Здравствуй, электричество!

Шевченко, С. Здравствуй, электричество! : [110 лет назад вступила в строй первая городская электростанция] / Сергей Шевченко // Веснік Магілёва. — 2020. — 5 февраля. — С. 20—21.

110 лет назад — 7 февраля 1910 года — вступила в строй первая городская электростанция

Эпоха керосина

В 70-х годах XIX века в Могилеве проживало 40 тысяч человек. В городе было 1620 деревянных и 285 кирпичных домов, 65 улиц и проездов. И, как и другие городах Российской империи, с середины 1860-х, его освещали керосиновые фонари — ящики со стеклянными стенками на столбе высотой в 3-4 м, в которых помещались керосиновые лампы.

В Могилеве их было около двухсот: на центральных улицах и на мосту через Днепр – через каждые 20-30 м, а на окраинах — на перекрестках и в опасных местах. Света они давали немного. Тем не менее, настолько прочно вошли в жизнь, что детям предлагали решать задачи, сколько времени нужно фонарщику, чтобы зажечь фонари.

Обслуживали их раз в несколько дней. Фонарщики днем собирали лампы, на санках, тележках, коромыслах доставляли в депо, заливали керосин, чистили стекло, при необходимости ремонтировали и — возвращали на место. По вечерам фонарщику необходимо было быстро зажечь около 20 фонарей. Зажигали их 10 месяцев в году из расчета 9 часов на ночь. На каждый месяц утверждался календарь, в котором для каждой ночи было прописано, с какого и по какой час производить освещение.

После 1903 года появляются калильные сетки, и, соответственно, керосинокалильные фонари: длинные цилиндры, заканчивающиеся внизу стеклянным колпаком с рефлектором. Резервуар для керосина помещался в верхней части. Горючее по трубке стекало вниз в испаритель. Пары керосина выходили из форсунки, смешивались с воздухом и сгорали внутри калильной сетки. При этом она раскалялась и давала свет в 600 и более свечей. Для зажигания фонаря его опускали вниз, спиртом разогревали испаритель, а когда фонарь разгорался, поднимали. В Могилеве такие фонари использовались на железнодорожной станции и центральных улицах.

К 1914 году городским освещением занималось специальное подразделение при городской управе. Оно обслуживало 380 керосиновых и 44 керосиново-калильных фонаря. Руководил подразделением заведующий, в штате были монтер и 18 рабочих (фонарщикам даже полагались фуражки и рубахи). На освещение тратились значительные суммы: в 1901 году -3655 руб., в 1906 — 6795, в 1914 — 10146 руб.

Здравствуй, электричество!

В конце XIX века в некоторых российских городах для освещения начали применять электричество. В Петербурге появился первый в мире мост, освещенный электричеством, — Литейный (1879). На нем установили фонари со «свечами» Яблочкова. Первые уличные электрофонари появились в Москве (1880) на Петровских линиях, около популярного ресторана «Яр», на территории фабрики купцов Алексеевых и в саду «Эрмитаж».

В июне 1880-го городская управа Могилева приняла постановление о необходимости электрификации города, и летом началось возведение здания электростанции. Однако техническая и экономическая стороны вопроса были недостаточно проработаны, работы были надолго остановлены и возобновились лишь в июле 1908-го Финансирование осуществлялось за счет займа Московского земельного банка в 125 тыс. рублей — с погашением в течение 50 лет под 5% годовых.

Строительство было закончено в начале 1910 г., а 7 февраля электростанция дала первый постоянный ток напряжением 200-400 Вольт.

Первоначально станция имела мощность 90 кВт. В качестве привода генератора был установлен двухцилиндровый дизельный двигатель Нобелевского завода (С.-Петербург), работавший на сырой нефти. Впоследствии было установлено еще несколько двигателей за счет заемных средств (дополнительно привлечено 165 тыс. руб.), и в 1913 г. ее мощность довели до 400 кВт. С учетом мирового опыта была принята трехпроводная система распределения электроэнергии, предложенная в 1882 г. Дж. Гопкинсоном и, независимо от него, Т. Эдисоном. Генераторы соединялись последовательно и от общей точки шел нейтральный, или компенсационный провод. Также была сооружена аккумуляторная батарея на 400 В и 440 ампер-часов. Батареи были обязательным дополнением каждой электростанции. Заряжаясь в дневные и ночные часы, они служили резервным источником.

Радиус электроснабжения составлял примерно 1200 м. Электростанция могла питать потребителей, только находясь в центре города. Поэтому ее построили на «площади горелых казарм» в Крутом переулке (за «Чырвонай зоркай»), включая аккумуляторную установку, мастерские, подсобные помещения, квартиры для персонала, склад топлива, распределительный щит, воздушные линии электропередачи. Здание сохранилось до сих пор.

Они были первыми

История сохранила имена первых руководителей: заведующего Мариана Иосифовича Маркевича, выпускника политехнического института, машиниста Виктора-Адольфа Робертовича Доблера, закончившего техническое ремесленное училище. В 1911-м появился бухгалтер Митрофан Петрович Тихий. В 1912-м заведующим стал Вацлав Антонович Павловский, в 1913 — Иван Меркурьевич Булах.

На станции работало около 50 человек, в обязанности которых входили эксплуатация и обслуживание дизельных двигателей, ремонт аккумуляторов, воздушной сети, электросчетчиков.

К 1913 году станция снабжала электроэнергией 3 промышленных предприятия, 12 тысяч электрических лампочек у абонентов, 300 светильников уличного освещения, 90 подворотных ламп. Расход топлива составил 80 т сырой нефти по цене около 1 рубля за пуд (керосин стоил 2 рубля за пуд). Немало трудностей было с доставкой топлива: в районе электростанции нет ни железнодорожных путей, ни крупной реки.

Исходя из расхода электроэнергии, можно предположить, что для освещения города применялись лампы накаливания мощностью около 60 Вт. Что касается фонарей, то, судя по всему, под электрические переделали часть керосиновых, а новые не отличались от них по внешнему виду.

88% производимой электроэнергии расходовалось на освещение, максимум загрузки был в вечерние и утренние часы. Поэтому после 24.00 машины останавливались и город оставался на питании от аккумуляторной батареи.

К 1 января 1913-го у абонентов имелась значительная задолженность: за устройство электроосвещения оплата составила 70%, за отпущенную электроэнергию — 68%, за прокат электросчетчиков — 78%. Видимо, именно проблемами с неплатежами объясняется появление бухгалтера, а потом и заведующего бухгалтерией.

Лампочка вместо лампы

До появления керосина освещение жилья было очень дорогим или плохим. Керосиновые лампы значительно удешевили и улучшили освещение. Но у них был ряд недостатков: при опрокидывании возможен пожар, загрязняют воздух, из-за образующихся сажи и пыли портятся интерьер и одежда, лампу долго разжигать. Электрическое освещение пропагандировалось, как не требующее дополнительного ухода. Его легко зажечь и погасить. Постоянное напряжение в 100 В безопасно для человека. Хорошо для подсветки витрин магазинов: не портит образцы и не искажает их цвет. Выгодно для промышленности: можно использовать станки с электрическим приводом вместо механического, удлинить рабочий день, обеспечить освещение рабочего места.

Освещение одной лампочкой мощностью 42 Вт обходилось абоненту ежемесячно в 40 коп. Для сравнения, в 1913-м зерно (гречка, рожь) стоили около 1 рубля за пуд, швейная машинка «Зингер» — 25 руб. Месячная зарплата сторожа в Могилеве составляла 14 руб., фонарщика — 14,5, младшего городового — 20, монтера (по керосиновому освещению) — 30, служителя пожарной команды — 17-23, машиниста водопровода — 70, заведующего скотобойней — 125 руб.

Тарифы на электроэнергию были дифференцированными: 1 кВт/ч стоил 28 коп., для электродвигателей — 13 коп., уличное освещение — 10 коп. Себестоимость 1 кВт/ч составляла 10 коп. Интересно, что электросчетчики сдавали абонентам в аренду — за 1 руб. в год, что было значительно дешевле московских цен (3,6 рубля).

Электропроводка в доме была открытой, на изоляторах. Ее стоимость составляла около 3 руб. с лампочки или 25 — на среднюю квартиру (цены Москвы). В первую очередь электрифицировали дома богатых горожан, магазины, общественные здания. Лампочки стоили: с нитью накала из угольного волокна — 50 коп. (600 часов службы), с вольфрамовой нитью — 1,5 руб. (1000 и более часов).

Для удешевления перехода с керосинового на электрическое освещение давали советы, как переделать лампу на керосине или люстру на свечах под электрическое освещение.

Электрическое освещение было несколько дороже керосинового, однако удобство в использовании и пожарная безопасность были быстро оценены горожанами. Но пользовались им крайне экономно, час-два в день на 1 лампочку.

Электричество проникало во все сферы жизни и становилось мерилом престижа и культуры. В городе появились кинотеатры (один из первых — «Чары» в непосредственной близости к электростанции) и знакомые всем электроприборы.

К концу 1913 года на электростанции имелся значительный резерв мощностей. А значительное количество горожан желало подключиться к электросетям. Поэтому на 1914 год прирост потребления на освещение прогнозировался на 15%, уличного освещения — на 8%, потребления электромоторами — на 90%. Планировали электрифицировать ул. Виленскую (Лазаренко), Большую мещанскую (Большая Гражданская) и другие, установить дополнительные электромоторы на предприятиях. Финансировать нововведения собирались за счет ссуды Общества взаимного страхования от огня — на сумму 20 тыс. рублей под 4%.

От первой городской — к ТЭЦ-1

Дальнейшая история первой городской электростанции тесно связана с перипетиями Первой мировой и Гражданской войн: перенос Ставки Верховного главнокомандующего в Могилев, Октябрьская революция, Брестский мир, немецкая оккупация, гиперинфляция.

К ноябрю 1918 года после освобождения Могилева частями Красной Армии мощность электростанции упала в 3 раза. Она была национализирована. Был избран ее рабочий комитет: Доблер, Гужвий, Пригарин, Банин, Шустерман, Шульман.

К сетям были подключены 1300 абонентов. В связи с разрушением хозяйственных связей внутри страны и отсутствием нефти для работы на полную мощность была предпринята попытка лимитировать отпуск .электроэнергии: 8 кВт/ч на 1 электролампочку мощностью 25 Вт по цене 6 руб. в месяц, при потреблении электроэнергии без счетчика — 45 руб. (ноябрь 1918).

15 января 1919-го работу станции ограничили: с 7.00 до 9.00 и с 18.00 до 1.00 ежедневно. А с 19 января отключили всех потребителей, кроме советских учреждений.

В июле в целях экономии установили локомобиль (паровая электросиловая установка на твердом топливе) мощностью 150 кВт.

К концу 1924-го мощность электростанции достигла значений 1914 года, количество абонентов составило 2300.

В августе 1928-го установили дополнительный двигатель, а мощность станции выросла до 950 кВт.

Электроснабжение Могилева значительно улучшилось после того, как в 1930 г. он стал получать электроэнергию от возведенной под Оршей БелГРЭС.

В том же году для электроснабжения Шелковой фабрики и ее поселка было начато строительство теплоэлектроцентрали (современной ТЭЦ-1). Ее первый турбогенератор мощностью 5 тыс. кВт ввели в эксплуатацию весной 1933 г.

В сентябре 1933-го городская электростанция была закрыта, а здание перестроили под жилой дом. Хотя часть помещений Могилевские электросети использовали до 70-х годов 20 века.

Сергей ШЕВЧЕНКО, историк, начальник отдела кадров Могилевских электрических сетей.

Автор выражает признательность работникам областного краеведческого музея и областной библиотеки им. Ленина, а также В.А. Цалко.