Золотой шлягер старого города

Шелест, Э. Золотой шлягер старого города : [так и не став столицей страны, Могилев стал столицей любимых песен] / Эмилия Шелест // Народная газета. — 2006. — 2 февраля. — С. 7. 

Если фактическое наличие двух столиц в России теперь никого уже не удивляет, то о второй столице Беларуси, правда, несостоявшейся, слышали, полагаю, совсем немногие. Поэтому, попав впервые в центр Могилева, человек приезжий может просто растеряться: вроде и Могилев, а все как в центре Минска — та же площадь, тот же Дом правительства… Чудеса, да и только! На самом деле все объясняется предельно просто. В 30-е годы двадцатого века столицу БССР было решено перенести из Минска в Могилев. Причин на то было несколько: Минск, дескать, слишком далеко от Москвы, к тому же находится едва ли не на границе с «панской» Польшей (после подписания в 1921 году Брестского мира половина белорусских территорий принадлежала западным соседям). Для воплощения идеи о новой столице решили сил и творческой фантазии пролетариата не тратить, а просто построить копию центральной площади столицы первоначальной. Опять же, государственным чиновникам легче привыкать, когда переезжать доведется…

Но переезжать никому не пришлось. Минск вскоре был «реабилитирован»: в 1939 году западные области Беларуси присоединились к восточным, и столица оказалась, как и положено, в самом сердце страны. Могилев же подвинулся на восток и стал обычной окраиной. Как королевский младший брат, который, примерив мантию и корону не по росту, понимает, что носить он их сможет, только когда у старшего атрибуты власти заберут или он сам от них откажется. Могилев живет своей жизнью, не задумываясь о том, что привычный уже столичный «наряд» может сделать его в глазах людей смешным и даже нелепым. Впрочем, ему и беспокоиться незачем: площадь имени Ленина ему как раз впору. Стоишь на ней, смотришь вокруг и глазам своим не веришь: столица, да и только! Город и вправду достоин быть столицей. Шикарная архитектура барокко и модерн, сохранившаяся просто чудом (в июле 1941 года за город шли ожесточенные бои), богатейшая на события и курьезы история, частое присутствие венценосных особ, наконец… Словом, есть что посмотреть, есть о чем рассказать.

Там, где лежит Машека

Как и всякий уважающий себя старинный город (а официальное летосчисление Могилева ведется с 1267 года, хотя археологи утверждают, что город на несколько столетий старше), он имеет несколько легенд о происхождении своего названия. Казалось бы, все просто: «могила льва». Не настоящего зверя, конечно —- это же вам не саванна. Человека назвали таким грозным прозвищем. Об этом полумифическом (а может, и вовсе мифическом) человеке сегодня в Беларуси знает любой школьник: поэма Янки Купалы «Могила льва» включена в учебную программу. Классик народную легенду облек в стихи, и получилась красивая история о любви, предательстве и смерти.

На берегах Днепра и Дубравенки, где стоит современный город, был когда-то глухой непроходимый лес. На окраине жил лесоруб Машека, отличавшийся необыкновенной силой, •за что и получил прозвище Лев. Однажды, когда он поплыл по Днепру сплавлять бревна в Киев, его невесту Наталку похитил местный князь, обесчестил ее, а потом сделал своей женой. Вернувшись, Машека обозлился на весь мир, ушел в лес и стал самым грозным разбойником в округе. Его шайка не пропускала ни одного купеческого обоза. Дошло дело и до главного обидчика — князя. Его Ма­шека повесил, а Наталку затащил в свою берлогу в лесу и бросил к ногам любимой все награбленные сокровища. Но любимая привыкла к княжеской роскоши и, мстя тому, кто ее этой роскоши лишил, ночью перерезала грозному атаману горло. Разбойники похоронили его над рекой и назвали это место Могилой Льва. А годы спустя на этом холме вырос славный город Могилев.

Красивая легенда, но всего лишь легенда, скажете вы. А вот археологи готовы с этим поспорить.

Результаты раскопок показали, что могилевский замок стоял на древнем захоронении. Кто и когда там был похоронен — пока не выяснено. Это дает местным романтикам еще один повод верить, что сказание о влюбленном разбойнике и вероломной красавице основано на реальных фактах давно минувших дней…

Костел построен из печных труб?

К сожалению, могилевский замок до наших дней не сохранился. Зато роскошные, выстроенные в стиле барокко кармелитский костел святого Станислава и Свято-Никольская церковь поражают своим великолепием и могут рассказать истории не менее интересные и более похожие на правду.

История костела начинается 22 декабря 1733 года, когда шляхтич Любуш Зенкозич со слугами учинил в Могилеве пьяный погром. Разгульные всадники разогнали торгующих на городском рынке, потоптали лошадьми их товар. Несколько человек погибли под копытами, были и раненые… Растерянность длилась недолго — за Зенковичем погналась разъяренная толпа.

Спасаясь, вмиг протрезвевший гуляка спрятался в кармелитском монастыре. Но горожан стены храма не остановили: вытащив Зенковича из кастела, они растерзали его прямо на рыночной площади. Храму тоже досталось – убранство растащили, а сам костел разрушими.

Молва о могилевских бесчинствах дошла до короля Речи Посполитой. В назидание горячим головам он повелел горожанам построить новый каменный костел, разобрав кирпичные трубы в своих домах (а на дворе были лютые морозы). Горожане молча подчинились. Для замешивания раствора в то время использовались куриные яйца, и требовалось их для такого строительства очень много. Граждане так же безропотно собрали нужное количество. Правда, стройка едва не сорвалась: все яйца были сварены вкрутую.

Кастел все-таки достроили, к нему и сегодня приезжали толпы туристов, чтобы полюбоваться его росписью, на которой один раз из самых полных фресковых евангельских циклов, сохранившихся в Беларуси.

Никольская церковь, расположенная в Свято-Никольском мужском монастыре, старше костела — ее начинали строить в 1669 году. Могилев всегда был городом православным и во время распространения по всей территории Беларуси униатства (политики и духовенство решили, что лучшей религией для Речи Посполитой будет включающая в себя черты и католичества, и православия, о чем в 1596 году в Бресте заключили унию) прославился как единственный город, не пустивший в свои стены униатских священников. Сам архибискуп Йозафат Кунцевич безуспешно пытался въехать в Могилев — горожане выкатили на крепостную стену пушки и пригрозили разнести и бискупа, и его свиту, если те не уберутся от городских стен…

Считалось, что городу всегда покровительствовала икона Могилево-Братской Божьей Матери, которая исчезла во время последней войны. Во всяком случае, светлейший князь Александр Меншиков имел возможность сам в этом убедиться. Во время Северной войны правая рука царя Петра наточил зуб на Могилев и имел вполне определенные намерения разграбить его и сжечь. Правда, перед этим решил помолиться. Перед Могилево-Братской иконой светлейший ни с того ни с сего рухнул наземь как подкошенный. Очнувшись, он тут же отменил приказ о разграблении.

А спустя некоторое время, когда город все же захватили шведы, почувствовать всевышнюю опеку над Могилевом довелось уже Карлу XII. Его лошадь упрямо отказывалась вступать на один из городских мостов. Дело было в двух свежеуложенных досках: когда их подняли и перевернули, это оказались православные иконы…

От Лжедмитрия II до царя-мученика

Легенда гласит, что в Могилеве жил при храме скромный учитель Дмитрий Нагой, который позже объявился в Москве и вошел в историю как один из главных персонажей великой смуты на Руси — Лжедмитрий II. Другая легенда свидетельствует, что в могилевском замке некоторое время держали захваченную у шведов служанку. Марту Скавронскую, ставшую потом императрицей Екатериной I, матерью вели кой самодержицы Елизаветы Петровны…

Вообще Могилев довольно часто фигурирует в жизнеописаниях российских монархов. Именно здесь Екатерина Великая встречалась со своим главным союзником в разделе Речи Посполитой австрийским императором Иосифом II, прибывшим в город инкогнито — под именем графа Фалькенштейна. Но особенно яркий след оставил Могилев в судьбе последнего русского царя. С 1915 в городе размещалась Ставка Верховного главнокомандующего русских войск. Император проводил здесь практически все время, наведываясь в Петербург только изредка. Несмотря на военное положение, жизнь в Могилеве текла в это время, как в имперской столице: давались балы, спектакли — по проекту Камбурова в центре губернии в конце XIX века был построен театр из красного кирпича, сохранившийся до наших дней… Именно в Могилеве император последний раз виделся с матерью. Именно здесь его настигло известие о Февральской революции, именно отсюда он поехал отрекаться от престола, именно сюда вернулся просто полковником Романовым, чтобы через несколько дней отправиться под арестом на свою Голгофу: сначала в Царское Село, затем в Екатеринбург, где через год его вместе с семьей ждала мученическая смерть.

Могилев, казалось бы, почти забыл о царе Николае: бывший губернаторский дом, где находилась Ставка и в которой осенью 1917 генерал Корнилов поднял мятеж, во время последней войны был разрушен. Но царь-мученик напомнил о себе самым невероятным образом: 14 августа 2000 года, когда в Храме Христа Спасителя проходила канонизация царской семьи, в Могилеве при ремонте одного из старых зданий в стене был обнаружен парадный портрет императора, В тот же день! Совпадение? Горожане так не считают. Поэтому найденный светский портрет стоит в храме и почитается как икона.

И все же Могилеву удалось стать настоящей столицей. Столицей одного из самых любимых в Беларуси и России фестивалей — «Золотой шлягер». Ежегодно осенью в город съезжаются любимые несколькими поколениями артисты со всего бывшего СССР. Звучат старые, но не забытые шлягеры, и под их звуки молодеют горожане, молодеет и сам старый город, которому есть что показать и рассказать своим гостям.