Вектор многогранности

Халамов, М. Вектор многогранности : [Могилевлифтмаш] / Михаил Халамов // Магілёўскія ведамасці. — 2019. — 26 февраля. — С. 8—9. 

Марка теперешнего открытого акционерного общества «Могилевлифтмаш» широко известна еще с советского времени. Но сегодня его деятельность стала гораздо более многогранной и существенным образом ориентированной на экспорт продукции.

Соответствуя времени

Основная продукция предприятия остается прежней — пассажирские, грузовые и больничные лифты. В его сегодняшней производственной программе порядка 180 их базовых моделей. Естественно, с разнообразными вариантами отделки и различной грузоподъемностью. К примеру, ее параметры в пассажирском исполнении — 225-1275 килограммов, а в грузовом — 100-6300 килограммов.

До сих пор, к слову, самым реализуемым в категории пассажирских остается лифт грузоподъемностью 400 килограммов. Именно на эту модель и ориентировался завод со времени своего основания.

Но не этот подъемник определяет сегодня перспективу лифтостроения. Одно из его приоритетных направлений — производство лифтов без машинного помещения.

Разумеется, ОАО «Могилевлифтмаш» не отстает от передовой тенденции. Его специалистами был разработан и осуществлен проект по выпуску этой современной продукции.

Ее характеризуют оснащенность новым поколением системы управления, осевой безредукторной лебедкой, уменьшенные размеры шахты. Перспективность нового лифта, по пояснению работников акционерного общества, определяется и другими преимуществами.

Среди наиболее значимых — конструкция и энергосбережение. В частности, отсутствие машинного помещения обеспечивает экономию пространства здания, позволяя претворять в жизнь самые смелые архитектурные решения.

Использование же безредукторной лебедки снижает потребление электроэнергии более чем на 35% в сравнении с ее редукторным аналогом.

Кроме того, новые лифты комплектуются источником бесперебойного питания, обеспечивающим эвакуацию пассажиров при отключении электроэнергии и повышающим тем самым степень их безопасности. Они характеризуются также пониженными уровнями шума и вибрации (параметр звука в кабине уменьшен до 55 децибел).

Естественно, безопасность и потребительские качества изделий здесь на первостепенном учете. От их начальной разработки до завершающего производственного процесса.

Сегодня все заводские лифты комплектуются частотными преобразователями главного привода и привода кабины. Тем самым обеспечивается плавность их движения и уменьшены вибрация и шум. В итоге — улучшенное качество удобства поездки в них.

Соответствуя времени меняется и линейка моделей могилевских лифтостроителей. Разработанные ими лифты для атомных электростанций внесены в каталог ЕОНКОМ — единый отраслевой реестр. В него включается оборудование, использующееся на объектах ядерной энергетики. Заказчиками таких подъемников стали Ленинградская АЭС-2 и Белорусская АЭС.

Есть в модельном ряду «Могилевлифтмаша» и панорамные (остекленные) лифты.

В рамках создания безбарьерной среды освоен выпуск подъемников открытого и закрытого типа для лиц с ограниченными возможностями. К слову, установлены они в недавно реконструированном в Могилеве Дворце культуры области.

Производственная программа предприятия расширяется непривычными прежде направлениями. Так, с 2017 года им стал выпускаться новый для белорусской промышленности вид продукции — эскалаторы и траволаторы под торговой маркой Movel.

Они востребованы в торговых, выставочных, административных и спортивных центрах, на вокзалах, в аэропортах и в метро. В том числе и Минском.

На его третьей линии нынче монтируются девять траволаторов «Могилевлифтмаша». Заказчикам же из Российской Федерации поставлено более двадцати поэтажных эскалаторов.

Выпускается «Могилевлифтмашем» и такая продукция, как грузовые автомобильные лифты, а также автопарковки.

Что касается первых, то лифты предприятия грузоподъемностью в 3,2 тонны нынче задействованы в автомобильных центрах Екатеринбурга и Каунуса. Автопарковка же роторного типа на 10 автомашин установлена в белорусской столице на территории БНТУ.

На территории самого «Могилевлифтмаша» сейчас осуществляется монтаж сразу двух разновидностей парковок — роторной на 12 автомобилей и башенной на 26 автомашин. Они не только призваны содействовать решению проблемы обустройства автомобилей для его работников, но и будут опытными образцами новой его продукции.

Между тем есть у предприятия и более масштабные наработки — башенных автопарковок большей вместимости. Возможно, придет черед и их осуществления. Ведь количество автомобилей в городах лишь увеличивается.

Основа конкурентоспособности

Но во главе угла здесь, конечно, лифтостроение. В прошлом году, кстати, предприятием в нем был взят весьма существенный производственный рубеж — выпуск более 14,5 тыс. лифтов.

И, надо заметить, рекордный для него за годовую отметку. Всего же со времени ввода в 1970 году «Могилевлифтмаша» в эксплуатацию на начало нынешнего года изготовлено 336,5 тыс. лифтов.

Способствует тому, разумеется, уровень спроса на них. Предопределяется он в первую очередь качеством и безопасностью продукции.

В ходе многочисленных испытаний могилевские лифты неизменно показывают высокую степень надежности. Свидетельство тому — способность выдержать землетрясение силой до семи баллов.

Еще одна немаловажная в этом плане деталь — степень защищенности их электрооборудования соответствует всем международным стандартам. Впрочем, как и другим требованиям. Отсюда и конкурентоспособность на мировом рынке.

Почти 80% Могилевских лифтов сегодня поставляется за пределы республики. Экспортный «атлас» предприятия включает более двадцати стран мира.

Однако основным их импортером остается Российская Федерация. В 2018 году ее покупателям было отгружено более 8,2 тыс. лифтов.

Устойчивым спросом они пользуются также в Казахстане, Украине и других странах СНГ. Покупают их и в Румынии, Сербии, Грузии.

Представительства «Могилевлифтмаша» созданы в соседней Польше и далекой Нигерии. Имеются уже и определенные проекты поставок туда лифтов.

Сирии же потребовался грузовой лифт для установки на ее элеваторах. Под этот заказ и была осуществлена специальная разработка предприятия.

С увеличенной нагрузкой предприятие теперь работает и на республиканского заказчика. Как известно, в Беларуси осуществляется объемная модернизация выработавшего свой ресурс лифтового оборудования. Начатому процессу замены в ближайшие два года подлежат еще тысячи размещенных в многоэтажных домах лифтов.

Для «Могилевлифтмаша», как отмечают его специалисты, участие в ней значимо как масштабностью, так и социальной направленностью. Ведь уровень рентабельности при выпуске этой партии лифтов ограничен пятью процентами.

Но даже с учетом такого условия предприятием достигнуто увеличение гарантийного срока их эксплуатации и времени службы. Они соответственно возросли до пяти и тридцати лет.

Изыскана также возможность оснащения лифтов этого проекта видеокамерами. За счет использования фотошторы усовершенствована конструкция дверей их кабины. Разумеется, не в ущерб фирменному качеству и надежности.

Фундамент успешности

Конечно, у такой эффективной деятельности предприятия немало определяющих факторов. Фундаментальным же здесь считается профессионализм. Причем в первую очередь общий. Коллективный.

Придерживается этого мнения и генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Борис Ковалевский. На его взгляд, значимые темпы развития предприятия обусловлены прежде всего слаженностью коллективной работы.

Подобран компетентный и добросовестный в своей основе персонал, стремящийся к эффективной деятельности и умеющий при высоких профессиональных требованиях ее добиваться. Престижность же работы на предприятии подтверждается стремлением выпускников высших и средних специальных заведений пополнить его коллектив.

Разумеется, для достижения должных результатов задействована соответствующая материально-техническая база. К примеру, научно-технический центр «Могилевлифтмаша», в котором работают более ста специалистов, оснащен для своих разработок современным оборудованием. В том числе 30-принтерами, мощными компьютерами и системами.

Результативность труда стимулируется соответствующим уровнем заработной платы. Неудивительно, что среди Могилевских лифтостроителей немало рабочих династий, в коллективе же практически нет текучести кадров.

Естественно, эффективность работы предприятия не остается без признания. В частности, в прошлом году «Могилевлифтмаш» подтвердил звание лауреата Премии Правительства Республики Беларусь в области качества. Предприятие было также удостоено специальной награды конкурса белорусского правительства в номинации «Совершенство менеджмента» и стало лауреатом республиканского конкурса «Лучший экспортер года».

Лауреатом республиканского конкурса «Человек своего дела» в номинации «За повышение престижа марки «Сделано в Беларуси» в сфере промышленности» был объявлен в прошедшем году и его руководитель Борис Ковалевский. На восьмом же Всероссийском съезде работников лифтового комплекса ему была вручена Почетная грамота Национального Лифтового Союза.

Необходимо заметить, что в плане обмена опытом работы представители предприятия взаимодействуют не только с российскими коллегами. Только в прошлом году они приняли участие в профессиональных встречах и выставках в Румынии, Иране, Польше, Украине, Казахстане, Грузии, Армении и Молдове.

Но, пожалуй, наиболее ярким и значимым для коллектива предприятия событием 2018 года стал прошедший в Могилеве V Форум регионов Беларуси и России. Предоставив площадку для работы секционного заседания «Цифровая экономика: сотрудничество регионов, состояние и перспективы», «Могилевлифтмаш» был непосредственным участником этой встречи.

И весьма, кстати, успешным. На пленарном ее заседании предприятием был заключен договор с российским заказчиком из г. Электросталь на поставку крупной партии лифтов. В течение ближайших трех лет ему их будет отправлено около двух тысяч единиц.

Михаил ХАЛАМОВ.