вы знали: ни в одной, даже самой развитой стране мира пассажирские перевозки себя не окупают. По той простой причине, что есть заведомо убыточные маршруты. Тех же жителей глубинки без транспортного сообщения ведь не оставишь! Вместе с тем субсидирование не покрывает всех издержек. Вот мы за 8 месяцев увеличили на 15% доходы, но и субсидий получили на 20% меньше. А затраты растут — литр дизтоплива, к примеру, в начале этого года стоил 1,29 рубля, сейчас — 1,47. Еще важный момент: мы не только перевозим пассажиров по регулируемым государством тарифам, но и обеспечиваем безопасность поездки, предъявляя строжайшие требования и к водителю, и к транспортному средству. У нас исключена возможность выхода водителя в рейс без медицинского контроля и технического осмотра автомобиля. Государство в принципе обязано обеспечивать безопасность перевозок: контролировать состояние водителя и транспортного средства, режим труда и отдыха. Рейсы регулярных перевозчиков отслеживаются по многим параметрам, а вот за теми же «нерегулярщиками» контроль ослаблен. Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» предписывает, что все желающие (независимо от формы собственности) осуществлять регулярные перевозки должны заключить договоры с операторами на обслуживание маршрутов, работать по расписанию и соблюдать определенные правила. К примеру, автобусы регулярного сообщения должны быть оснащены GPS-навигацией, которая, кстати, позволяет не только дисциплинировать водителей, но и свести к минимуму количество контролирующих органов на линии. Мы — за конкуренцию! Но она должна быть добросовестной.

— Новые изменения в законе «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» действуют уже более полугода — почувствовали какие-то перемены?
— В июне решением Могилевского облисполкома оператором междугородных и межобластных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении определено ОАО «АТЭК-Могилев», которое должно заниматься заключением договоров с перевозчиками с согласованием маршрутов и расписания, указанием остановок и т.д. Насколько я понимаю, продолжается подготовительная работа. Есть определенные вопросы: например, частники боятся конкурса на право выполнения регулярных перево­зок. Подготовлен проект президентского указа о временной отмене такого конкурса для перевозчиков, работающих на междугородных пассажирских маршрутах.

— Пассажиры хотели бы, чтобы их интересы не пострадали. Главная причина, по которой они предпочитали частных перевозчиков, — это комфорт, скорость (ехать до места назначения маршруткой быстрее, чем автобусом «Могилевоблавтотранса»). Сделал заявку по «мобильнику», интернету, и микроавтобусы забирают пассажиров в условленном месте. Важно, чтобы и цена билета не била по карману…
— Не думаю, что сервис ухудшится. Цены на проезд микроавтобусом регулируют сами перевозчики. К слову, в минском направлении кроме больших автобусов курсируют также комфортабельные микроавтобусы «Крафтер» «Могилев­облавтотранса», и стоимость проезда ниже, чем у частников. Система бронирования билета тоже сохранена у всех официальных междугородных перевозчиков: можно заказать его и по телефону, и по интернету. Работает сервис ticketbus.by — пассажир может заранее купить и распечатать билет на любой маршрут — у водителя к началу рейса уже будет список пассажиров, воспользовавшихся такой услугой. Регулярные перевозчики по-прежнему могут собирать людей на остановках в городе и по маршруту с оплатой билета через кассовый аппарат у водителя.

— Что делают автопарки, чтобы снизить убытки, себестоимость перевозок?
— Убытки от социально значимых пассажирских перевозок должны в первую очередь возмещаться из бюджета. В то же время с целью минимизации убытков мы развиваем другие виды деятельности, получаем от них прибыль. Автопарки занимаются перевозкой грузов — в частности, Могилевский автобусный парк №1 кроме 270 автобусов располагает 130 грузовыми машинами. Это целый автокомбинат! Выполняем международные перевозки пассажиров (самый длинный рейс Бобруйск — Москва), осуществляем поездки экскурсионные и на договорных началах. Автопарки оказывают также услуги по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту автомобилей, предрейсовому техническому и медицинскому осмотру, шиномонтажу и многое другое. Потихоньку обновляем парк техники — для перевозок пассажиров приобрели в этом году 13 больших автобусов, до конца года закупим еще 12 микроавтобусов. Надо бы обновлять автопарк на 10%, пока не получается. Тем не менее, техника выходит на линию в исправном состоянии, в этом большая заслуга специалистов предприятия, проводящих все необходимые регламентные и ремонтные работы.

— Кстати, могилевчанам очень понравились электробусы, планируется ли пополнить их число? Насколько это экономически оправдано?
— Обслуживание и строительство контактной троллейбусной сети обходится в немалую копеечку. По опыту эксплуатации электробусов мы пришли к выводу, что экономически они выгоднее троллейбусов. Планировалось уже в нынешнем году приобрести несколько электробусов, но денег ни у нас, ни в бюджете не нашлось. Надеемся закупить новые машины в будущем году. Хотелось бы, чтобы и «Белкоммунмаш» активнее работал над снижением цены электробуса — он намного дороже троллейбуса.

— В Правилах автоперевозок пассажиров введены определения терминов «валидатор», «информационная система продажи билетов». Планируется ли вводить электронный проездной билет, отказаться от услуг кондукторов?
— Информационная система по бронированию билетов по интернету в организациях «Могилевоблавтотранса» уже работает. Еще одна информационная новинка — приложение «Яндекс. Транспорт» для смартфона, которое можно скачать на сайте нашего предприятия. На экране смартфона отразится карта города, и пользователи могут в режиме реального времени следить за передвижением общественного транспорта, увидеть, когда автобус нужного маршрута подойдет к остановке. Приложение работает в Могилеве и Бобруйске, на подходе — Кричев и Осиповичи.

Программой развития предприятия предполагается и внедрение электронного билета в городском общественном транспорте. Но вопрос, кто будет финансировать такой проект. И каким должен быть электронный билет? В виде пластиковой карты, которую надо будет прикладывать к валидатору? Или, допустим, в виде виртуального талона на смартфоне, который можно приобрести с помощью специального приложения, привязанного к банковской карте? И есть ли эффективные способы обеспечить полноту выручки без контролеров, не допустить безбилетного проезда? На сегодняшний день служба кондукторов себя оправдывает.

Беседовал
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ