Священный монстр джаза

Вострецова, Н. Священный монстр джаза : [в рамках фестиваля «Золотой шлягер» в Могилеве выступил Р. Гальяно] / Наталья Вострецова // Веснік Магілёва. — 2019. — 27 ноября. — С. 21. 

В рамках фестиваля «Золотой шлягер» в Могилеве выступил всемирно известный джазовый аккордеонист, французский композитор и исполнитель Ришар Гальяно, которого на родине называют «священный монстр джаза».

Чтобы порепетировать с оркестром им. Иванова, Гальяно приехал в наш город за день до выступления. А после репетиции встретился с могилевскими музыкантами. Он не только отвечал на вопросы, но и исполнил любимые произведения, рассказал о наставниках и коллегах, с которыми общается не только на сцене, но и в повседневной жизни, поделился секретами мастерства, рассказал о своем становлении как музыканта. И вообще Ришар был в отличном расположении духа, шутил и говорил комплименты в адрес белорусских музыкантов.

За бумажным аккордеоном

Ришар хотел последовать примеру отца, аккордеониста и учителя музыки. Когда был маленьким, складывал из бумаги аккордеон. Родители, когда увидели, подумали, что это знак свыше. Уроки музыки будущий маэстро получал у отца и его друга Клода Моэля, который познакомил его с аккордеоном и литературой, связанной с этим инструментом. Для француза было шоком услышать произведения Лучано Франчели, Феличе Фугаде и известного композитора Адамо Вольво, который великолепно играл и на органе. Потом Гальяно учился в музыкальной школе в Ницце. Также занимался на пианино.

Когда Ришар был подростком, основным его учителем был магнитофон, с которым он обращался как, с зеркалом. Записывал, слушал, потом правил придуманные мелодии. В 20 лет уехал с юга Франции в Париж и начал музыкальную карьеру, записывая в студиях свои произведения. Там ему посчастливилось встретиться с известными французскими певцами и певицами, с которыми работал в течение 10 лет.

В 80-е годы Ришар познакомился и подружился с аргентинским композитором Астором Пьяццоллой. Великий реформатор танго будто разбудил Гальяно. По совету Астора он начал продвигать стиль «нью-мюзет». Некоторые считают француза создателем этого направления, но сам Ришар считает себя не создателем, но продолжателем. Мол, направление, в котором соединились аргентинские и бразильские ритмы, свинг, французский шансон и классические баллады, по сути, создали Колтрейн, Дебюсси, Пяццола и Эванс.

А вот методику обучения игры на аккордеоне, разработанную Ришаром Гальяно и выпущенную многими известными издательствами, с полным правом можно считать новой.

Ришар восхищается игрой американских аккордеонистов Акта Вандама, Туми Гумина, Эрни Феличе, а также русских и белорусских музыкантов, с которыми встречался на конкурсах. По словам Гальяно, у них был такой высокий уровень исполнения классических произведений, что для Ришара это был шок, будто он встретился с марсианами.

Скажи, как ты ешь, и я скажу, кто ты

Существует история, будто Пьяццоло, подбирая музыканта в свой квинтет, приглашал его на ужин. Поведение претендента на вакансию во время трапезы и решало его дальнейшую судьбу.

По словам Гальяно, Пьяццолла на самом деле говорил: «Прежде чем я возьму к себе музыканта, я должен разделить с ним ужин. И в зависимости от того, как он держится за столом, я решу вопрос о его трудоустройстве. Я не люблю людей, которые не едят и не пьют».

Вообще друзья много времени проводили за столом. Ришар с женой часто приглашали Пьяццолу с супругой в рестораны или к себе на ужин, вместе отмечали Рождество. И каждый раз при встрече Пьяццола давал ему ценные советы. Например, «вы должны играть то, что происходит в голове». Или, «если вы аккомпанируете какому-либо певцу, то ваше имя на афише должно быть написано такими же большими буквами, как и имя певца».

Сейчас многие говорят, что того не едят, этого не пьют. Ришару кажется это очень подозрительным. А еще вспомнил французского хореографа Ролана Пети, у которого тоже было инстинктивное чутье на людей. И тот говорил, что если в зал входит танцор, судя по тому, как он двигается, уже знал, возьмет его к себе или нет.

На волне эмоций

Утром, когда маэстро пришел на репетицию в ДК области и встретился с музыкантами оркестра народных инструментов, то обратил внимание, что они умеют слушать. Ришар очень ценит это качество в людях. Говорит, общение с нашими музыкантами было идеальным. Высоко оценил уровень оркестра. Ощущал любовь и взаимопонимание. И это, на его взгляд, очень важно. Для сравнения, в Греции, где он музицировал с местным оркестром, музыканты сидели с вытянутыми лицами без эмоций. Были непонятны их чувства. Чтобы изменить ситуацию, Гальяно пришлось разгневаться — в музыкальном смысле. А в Могилеве он просто позволил себе плыть по музыкальному течению.

Между прошлым и будущим

С годами дружеский пейзаж меняется, рассказал Гальяно, вспоминая ушедшего из жизни близкого друга Пьера Кару, написавшего слова к песне из фильма «Мужчина и женщина».

Ришар говорил, что каждая страна считает аккордеон своим национальным инструментом. Но Французский представляет Францию. В Бразилии, на Балканах, в странах северной Африки, в Италии — то же самое. В Беларуси и России очень любят аккордеон, и среди славян много виртуозов, покоривших мир. В Колумбии тоже есть великолепные музыканты, которые играют на маленьких инструментах.

Композитор обратил внимание на то, как к аккордеону относятся дети. Недавно Ришар играл в классе, где учится его внучка, в городе Грасс. Он представил инструмент, сыграл небольшие пьесы, провел с детьми два с половиной часа. И все ребята захотели попробовать поиграть на маленьком аккордеоне.

В интернете Гальяно встретил трех молодых музыкантов — испанца, итальянца и русского, которые очень хорошо играют на аккордеоне.

Музыкант уверен, что у инструмента — большое будущее. Волшебные звуки аккордеона во время мастер-класса французского композитора это подтверждают, даря незабываемые эмоции.

Наталья ВОСТРЕЦОВА