«Цифра» и школа

Александров, Г. «Цифра» и школа : [проект «Электронная школа» в гимназии № 1] / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2019. — 31 октября. — С. 13.

Учащиеся Могилевской городской гимназии №1 не носят на уроки дневники. Их нет вообще в сумках и рюкзаках гимназистов. Как родители могут следить за успеваемостью детей? А расписание уроков, домашние задания ученики в памяти держат? Нет, просто в гимназии полностью отказались от бумажных дневников и перешли на электронные их версии. Такой переход — один из аспектов проекта «Электронная школа», который в стране внедряется с 2014 года. Ну, а в гимназии №1 эта работа началась годом раньше.

<p>31.10.2019</p>
<p>«Цифра» и школа</p>

–Уже тогда внедрили программно-технологический комплекс «Параграф», с помощью которого создали базу данных педагогов и учащихся, — рассказывает заместитель директора гимназии по учебной работе Михаил Любавин. — Мы имеем возможность получать информацию об успеваемости, анализировать работу учащихся по всем предметам. Если, к примеру, ученик учился на «9», «10», а потом вдруг стал получать «восьмерки», то и педагоги, и родители должны выяснить причины этого, подумать, как исправить ситуацию. Раньше в конце каждой четверти учителя-предметники сдавали заместителю директора ведомости успеваемости, указывали в отчетах результаты обучения по каждому классу, подсчитывали каждый балл. Потом все это стал считать и обрабатывать «Параграф» — учителя избавились от рутинной работы. Если надо, заместитель директора за считанные минуты сделает виртуальную выборку по каждому ученику, — а представьте, у нас 1370 гимназистов! — предмету, учителю и распечатать эти данные. Их можно использовать, в частности, на педсоветах, родительских собраниях. Потом мы поставили перед собой цель установить компьютер в каждом учебном кабинете (и постепенно сделали это за счет бюджетных и внебюджетных средств, помощи попечительского совета), оснастили их интерактивными досками, мультимедийными проекторами. Затем пришли к выводу, что просто компьютеров недостаточно, надо, чтобы к каждому из них был подключен интернет. А когда в стране начали реализовывать проект «Электронная школа», изучили возможности разных сервисов и остановились на платформе «Знай бай».
Для школы всегда актуальны вопросы: как обеспечить более тесную взаимосвязь родителей и педагогов, можно ли создать систему оперативного оповещения родителей об успехах или, наоборот, о неудачах в обучении и воспитании их детей. Роль «информационного посредника» и играл привычный нам дневник. А сейчас с этой ролью эффективно справляется дневник электронный: пара кликов, и на экране монитора открывается страница виртуального классного журнала, очень похожая на бумажный аналог. Еще несколько кликов, и в графе против фамилии ученика появляется отметка. Точно так же, кстати, учитель может открыть журнал и внести отметки дома, проверив контрольные работы. И если ученик отсутствует на занятиях, учитель ставит в электронном журнале соответствующие обозначения.
Вся информация из электронного журнала автоматически попадает в электронный дневник ученика — изменить выставленную отметку не получится. И родители могут его проверить в любое время — им выдается индивидуальный пароль и логин, надо только, чтобы были компьютер, планшет или смартфон. Отражает дневник и пропуски уроков, поведение ученика — от внимательных родителей ничего не скроешь. К слову, и классный руководитель может проконтролировать, подписывают ли они дневник, как положено — каждую неделю. Если нет — свяжется с родителями по телефону.
— Когда мы переходили на электронные дневники, не всем ребятам пришлось по душе, что, по сути, вся информация о его школьной работе будет доступна родителям, — улыбнулся Михаил Любавин. — Но как результат, гимназисты стали более ответственно относиться к учебе.
Автоматически переносится в электронные дневники и расписание уроков, не надо ученикам записывать и домашнее задание: с компьютера учителя-предметника оно тут же появляется в соответствующей графе виртуального дневника. Можно также приложить файлы материалов по изучаемой теме, давать ученикам, в зависимости от уровня подготовки, разные задания. Довольны, что всегда могут посмотреть домашние задания и родители — фразы «нам ничего не задавали» или «у нас была контрольная» уже не пройдут.
Еще недавно в гимназии бумажные и электронные версии классных журналов и дневников учащихся велись параллельно. Конечно, для учителя — это дополнительная нагрузка. На полный переход к электронной версии дневника требуется согласие родителей, и оно было получено — сегодня практически во всех семьях есть компьютер, ноутбук или смартфон.
— Не дали согласие перейти на электронный дневник, отказаться от бумажного носителя родители только трех гимназистов, — сказал Михаил Любавин. — Что ж, эти ученики продолжают вести бумажные дневники, но одновременно пользуются и электронными версиями, мы в этом не отказываем.
Развитие информационных технологий позволило внедрить в гимназии и систему автоматизированного учета и безналичных расчетов за питание учащихся. И родителям стало проще рассчитываться за него, и с учителей спало бремя постоянного сбора денег, заполнения отчетной документации. Только и нужно родителям — получить через классного руководителя учетный номер ученика, оформить платежную карточку банка, подключенного к ЕРИП, и ввести нужную сумму через интернет-банкинг. Нет дома компьютера — можно оплатить через инфокиоск или кассу банка.
— Видите, в электронной базе данных — списки всех классов и учеников, — показывает Михаил Любавин, — заведующая производством столовой по своему компьютеру может видеть, сколько учеников будут завтракать и сколько обедать. Вот, пожалуйста, на сегодня должно быть 84 экспресс-завтрака, 293 завтрака, 763 обеда. Если ученик, допустим, заболел и не пришел в школу — деньги за питание автоматически возвращаются на счет родителей. Даже если родители забыли перечислить деньги, ребенок не останется голодным, питание он получит в долг, а родители получат уведомление об этом.
В настоящее время в гимназии изучают возможность внедрения в будущем еще одного направления «Электронной школы» — карты учащегося с функциями пропуска, оплаты за питание, читательского билета.
Но в первую очередь финансовые средства направляются на то, что помогает улучшить качество образования. Нужно разжечь огонек любознательности у детей, сделать занятие ярким, эмоциональным, запоминающимся? В арсенале учителя — цифровые образовательные ресурсы: электронные материалы, онлайн-рисунки, мультимедиапрезентации — гимназия сравнительно неплохо оснащена мультимедийными проекторами, интерактивными досками, телевизорами, компьютерами. Возможности той же интерактивной доски, с гордостью показывали мне, просто безграничны: ничего не стоит вывести на нее из интернета любой материал по теме занятия, продемонстрировать таблицы, фотографии, видеохронику и многое другое, что позволяет сделать урок более интересным.
А еще будущее за электронными учебниками — их можно «закачать» в планшет, электронную книгу? Пока гимназисты по старинке вытаскивают тяжелые бумажные учебники из портфелей и рюкзаков.
— По санитарным нормам ребенок может пользоваться электронным гаджетом не более определенного для каждого возраста времени, иначе это будет вредить его зрению, — заметил Михаил Любавин. — Но в индивидуальном порядке по просьбе родителей мы можем разрешить пользоваться электронным учебником — например, если учащемуся из-за проблемы с опорно-двигательным аппаратом нельзя носить тяжелый портфель или рюкзак. Возможно, в будущем создадут безвредные гаджеты и запреты будут сняты.
Как бы то ни было, современные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, и в образовательном процессе без них тоже уже никак не обойтись.
— Процесс информатизации образования, в том числе благодаря Государственной программе развития цифровой экономики и информационного общества до 2020 года, а также Концепции информатизации системы образования до 2020 года идет, можно сказать, семимильными шагами, — подчеркнула Инна Кондратьева, директор госучреждения по научно-методическому обеспечению учреждений образования города Могилева. — Все могилевские школы подключены к интернету и все они внедряют электронные сервисы образования на основе платформ «Знай бай» и Schools.by. Реализация проекта «Электронная школа» должна быть завершена уже в 2020 году. Цифровые технологии позволят в дальнейшем внедрить и дистанционное обучение — к примеру, если ученик по каким-то причинам не может присутствовать на занятиях, у него будет возможность быть со всем классом виртуально, слушать учителя и выполнять задания.
Ну, а в какой степени использование компьютерных сред способно повысить эффективность учебы — зависит уже от личности, таланта и мастерства учителя.
Геннадий АЛЕКСАНДРОВ.